Peugeot 107

Peugeot 107: мал, да удал

За последние годы темпы роста жизни человека увеличились в разы Читать далее...>

Peugeot RCZ

Excellent result

Peugeot RCZ – единственный легковой автомобиль в модельном ряду французской марки... Читать далее...

Peugeot 508

Peugeot 508

По устоявшейся традиции, на парижском автосалоне производители из Франции Renault...Читать далее...

Peugeot 308CC

Peugeot 308CC

Peugeot 308CC очень похож на красивого белого лебедя, который грациозно плавает по живописному прудику и иногда... Читать далее...

НПЗ ExxonMobil. Такие разные платформы

PDFПечатьE-mail

Век живи — век учись. Оказывается, нефтяная платформа — это не всегда огромная плавучая башня с буровой установкой, заякоренная в море на континентальном шельфе. По крайней мере, крупнейший в Европе нефтеперерабатывающий завод ExxonMobil именуется хозяевами не иначе как The ExxonMobil Platform at Port-Jerome.

Расположенное на севере Франции, в Нормандии, вплотную к деревушке Нотр-Дам-де-Гравеншон предприятие занимает территорию в 700 га. На нем трудится 2400 работников. Еще 2000 человек имеют полную занятость благодаря контрактам с заводом.

Начало переработки нефти двумя ныне входящими компаниями — Esso (тогда — Standard Oil) и Mobil (Vacuum Oil) — датируется 1933 годом. С 1955 года, когда в Гравеншоне появился завод по смешиванию масел, одно за другим строятся нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства двух компаний. Развитие здесь нефтепереработки не случайно: совсем недалеко порт Гавр, способный принимать и обрабатывать океанские танкеры. Выход заводов на берег Сены позволял доставлять сырую нефть на танкерах водоизмещением до 45 тыс. тонн. Позднее из Гавра был проложен нефтепровод, и надобность в перевозках рекой сырой нефти отпала. Тем не менее грузовыми судами по-прежнему доставляется часть сырья и отправляются некоторые виды продукции.

Расширение производства и рост занятых на нем людей привели к тому, что с течением времени завод и деревня, отстоявшие друг от друга на несколько километров, стали непосредственными соседями. Объединение Exxon (владельца торговой марки Esso) и Mobil в 1999 году превратило Гравеншон в один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих предприятий полного цикла. Примечательно, что в соответствии с задачами расположенные рядом производства являются в структуре концерна отдельными самостоятельными единицами. Так, скажем, крупнейший завод-блендер (т. е. «смеситель» масел) ExxonMobil — PJG LOBP соседствует с производящим сырье для химической промышленности ExxonMobil Chemical France. Видно, именно поэтому и появилось столь неожиданное название объекта в целом — платформа.

Единственное сходство двух платформ (морской и сухопутной) — присутствие сырой нефти. Но если в первом случае она — результат труда, то во втором — исходное сырье. Из 12 млн тонн сырца на выходе ежегодно получают около 600 тыс. тонн базового масла, 500 тыс. тонн готовых смазочных материалов, 2 млн тонн продуктов нефтехимии, включая пропилен и полипропилен, бутадион, клеящие вещества, резину, керосин и авиационное топливо. В качестве сырья также используется и газ. Сопутствующие нефтяные газы сжижаются, после чего сжиженный газ используется в качестве моторного топлива, весьма популярного во Франции.

Основное внимание посетивших «платформу» русских и украинских журналистов было направлено хозяевами к процессам смешивания и фасовки автомобильных масел, контролю качества и работе диспетчерской службы.Бывать в Гравеншоне доводилось и ранее, без малого десять лет назад. Тогда многое было в диковинку, да и организаторы визита вели себя куда более открыто. По крайней мере, «гвоздь программы-2000» — научно-технический центр Mobil, где мы узнали много нового и полезного, ныне даже не упоминался. Существует ли он в Гравеншоне по сей день, даже и не знаю.

Поразивший своими размерами и полной автоматизацией склад готовой продукции сегодня уже не диковинка. Абсолютно «безлюдные» линии фасовки и упаковки есть сегодня и на куда более скромном по масштабам заводе ExxonMobil в финском Наантали, и на бывшем заводе «Юкоса» в Ангарске. Компьютеризированное дозирование присадок при замешивании масел используют не только крупные нефтяные компании, но и скромные блендеры. Не буду грузить читателей другими, излишними технологическими подробностями.

Что же изменилось за последние годы? Был построен новый диспетчерский пункт. Обращенный окнами на реку, он напоминает ходовую рубку теплохода. Отсюда и название сооружения — Vesso (от vessel — судно и торговой марки Esso). На «капитанском» мостике собирается вся логистическая информация, отсюда управляются погрузочно-разгрузочные операции, работа многочисленных трубопроводов. Для производственных нужд требуется огромное количество пресной воды, контроль за ее очисткой и сбросом также осуществляют операторы Vesso.

