Постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2013 N 887 "Об информации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами"
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. № 887
ОБ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА,
НАПРАВЛЕННОГО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНЫМИ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ
Рассмотрев информацию Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, представленную в областную Думу руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В.Шарухо (письма от 21.01.2013 № 01-12/02-415/1, от 29.01.2013 № 01-12/02-704/1), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации подраздела 2.4 раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о совершенствовании государственного надзора, направленного на обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, принять к сведению (прилагается).
2. Руководителям предприятий, организаций, учреждений Тюменской области учесть рекомендации Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, содержащиеся в указанной информации.
3. Направить настоящее постановление и указанную информацию в редакцию "Парламентской газеты "Тюменские известия" для опубликования.
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 14.02.2013 № 887
ИНФОРМАЦИЯ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА, НАПРАВЛЕННОГО
НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНЫМИ
ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ
(представлена в областную Думу руководителем Управления
Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В.Шарухо 21.01.2013)
Важнейшее гигиеническое значение для сохранения здоровья населения имеет состояние питания, его полноценность, безопасность и качество. В связи с этим приоритетными направлениями в работе Управления Роспотребнадзора по Тюменской области (далее также - Управление), федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" является надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности питания, снижение неблагоприятного воздействия контаминантов (загрязнителей) биологической и химической природы, профилактика алиментарно зависимых заболеваний.
Ситуация
в сфере безопасности продукции и продовольственного сырья
Обеспеченность населения достаточным количеством пищевых продуктов, их безопасность, качество и рациональное использование имеют важнейшее гигиеническое значение.
В 2012 году всего исследовано 4889 проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям.
Удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, в 2012 году составил 1,2% (2011 год - 2,0%; 2010 год - 3,1%).
Наибольшее количество неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям отмечено:
- в группе "мясо и мясные продукты" - 3,7% (2011 год - 0,4%). Увеличилось количество исследованных проб продукции по сравнению с аналогичным показателем 2011 года в связи с проведением внеплановых проверок по обороту мяса свинины, исследованием проб мясных продуктов предприятий торговли и общественного питания;
- в группе "рыба и рыбные продукты" - 2,9%, по сравнению с аналогичным показателем 2011 года качество продукции улучшилось в 1,5 раза (2011 год - 4,5%, 2010 год - 11,1%);
- в группе "хлебобулочные и кондитерские изделия" - 2,2%, показатель ухудшился на 0,8% (2011 год - 1,6%).
Улучшилось качество молочных продуктов по санитарно-химическим показателям: 2012 год - 0,4% (2011 год - 0,8%, 2010 год - 4,3%); овощей и столовой зелени: 2012 год - 0,8%, 2011 год - 1,2%; алкогольных напитков и пива: 2012 год - 0,7%, 2011 год - 5,6%.
Гигиеническая характеристика
продовольственного сырья и пищевых продуктов
Число исследованных проб по
санитарно-химическим показателям
Продовольственное сырье и пищевые
продукты из них не
всего соответствует
гигиеническим
нормативам
Мясо и мясные продукты 344 13
Молоко, молочные продукты 715 3
Масложировые продукты 82 1
Рыба, рыбные продукты и др. гидробионты 208 6
Хлебобулочные и кондитерские изделия 819 19
Овощи и столовая зелень 1255 10
Алкогольные напитки и пиво 292 2
Всего 3715 54
Одним из основных направлений в гигиенической оценке безопасности пищевых продуктов остается исследование на наличие в них потенциально опасных химических контаминантов, контроль за которыми в общем объеме санитарно-химических исследований составил по области 85%.
В 2012 году удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов, в которых обнаружено превышение предельно допустимых концентраций, по нитратам составил 0,9% (овощи и столовая зелень, бахчевые) и остался на уровне 2011 года.
В 2012 году при исследовании 1329 проб пищевых продуктов на содержание остаточных количеств пестицидов проб, не соответствующих требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и требованиям "Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных решением комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, не обнаружено.
В 2012 году исследовано 293 пробы пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание радионуклидов. Все исследованные пробы соответствовали требованиям гигиенических нормативов.
На территории Тюменской области организован контроль за наличием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов (далее - ГМО, ГММ) в пищевых продуктах. С 2004 года лаборатория ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" укомплектована оборудованием для количественного определения ГМО в продуктах, что позволило объективно оценивать содержание генетически модифицированных компонентов, повысить эффективность надзорных мероприятий.
