Постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2013 N 885 "О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 22.03.2012 N 172 "О повышении качества образования как одном из направлений модернизации региональной системы образования "
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. № 885
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 22.03.2012 № 172 "О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ)"
Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 22.03.2012 № 172 "О повышении качества образования как одном из направлений модернизации региональной системы образования (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике)", представленную в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой (письмо от 21.01.2013 № 31/21969 Д/12-317), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации подраздела 1.3 раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 22.03.2012 № 172 "О повышении качества образования как одном из направлений модернизации региональной системы образования (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике)" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления Тюменской области продолжить системную работу по реализации мероприятий, направленных на предоставление качественного образования в Тюменской области, уделив особое внимание вопросам:
- дальнейшего развития региональной системы оценки качества образования;
- обновления материально-технической базы и средств обучения в соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов;
- привлечения и закрепления квалифицированных кадров, повышения квалификации педагогических кадров и административно-управленческого аппарата образовательных учреждений;
- улучшения жилищных условий и обеспечения жильем специалистов отрасли.
3. Снять с контроля постановление Тюменской областной Думы от 22.03.2012 № 172 "О повышении качества образования как одном из направлений модернизации региональной системы образования (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике)".
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 14.02.2013 № 885
ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 22.03.2012 № 172 "О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ)"
(представлена в областную Думу заместителем Губернатора
Тюменской области, руководителем аппарата
Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой 21.01.2013)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" разработан комплекс мер по модернизации системы общего образования Тюменской области, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 13.02.2012 № 133-рп.
В целях реализации данного комплекса мер осуществляются мероприятия, направленные на следующие цели:
- повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы в экономике региона;
- обеспечение современных условий образовательного процесса, в том числе с использованием электронных образовательных технологий;
- качественное обновление кадрового состава и повышение профессионального потенциала работников общеобразовательных учреждений.
В 2012 году на проведение мероприятий по модернизации региональной системы общего образования направлено 542211,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 219471 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 322740,3 тыс. рублей.
Региональная система оценки качества образования
Региональная система оценки качества образования развивается в Тюменской области с 2007 года.
В 2012 году приказом департамента образования и науки Тюменской области было утверждено новое Положение о проведении процедур региональной оценки качества образования обучающихся на ступени начального образования (4-й класс), основного общего образования (8-й, 9-й классы), среднего общего образования (10-й, 11-й классы).
Особенностью региональной системы оценки качества образования в 2013 году является создание муниципальных комиссий для проверки единых контрольных работ учащихся 4-х, 8-х классов и части "С" работ по русскому языку и математике учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов.
Анализ результатов проведения региональной оценки качества образования позволяет обеспечить получение достоверной и объективной информации об учебных достижениях обучающихся, своевременно выявить пробелы в знаниях и провести их корректировку, а также принять соответствующее управленческое решение. Указанные факторы способствуют повышению эффективности деятельности общеобразовательных учреждений и качества образовательных услуг, а также обеспечению готовности учащихся к государственной итоговой аттестации.
Основными принципами реализации механизма региональной оценки качества образования являются объективность внешней оценки качества образования, психолого-возрастная адекватность оценочных процедур и показателей качества, прозрачность процедур оценки качества образования, доступность информации о состоянии и качестве образования в регионе, адаптация обучающихся к существующим и прогнозируемым (в связи с переходом на новые образовательные стандарты) формам проведения государственной (итоговой) аттестации.
В 2012 году контроль качества обучения осуществлялся в форме региональных контрольных работ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов (для учащихся 4-х, 8-х классов) и репетиционных (пробных) экзаменов по русскому языку и математике, задания которых максимально приближены к формату единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации 9-х классов в новой форме (для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов). Содержание контрольно-измерительных материалов ежегодно обновляется на 10 - 15%.
Кроме того, для контроля качества знаний обучающихся 10-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений с 2012 года предусмотрены репетиционные экзамены по общеобразовательным предметам в компьютеризированной форме. Формат и контрольно-измерительные материалы для их проведения разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации с целью перехода к сдаче письменной части единого государственного экзамена по всем предметам с использованием компьютера.
В октябре 2012 года в 22 муниципальных образованиях области был проведен тренировочный экзамен по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютеризированной форме. В нем приняли участие 614 человек из числа учащихся 10-х, 11-х классов.
С 2010 года в образовательных учреждениях регулярно проводится внутришкольное тестирование, являющееся одним из механизмов, обеспечивающих принцип преемственности процедур оценки качества образования.