Разумеется, уровню автоматизации и компьютеризации рабочих мест можно только поражаться. Другая «новость» — модернизация системы управления качеством. В 2004 году производство смазочных материалов было сертифицировано на соответ­ствие международным стандартам качества ISO 9001/TS 16 949. Стандартная программа контроля включает в себя 600 процедур оценки качества и безопасности.

Разработана 21 методика анализа отклонений от технологических процессов. Имеется более 30 планов управления качеством, учитывающих требования ведущих мировых автопроизводителей (BMW, Daimler, Ford, GM, PSA, Renault, Toyota и VW).

Внедрена жесткая система одобрений как для новых продуктов и формул, так и для допустимых технологических изменений. Стабильность показателей гарантируется одним и тем же постоянным органом сертификации. Помогает поддерживать качество продукции и вновь разработанное программное обеспечение. Каждая партия продукта контролируется дважды. В первый раз — непосредственно при смешивании. А готовое масло не фасуется до тех пор, пока не поступит «добро» от заводской лаборатории. Подвергаются контролю и первые в партии упаковки масла.

О лаборатории — пара слов отдельно. Хотя задачи у нее исключительно утилитарные (исследования и разработки проводятся в другом месте), оборудована она по последнему слову техники. Используются даже рентгеновская и плазменная спектрография. Первая задача контролера легкая — проверить соответствие пробы образцу. Основную работу выполняют приборы и компьютеры. Вторая — исправить неточности в составе продукта и проанализировать причины брака — несколько сложнее, но и здесь приходит на помощь электронный разум. Другое наблюдение — с банок с автомобильным маслом исчез Пегас. Теперь логотип с изображением крылатого коня используется только на продукции для промышленности.

Серьезно изменился и ассортимент: наука не стоит на месте. На показанном в ходе пресс-конференции «генеалогическом древе» моторных масел Mobil появилось явно выраженное ответвление Mobil Ages («Возрасты»). Три новых продукта представлены специально для «русского кластера», помимо России включающего Белоруссию и Украину. Появление семейства масел, не используемых нигде кроме названных стран и выпускаемых только в Финляндии и Турции, может вызвать подозрения. Разработчики новых продуктов объясняют такой подход чисто техническими соображениям. Автопарк у нас старый, изношенный. Поэтому нужны отдельные продукты для каждого возраста. Mobil 1 New Life («Новая жизнь») — для новых машин, Mobil 1 Peak Life («Жизнь на пике») — для машин с пробегом от 100 тыс. км и Mobil 1 Extended Life («Продленная жизнь») — для «ветеранов», пробежавших более 150 тыс. км.

Суть технического решения становится понятной при взгляде на показатели вязкости 0W-40, 5W-50 и 10W-60 соответственно. Издревле известно, что чем больше износ трущихся пар (читай: больше зазоры между ними), тем выше должна быть вязкость масла. Но почему это правило действует только в России? Вполне вероятно, что дело не только в дряхлости значительной части наших автомобилей. Многие ведущие производители при разработке новых продуктов для России открыто говорили о необходимости снизить их цену как из-за относительно низкой покупательской способности нашего населения, так и из-за набиравшего обороты кризиса. Это не означает, что такая продукция сильно уступает по качеству и может нанести вред. Просто производителю пришлось пойти на какие-то компромиссы. Может быть, не предлагать продукты, имеющие увеличенный срок службы, либо оставить «на потом» энергосберегающий эффект. Разбивка по возрастам похожа на антикризисную меру, подаваемую маркетологами как еще одно достоинство.

Впрочем, и пугаться нечего: технически все сделано грамотно. Тем более что для новых современных автомобилей на нашем рынке имеются Mobil 1 Fuel Economy 0W-30 и Mobil 1 ESP Formula 5W-30. Закрытость хозяев, уклончиво отвечавших на прямые вопросы, запрещавших фотосъемку и показавших при этом то, что все давно уже видели, можно объяснить просчетами PR-службы или ужесточением конкурентной борьбы в условиях кризиса. Сути это не меняет. ExxonMobil остается в мировых лидерах, завод в Гравеншоне — одним из крупнейших в мире, качество его продукции сомнений не вызывает.

А нефтяные платформы, оказывается, встречаются и на суше.

Светлана Писарева, руководитель проектов отдела маркетинга ExxonMobil в России и на Украине.

«Российский рынок является третьим по продажам после США и Китая. В 2008 году мы предложили принципиально новый подход к выбору смазочных материалов, при котором масло выбирается в зависимости от пробега автомобиля — данная линейка продукции и новая концепция разработаны специально для российского кластера, который включает в себя Россию, Украину и Белоруссию. Выбор масла в зависимости от пробега — это простой и удобный подход, но я хочу отметить, что за ним стоит серьезная работа технических и маркетинговых специалистов компании ExxonMobil».

Что говорят люди?

Не машина... - Мечта!..

Салон . Просторный. Мягко говоря. Это первый автомобиль, где на меня ничто не давит. Боковые и передние стойки, обшивка дверей, панель, потолок, пассажир справа. Все это где-то на приличном расстоянии..