В 2009 году было исследовано на наличие ГМО и ГММ 333 пробы, из них на наличие ГММ - 31 проба, в 2010 году 496 и 58 проб соответственно, в 2011 году - 680 проб, на наличие ГММ 97 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, в 2012 году исследовано 545 проб, на наличие ГММ - 97, из них 97% - продукция отечественного производства. В 2012 году ГМО и ГММ в исследованных пробах пищевых продуктов не обнаружены.
В 2012 году исследовано 802 пробы пищевых продуктов по паразитологическим показателям, из них 29% исследованных проб - рыба, 62% - овощи и столовая зелень. В 1 пробе столовой зелени обнаружены яйца гельминтов.
Микробиологические показатели качества продуктов питания зависят от санитарно-технического состояния предприятий, наличия на них современного технологического оборудования, использования современной технологии, новых методов обработки сырья с исключением или минимальным использованием ручного труда, соблюдения санитарных правил, организации правил личной гигиены.
В целях надзора за микробиологической безопасностью пищевого сырья и пищевых продуктов в 2012 году исследовано 10954 пробы (2011 год - 12922 пробы, 2010 год - 13685 проб). Удельный вес неудовлетворительных проб составил 5,6%, что ниже, чем в 2011 году (7,98%).
Гигиеническая характеристика
продовольственного сырья и пищевых продуктов
Число исследованных проб
по микробиологическим
показателям
Продовольственное сырье и пищевые продукты
из них не
всего соответствует
гигиеническим
нормативам
Мясо и мясные продукты 1144 65
Птица и птицеводческие продукты 116 10
Молоко, молочные продукты, включая масло и 1679 95
сметану
Рыба и рыбные продукты 237 16
Кулинарные изделия 5645 333
Хлебобулочные и кондитерские изделия 571 49
Овощи и столовая зелень 125 8
Алкогольные напитки и пиво 51 8
Готовая продукция предприятий общественного 3221 178
питания
Готовая продукция молокоперерабатывающих 509 12
предприятий
Всего 13298 774
На протяжении ряда лет проводится анализ микробиологических показателей молочных продуктов, производимых на молокоперерабатывающих предприятиях области и реализуемых предприятиями торговли.
В 2012 году снизился удельный вес проб молочных продуктов, не соответствующих требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" № 88-ФЗ от 12.06.2008 по микробиологическим показателям: произведенных на молокозаводах - 2,4% (2011 год - 3,8%), реализуемых предприятиями торговли - 4,8% (2011 год - 5,6%).
В обращении не могут находиться пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов, с явными признаками недоброкачественности, не имеющие документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, не имеющие информации для потребителя, а также не соответствующие представленной информации (Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и подлежат браковке.
В 2012 году по результатам надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области выданы предписания о прекращении реализации 1209 партий пищевых продуктов (2011 год - 1991) объемом 48887,2 кг (2011 год - 17827 кг).
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области осуществляет государственный надзор за качеством и безопасностью молочной продукции, выпускаемой и реализуемой на территории области. На молокоперерабатывающих предприятиях организованы и проводятся лабораторные исследования сырья и готовой продукции. На 9 предприятиях имеются собственные микробиологические и физико-химические лаборатории. На 6 предприятиях (ООО "Боровский молочный завод", ООО "Молоко", ЗАО "АФ "Каскара", ЗАО "Луговская", ГУСП "ПЗ "Тополя", ООО "Киевский молочный завод", ИП Гончаров) микробиологические исследования проводятся в аккредитованных испытательных лабораторных центрах. Информация о результатах производственного контроля предоставляется в ежеквартальном режиме.
В 2012 году проведены проверки и административные расследования в отношении 12 молокоперерабатывающих предприятий. В ходе проверок установлены нарушения требований Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукции". Составлено 10 протоколов об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц, вынесены постановления о наложении административных взысканий на сумму 250000 рублей (в 2011 году - 12 протоколов, постановления о наложении административных взысканий на сумму 143500 рублей).
ОАО "Тобольский городской молочный завод" производит 36 наименований молочной продукции. По данным микробиологической лаборатории данного предприятия, за 2012 год исследовано 3225 проб молочной продукции, из них 122 не соответствовало требованиям гигиенических нормативов, что составило 3,7% (2011 год - 4,4%); взято смывов 3010, из них неудовлетворительных 145, что составляет 4,8% (2011 год - 6,1%), исследовано 11 проб воды из внутренних разводящих сетей водоснабжения, из них не соответствующих нормативам - 0 (2011 год - 0%).