На основе анализа результатов проведения единых контрольных работ для учителей ежегодно издаются методические рекомендации по преподаванию учебных курсов с учетом выявленных типичных затруднений учащихся в освоении основных образовательных программ.
За 2012 год по итогам региональной оценки качества наблюдается повышение качества выполнения заданий (доля обучающихся, получивших положительные отметки, от общей численности обучающихся):
4-й класс: гуманитарный цикл - с 74 до 95%, естественнонаучный цикл - с 72 до 93%;
8-й класс: гуманитарный цикл - с 69 до 80%, естественнонаучный цикл - с 61 до 66%;
9-й класс: русский язык - с 78 до 79%, математика - с 73 до 84%;
10-й класс: гуманитарный цикл - с 74 до 95%; естественнонаучный цикл - с 72 до 83%;
11-й класс: русский язык - с 88 до 96%, математика - с 84 до 87%.
Важным фактором повышения открытости аттестационных процедур является увеличение количества общественных наблюдателей за ходом проведения единого государственного экзамена (2012 год - 801 человек, 2011 год - 251 человек, 2010 год - 124 человека) и государственной (итоговой) аттестации в новой форме в 9-х классах (2012 год - 909 человек, 2011 год - 731 человек, 2010 год - 552 человека).
Переход на новые образовательные стандарты.
Контроль за качеством и результатами предоставляемых
образовательных услуг
С 1 сентября 2012 года удельный вес численности школьников 1 - 2-х классов, обучающихся в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, составляет 100%.
В рамках основной образовательной программы начального общего образования школы реализуют учебные планы и планы внеурочной деятельности по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Среднее количество часов внеаудиторной занятости на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования в 2012/2013 учебном году составляет 8 часов в неделю.
Для организации внеурочной деятельности учащихся используется потенциал учителей начальных классов школы, учителей-предметников основного и старшего звена, а также кадровый ресурс учреждений дополнительного образования.
Особое внимание уделяется вопросам подготовки родительской общественности к новым требованиям, предъявляемым к содержанию и результатам образования. Для более полного информирования родительской общественности проводятся собрания для родителей первоклассников, "круглые столы", выступления специалистов органов управления образованием в средствах массовой информации, используются интернет-ресурсы, в том числе возможности школьных сайтов.
С целью организованного введения федеральных государственных образовательных стандартов и проведения мониторинга за их введением создан областной координационный совет. На заседаниях совета рассматриваются проблемные вопросы, заслушиваются отчеты школ.
С 2011 года осуществляется апробация введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В качестве "пилотных площадок" на муниципальном уровне работают 44 образовательных учреждения, в которых обучаются 1,5 тысячи шестиклассников. Кроме того, с 1 сентября 2012 года 20 образовательных учреждений на региональном уровне являются "пилотными площадками" (в указанных учреждениях обучаются около 1,0 тысячи пятиклассников). Апробация введения стандартов осуществляется по различным направлениям под руководством Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
Ежегодно проводятся курсовые мероприятия, семинары, совещания. В феврале 2012 года был проведен областной форум "Большая перемена" по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов. В форуме приняли участие более 800 педагогов, представителей родительской общественности и средств массовой информации. В рамках форума были проведены мастер-классы педагогов, "круглые столы", секции с обсуждением актуальных вопросов введения стандартов. Проведение очередного областного форума "Большая перемена" для педагогов, родительской общественности, представителей средств массовой информации по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов основной школы запланировано в феврале 2013 года.
В рамках конференции педагогических работников, проведенной в августе 2012 года, был организован "круглый стол" по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов.
В течение 2012 года повышение квалификации, связанное с новыми образовательными стандартами, в рамках курсовой подготовки прошли 2023 педагогических работника. Охват семинарской подготовкой составил 2199 человек. Также в рамках курсовой подготовки по вопросам управления внедрением федеральных государственных образовательных стандартов повысили квалификацию 218 руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений. Регулярно на семинарах-совещаниях с заместителями руководителей по социальным вопросам, начальниками отделов образования органов местного самоуправления и руководителями общеобразовательных учреждений рассматриваются вопросы модернизации регионального образования, в том числе по современным методикам и технологиям обучения, требующим активного применения на всех этапах обучения детей.
В целях совершенствования работы по повышению профессиональной компетентности педагогов внедряются новые формы и методы работы с учителями и руководителями образовательных учреждений, в том числе:
- дистанционное обучение,
- совершенствование накопительной системы повышения квалификации,
- введение модульных программ, семинаров.
Кроме того, проводятся мероприятия в целях совершенствования форм практических и семинарских занятий: деловые игры, модельные уроки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, презентации видеоматериалов, творческие отчеты, интерактивные проекты.
В соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов формат курсовой подготовки педагогических кадров предусматривает наряду с теоретическими и практическими занятиями обязательные часы стажировки на базе ведущих учреждений области. Организована работа стажерских площадок на базе 57 школ и гимназий для проведения курсовой и семинарской подготовки по основным вопросам реализации инициативы "Наша новая школа". Стажерская площадка является пролонгированной интерактивной формой повышения квалификации специалистов, которая в сочетании с курсовой системой обучения позволяет создать условия для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров.
С целью организации адресной, персонифицированной работы по повышению квалификации педагогических работников области проведена диагностика профессиональной компетентности около 4000 педагогов.
В рамках зачетно-накопительной системы составляется индивидуальная программа повышения квалификации, сформированная на основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций слушателя для преодоления затруднений, выявляемых в ходе диагностирования, и обеспечения постоянного методического сопровождения, ориентированного на оказание своевременной практической помощи каждому педагогу и поддержку прогрессивных инициатив педагогического сообщества в целом.
Оценка качества образования как инструмент развития школы
В 2012 году продолжалась реализация комплекса мероприятий по формированию механизма оценки качества образования. Данный механизм включает в себя:
- развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единые подходы к оцениванию результатов образования учащихся и достижений в функционировании школ;
- комплексную оценку знаний, умений, навыков и личностного развития учащихся, предусмотренную в рамках внедрения новых образовательных стандартов;
- развитие органов государственно-общественного управления образованием, непосредственно участвующих в формировании социального заказа школам, и оценку результативности их работы.
Указанный механизм позволяет использовать оценку качества образования как всесторонний показатель состояния дел в школе и инструмент ее развития.
Ежегодно пополняемый банк контрольно-измерительных материалов региональной оценки качества образования может использоваться органами исполнительной власти, осуществляющими функции контроля и надзора в сфере образования, для проведения процедур оценки качества образования и соответствия образовательных учреждений утвержденным аккредитационным показателям.
В перспективе развитие региональной системы оценки качества образования активизирует механизмы поиска наиболее оптимальных методик обучения и форм оценивания уровня развития предметных, метапредметных компетенций и личностных достижений обучающихся исходя из требований новых образовательных стандартов, инициирует внедрение новых образовательных технологий, направленных на повышение обучаемости школьников на всех ступенях обучения, а также будет способствовать созданию единого образовательного пространства региона, основанного на установлении единых норм оценивания достижений учащихся, унификации подходов к использованию индикаторов и инструментария оценки качества образования.
Полученные результаты проведения оценочных процедур могут использоваться при принятии управленческих решений на региональном уровне:
- при аттестации и комплексной оценке деятельности педагогов;
- при проведении конкурсных процедур отбора кадрового резерва;
- в ходе оценки и анализа результатов внеучебных достижений обучающихся, при формировании траекторий развития и содержания внеурочной деятельности детей;
- при корректировке содержания и формата проведения мероприятий по повышению квалификации педагогов.
Одним из условий повышения качества образования в регионе также является обновление материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов.
За последние годы в образовательные учреждения Тюменской области было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Особенно активно поставка осуществляется в сельские базовые школы, полностью оснащенные по состоянию на 01.01.2013 необходимым учебным и технологическим оборудованием, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В 2012 году в рамках модернизации региональных систем образования закуплено оборудование для развития образовательной робототехники, проведения практических и лабораторных работ, компьютерное оборудование для школьных библиотек, учебно-научный комплекс по нанотехнологии.
Внедрение региональной оценки качества образования является одним из главных условий дальнейшего поступательного развития реализуемых в области преобразований с целью удовлетворения общества в доступном качественном образовании, соответствующем требованиям государственного образовательного стандарта.
В настоящее время актуальными вопросами в системе образования, непосредственно влияющими на качество обучения, являются привлечение в школы и закрепление в них квалифицированных кадров, повышение квалификации педагогов.
В этих целях в Тюменской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий специалистов отрасли.
В целях совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров и административно-управленческого аппарата образовательных учреждений:
- осуществляется переход на зачетно-накопительную систему повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- ведется работа по выявлению в муниципальных образованиях позитивных управленческих практик и технологий и осуществляется активизация процесса горизонтального, межмуниципального обмена данными практиками и технологиями;
- ведется работа по формированию команд муниципальных и региональных тьюторов;
- внедряются практико-ориентированные формы повышения квалификации, включающие стажировку на базовых площадках по актуальным вопросам образования;
- обеспечивается информационно-методическая поддержка педагогов.
------------------------------------------------------------------