При проведении плановой выездной проверки ОАО "Тобольский городской молочный завод" выявлены нарушения требований СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочной продукции". В отношении юридического лица приняты меры административного принуждения в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ.
Покровский молочный завод ЗАО "Ясень" производит 18 наименований продукции. По данным микробиологической лаборатории ЗАО "Ясень", за 2012 год исследована 2291 проба молочной продукции, из них 7 не соответствуют требованиям гигиенических нормативов, что составило 0,3% (2011 год - 0,1%); взято смывов 3126, из них неудовлетворительных - 75, что составляет 2,3% (2011 год - 1,5%); исследовано проб воды из внутренних разводящих сетей водоснабжения 154, из них не соответствующих нормативам - 0 (2011 год - 0%).
ООО "Тюменьмолоко" производит 25 наименований продукции. По данным микробиологической лаборатории ООО "Тюменьмолоко", за 2012 год исследовано 5435 проб молочной продукции, из них 51 не соответствует требованиям гигиенических нормативов, что составляет 0,9% (2011 год - 1,1%); взято смывов 8414, из них неудовлетворительных 631, что составляет 7,5% (2011 год - 7,3%); исследовано проб воды из внутренних разводящих сетей водоснабжения 55, из них не соответствующих нормативам - 0 (2011 год - 0%).
При проведении административного расследования в отношении ООО "Тюменьмолоко", проведенного по результатам плановых проверок предприятий торговли, установлены нарушения СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочной продукции" в части неудовлетворительного санитарно-технического состояния помещения заквасочной. В отношении ООО "Тюменьмолоко" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, вынесено постановление о наложении штрафа в размере 20000 рублей.
Качество и безопасность молочных продуктов, реализуемых населению, также находятся на постоянном контроле. Организованы проверки по соблюдению санитарных правил на предприятиях торговли, общественного питания, в детских образовательных учреждениях, с проведением лабораторных исследований молочной продукции.
В 2012 году проведены плановые и внеплановые проверки в отношении 394 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2011 году - 318), реализующих молочную продукцию. Установлены нарушения требований Федерального закона № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукции" на 72 предприятиях: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов, реализация молочных продуктов с истекшим сроком годности, отсутствие достоверной информации о реализуемой продукции. Вынесено 72 постановления о наложении штрафов на сумму 413100 рублей.
За 2012 год на предприятиях торговли и общественного питания сняты с реализации по причине отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, с истекшим сроком годности, по причине отсутствия достоверной информации 78 партий молочных продуктов объемом 1586,1 кг. (В 2011 году забраковано 214 партий молока и молочной продукции объемом 898,6 кг.) На предприятиях торговли в основном снимаются с реализации партии молочной продукции объемом 3 - 5 кг.
За 2012 год Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проведены контрольные мероприятия в отношении 52 предприятий, занимающихся производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
При проведении надзорных мероприятий осуществлялся отбор проб сырья и готовой продукции для исследований на соответствие СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по показателям безопасности. В 2012 году исследовано 819 проб хлебобулочных и кондитерских изделий по санитарно-химическим показателям и 571 проба по микробиологическим показателям; на зараженность вредителями хлебных запасов: мукомольно-крупяных изделий - 143, зерна и зернопродуктов - 64.
За последние 3 года удельный вес проб хлебобулочных и кондитерских изделий, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет: 2009 год - 3,9%, 2010 год - 2,7%, 2011 год - 1,8%, 2012 год - 2,3%.
Удельный вес проб хлебобулочных и кондитерских изделий, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, за последние 3 года составил: 2009 год - 4,4%, 2010 год - 3,5%, 2011 год - 9,8%, 2012 год - 8,5%. Высокий уровень неудовлетворительных проб в 2011 и 2012 годах обусловлен результатами исследований кондитерских изделий предприятий торговли.
В 2012 году зараженность вредителями хлебных запасов: мукомольно-крупяных изделий, зерна и зернопродуктов - не обнаружена.
В 2012 году по результатам проведенных надзорных мероприятий снято с реализации по предписаниям Управления 465 партий хлебобулочных и кондитерских изделий объемом 3614 кг, в т.ч. 46 партий хлеба объемом 100,8 кг в связи с реализацией по истечении срока годности, отсутствием документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность, в связи с отсутствием информации для потребителей.
В ходе проверок обнаружены нарушения требований СанПиН 2.3.5.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" на 23 предприятиях. При проведении проверок фактов использования запрещенных пищевых добавок, непродовольственного сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий не обнаружено.
По результатам проверок в отношении хозяйствующих субъектов составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.3, 6.4, ч. 1. ст. 14.43, ч. 1. ст. 14.44. Вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 157000 рублей. Административное приостановление деятельности применялось в отношении 3 предприятий: ООО "Горячий хлеб" Ишимского района, ООО "Келлог Рус", г. Тюмень, ИП Логачева А.В. г. Ишим, ИП Ерофеева В.А., с. Бердюжье.
О результатах проверок хлебопекарных предприятий еженедельно направляется информация заместителю Губернатора Тюменской области.
Эпидемиологическая обстановка по паразитарным болезням в Тюменской области продолжает оставаться напряженной. Особенно неблагополучная ситуация складывается в очагах гельминтозов, передающихся через рыбу и продукты ее переработки, прежде всего речь идет об описторхозе.
Особенности ландшафта и гидрологического режима рек Тюменской области создают оптимальные условия для существования моллюсков рода Codiella и рыб семейства карповых, играющих основную роль в распространении описторхоза. Речная сеть юга Тюменской области включает свыше 5100 рек и ручьев и принадлежит бассейну реки Обь. Самые протяженные реки - Иртыш, Тобол, Ишим, Тавда, Тура. В водоемах Тюменского региона обитает около 50 видов рыб.
Результаты исследования рыбы, выловленной в водоемах Тюменской области, показали высокий удельный вес рыб семейства карповых, пораженных возбудителями описторхоза: язь - 77%, плотва - 29%, лещ - 39%. Высокий уровень пораженности рыбы семейства карповых подтверждается и данными, представленными ГАУ ТО "Тюменская областная ветеринарная лаборатория". За период 2011 - 2012 годов в 88,9% свежей рыбы семейства карповых, выловленной в водоемах Тюменской области, обнаружены личинки описторхиса. По данным ветеринарной службы, в 2010 и 2012 годах возбудители описторхоза обнаруживались и в замороженной рыбе, поступающей на рыбоперерабатывающие предприятия Тюменской области.
Социальная значимость проблемы описторхоза для Российской Федерации отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.09.2012 № 01/11-95-12-23 "О заболеваемости описторхозом в Российской Федерации", а также на региональном совещании "Актуальные вопросы эпидемиологического надзора за биогельминтозами", которое состоялось 27.09.2012 в г. Тюмени с участием представителя Федеральной службы.
По уровню заболеваемости описторхозом Тюменская область занимает четвертое место в Российской Федерации после Томской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Среднемноголетний уровень заболеваемости в области составляет 309,2 на 100 тысяч населения, что более чем в 10 раз превышает показатель заболеваемости в среднем по Российской Федерации (24 - 29 на 100 тыс. населения). Среди жителей области ежегодно регистрируются от 3000 до 4000 впервые выявленных случаев описторхоза. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, истинное число больных значительно превышает данные официальной статистики, так как поправочный коэффициент при данной инвазии достигает 15.
Заболеваемость описторхозом регистрируется практически на всех территориях Тюменской области, не составляют исключения и те районы, где отсутствуют природные предпосылки к распространению инвазии. В этих районах периодически возникают спорадические случаи заболевания вследствие употребления зараженной рыбы, привезенной с эндемичных территорий.
В 2011 году было зарегистрировано 2837 случаев описторхоза, показатель заболеваемости составил 210,9 на 100 тыс. населения. В эпидемический процесс вовлечено в основном взрослое население (90,3%). В общей структуре заболеваемости превалирует городское население, на долю которого приходится 69,4%, что свидетельствует о заражении при употреблении рыбы, приобретенной в торговой сети.
За 10 месяцев 2012 года показатель заболеваемости описторхозом среди жителей Тюменской области вырос на 19%. Всего зарегистрировано 2717 случаев (показатель 202,0 на 100 тысяч), из них 130 случаев среди детского населения (показатель 57,9). В шести муниципальных образованиях заболеваемость описторхозом превышает среднеобластной уровень: в Тюменском муниципальном районе в 2 раза (на 100%), в Ялуторовском на 78%, в Голышмановском на 42%, в Омутинском на 14%, г. Тюмени на 29%.
Описторхоз отличается длительным течением, частыми обострениями, отягощает течение многих сопутствующих заболеваний, требующих дополнительного лечения, способствует возникновению первичного рака печени и поджелудочной железы. За последние 3 года экономический ущерб от заболевания описторхозом составил 230 млн. рублей.
Основным фактором передачи инвазии является употребление не обеззараженной от личинок гельминтов рыбы семейства карповых. Таким образом, одной из основных мер профилактики гельминтозов, передающихся через рыбу и рыбопродукты, является обеспечение качества и безопасности рыбной продукции в процессе ее производства и реализации.
Основной промысловой рыбой в Тюменской области является рыба семейства карповых (язь, лещ, плотва и др.), наиболее эпидемически опасная в плане заражения описторхозом. Для ее обеззараживания от личинок возбудителя описторхоза необходимы жесткие температурные режимы: паразит погибает в рыбе при ее "шоковой" заморозке при температуре минус 28 °C в толще рыбы в течение 32 часов.
На территории Тюменской области только 4 рыбоперерабатывающих предприятия оснащены низкотемпературными камерами, обеспечивающими обеззараживание рыбы от личинок возбудителя описторхоза. Таким образом, рыба, пораженная возбудителями описторхоза, попадает в торговые сети или несанкционированную торговлю. Масштабы вовлечения в эпидемический процесс населения в связи с употреблением не обеззараженной от личинок возбудителя описторхоза готовой рыбной продукции в копченом или вяленом виде гораздо значительнее, чем употребление рыбы, связанное с любительским ловом.
Для обеспечения безопасности рыбной продукции рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия обязаны осуществлять лабораторный контроль рыбной продукции по паразитологическим показателям. Согласно методическим указаниям МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями" проведение производственного санитарно-паразитологического контроля должны обеспечивать руководители предприятий, осуществляющих разведение, переработку, хранение, реализацию рыбы и продуктов ее переработки.
Лабораторный контроль с целью эффективного соблюдения технологического режима обеззараживания рыбы и рыбной продукции от личинок гельминтов необходимо проводить от каждой партии: при поступлении рыбы (свежей, охлажденной, мороженой) в рыбоперерабатывающие организации и готовой продукции. Готовая продукция не должна содержать жизнеспособных личинок гельминтов. Однако лабораторное обследование рыбного сырья и готовой продукции по паразитологическим показателям предприятиями проводится выборочно, а не от каждой партии. В результате не осуществляется контроль со стороны хозяйствующих субъектов за безопасностью производимой и реализуемой продукции и не обезвреженная от личинок гельминтов рыбная продукция попадает в торговую сеть.
За период 2011 - 2012 годов Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проведены проверки 9 рыбоперерабатывающих предприятий, размещенных на территории области. В ходе проверок выявлены нарушения обязательных требований законодательства.
За выявленные нарушения требований санитарного законодательства при производстве рыбной продукции наложено 6 штрафов, вынесено постановление о временном приостановлении деятельности одного предприятия.
В 2012 году на предприятиях торговли и общественного питания проведено 23 проверки по фактам жалоб потребителей на реализацию некачественной рыбы и рыбной продукции. По результатам составлено 27 протоколов об административном правонарушении.
В 2012 году на предприятиях, занятых в сфере производства и оборота указанной продукции, по предписанию Управления снято с реализации 37 партий рыбы и рыбной продукции объемом 381,2 кг.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича проведены внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота мяса свинины и продуктов его переработки, по выполнению требований, направленных на недопущение распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации. В Тюменской области 6065 предприятий по производству, хранению и реализации мяса и мясопродуктов, в т.ч. 76 мясоперерабатывающих предприятий, 31 предприятие оптовой торговли, 35 продовольственных рынков, 1369 предприятий общественного питания, 5923 предприятия продовольственной торговли.
За 2012 год проведены проверки в отношении 302 предприятий, занимающихся оборотом мяса и мясопродуктов: проверено 24 мясоперерабатывающих предприятия, 8 предприятий оптовой торговли, 149 предприятий розничной торговли, 10 продовольственных рынков, 111 предприятий общественного питания. Установлены нарушения обязательных требований к санитарному содержанию территории, в т.ч. условиям для сбора и хранения биологических отходов; санитарно-техническому состоянию предприятий; также нарушения санитарно-технического содержания, при транспортировке продукции; реализации продукции, в т.ч. отсутствие документов о безопасности на реализуемые мясопродукты, отсутствие необходимой маркировки; нарушения дезинфекционного режима, правил личной гигиены, проведения производственного контроля.
В ходе проверок снято с реализации по предписаниям Управления 174 партии мяса и мясопродуктов объемом 1166,2 кг.
При проведении внеплановых проверок мясоперерабатывающих предприятий установлены такие нарушения обязательных требований, как необорудование площадки для сбора отходов производства и потребления, нарушения требований к обработке транспорта, выпуск продукции без декларирования безопасности, неисполнение программ производственного контроля.
При проверках рынков устанавливались факты неудовлетворительного санитарно-технического состояния вспомогательных помещений - складов, холодильных камер, моечных, неудовлетворительного содержания территории, несоблюдения согласованных схем предоставления торговых мест, нарушения обязательных требований при реализации продукции на рынках индивидуальными предпринимателями - отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, отсутствие информации о товаре и производителе, нарушение температурного режима хранения и реализации, сроков реализации продукции.
На предприятиях оптовой торговли выявлены нарушения по содержанию территории, сбору и хранению отходов производства и потребления.
На предприятиях продовольственной торговли при реализации мяса и мясной продукции установлены факты нарушений товарного соседства при хранении и реализации, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, отсутствие информации о товаре, нарушение сроков годности, периодичности прохождения медицинского осмотра и гигиенического обучения, правил личной гигиены.
На предприятиях общественного питания устанавливались факты нарушения требований к санитарно-техническому состоянию предприятий. В отношении 12 предприятий общественного питания составлены протоколы о временном запрете деятельности, судами вынесены постановления об административном приостановлении деятельности 8 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ИП Филимон, Тюменский район; ИП Вяльцева, с. Голышманово; ИП Сафина, г. Тобольск; ИП Соколова, Бердюжский район; ООО "Юлия", г. Тюмень; ИП Микаелян, г. Тюмень; ИП Муртузов, г. Тюмень; ООО "Суаре", г. Тюмень.
В связи с выявленными нарушениями обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждено 199 дел об административных правонарушениях по ст. 6.3, 6.4, 6.6, 8.2, 10.8, ч. 1 ст. 14.8, ч. 1 ст. 14.4, 14.15, 14.43, 14.44, 14.45 КоАП РФ. Вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 855600 рублей.
За 2012 год проверено 149 предприятий оптовой и розничной торговли алкогольными напитками, исследовано по санитарно-химическим показателям 237 проб алкогольных напитков. В 2012 году снизился удельный вес проб, не соответствующих требованиям нормативных документов, среди исследованных импортных алкогольных напитков: 2012 год - 1 проба, что составило 3,0% (2011 год - 23 пробы, или 6,3%).
В 2012 году забраковано в организациях торговли 20 партий, в т.ч. 16 партий импортной продукции (80%); за 2011 год забраковано 25 партий, в т.ч. импортной - 7 (28,0%). Импортная алкогольная продукция браковалась в связи с отсутствием акцизных марок, сопроводительных документов, документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность, дату выработки.
На 12 предприятиях торговли обнаружены нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при реализации алкогольной продукции.
В отношении виновных составлено 12 протоколов об административном правонарушении, вынесены постановления об административных наказаниях в виде штрафов на сумму 82000 рублей. В отношении 2 хозяйствующих субъектов материалы направлены в следственные органы.
На территории Тюменской области размещено 1244 предприятия общественного питания.
В 2012 году проведены плановые проверки на 88, внеплановые - на 98, административные расследования на 119 предприятиях общественного питания.
В ходе контрольных мероприятий проводились лабораторные исследования готовых блюд и кулинарных изделий, в т.ч. выработанных по нетрадиционной технологии. За 2012 год исследована 3221 проба готовых блюд, отобранная на предприятиях общественного питания. Удельный вес неудовлетворительных проб - 5,5% (2011 год - 10,3%).
Вырос удельный вес неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям кулинарных изделий, выработанных по нетрадиционным технологиям: 2012 год - 20,1%, 2011 год - 10,8%.
Ухудшение показателя связано с нарушениями требований санитарного законодательства хозяйствующими субъектами в части организации производственного контроля, с недостаточной квалификацией работающих на предприятиях общественного питания, незнанием или игнорированием руководителями требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По установленным фактам нарушений требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей в ходе проверок и административных расследований при организации питания населения на предприятиях общественного питания составлено 244 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 1444000 рублей. Административное приостановление деятельности на срок от 15 до 90 суток применялось судами в отношении 30 предприятий общественного питания (в 2011 году оштрафовано 264 предприятия общественного питания на сумму 2175800 рублей, административное приостановление деятельности применялось судами в отношении 17 предприятий общественного питания).
В 2012 году Управление Роспотребнадзора по Тюменской области проводило контрольные мероприятия по проверке реализации Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" на рынках области.
Во исполнение Федерального закона № 271-ФЗ Правительством Тюменской области издано распоряжение № 240-рп от 10.04.2007 "Об утверждении плана организации рынков на территории Тюменской области". С 2007 года первоначальный план организации рынков претерпел изменения. Планом была предусмотрена организация 57 рынков, из них 44 универсальных и 13 специализированных, в т.ч. 3 сельскохозяйственных. В настоящее время внесены изменения в план организации розничных рынков: всего предусмотрена планом организация 31 розничного рынка, из них 25 универсальных, 6 специализированных, в т.ч. 2 сельскохозяйственных.
С 01.01.2012 по 01.01.2013 прекратили работу 24 рынка: ликвидировано 2 рынка, перешли в формат ярмарки 11 универсальных рынков, 11 рынков стали торговыми центрами. В г. Тюмени открылся универсальный рынок "Михайловский".
Количество действующих розничных рынков уменьшилось в сравнении с аналогичным показателем на 01.01.2012 и составляет 19.
Уменьшилось количество торговых мест на розничных рынках области, по состоянию на 01.01.2013 их осталось всего 3336 (на 01.01.2012 - 6899).
В 2012 году проведено 35 проверок розничных рынков, в т.ч. 5 плановых, 16 внеплановых - по приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 831 от 20.08.2012 "О проведении внеплановых проверок деятельности по производству и обороту мяса свинины", 14 административных расследований по обращениям граждан и юридических лиц. В ходе проверок обнаружены нарушения требований Федерального закона № 271-ФЗ управляющими компаниями 7 рынков (на 4 рынках обнаружено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние подсобных помещений, на 1 рынке обнаружены нарушения согласованной схемы размещения торговых мест и на 1 рынке обнаружены нарушения при оформлении договоров).
На 29 рынках проведены внеплановые проверки и административные расследования в отношении 108 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В 75 обнаружены нарушения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. В ходе надзорных мероприятий исследовано по санитарно-химическим и микробиологическим показателям 213 проб пищевых продуктов, реализуемых на розничных рынках, 3 пробы мясных полуфабрикатов не соответствовали требованиям безопасности по микробиологическим показателям. В связи с выявленными нарушениями требований законодательства вынесено 75 постановлений на сумму 157,1 тыс. рублей по статьям КоАП РФ: 22 - по ст. 6.3; 1 - по ст. 14.7; 42 - по ст. 14.15; 9 - по ч. 1 ст. 19.5, 1 - по ч. 2 ст. 14.34, 1 - по ч. 8 ст. 14.34. С целью устранения выявленных нарушений законодательства выдано 28 предписаний и 70 представлений. Изъято из оборота 14 партий пищевых продуктов объемом 396,4 кг, в т.ч. 249 кг мяса, 10 кг колбасных изделий, 15 кг рыбы, 2,2 кг молочной продукции, 112 кг кондитерских изделий, 8,2 кг хлебобулочных изделий - по причинам нарушения правил маркировки и хранения, сроков годности; 66 шт. трикотажных изделий, 503 шт. швейных изделий и 76 шт. кожгалантерейных изделий, 300 пар обуви, 10 шт. парфюмерно-косметических изделий - по причине отсутствия маркировки.
В октябре - ноябре 2012 года Управлением Роспотребнадзора проведены административные расследования на оптовых предприятиях, поставляющих продукцию в детские учреждения. На ряде предприятий обнаружены грубые нарушения требований санитарного законодательства, в т.ч. по предотвращению распространения инфекционных заболеваний: помещения складов своевременно не ремонтируются и заселены грызунами, бракованный товар (с истекшим сроком годности, порванные упаковки...) своевременно не удаляется из складов, работники не проходят медицинский осмотр и гигиеническое обучение, отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены, не представлена информация о дате выработки продукции.
При проведении надзора, проверке сопроводительных документов выявлено наличие большого количества посредников в торговой цепочке между производителем и потребителем продукции (ООО "Агрофирма КРиММ", с. Упорово, поставляет овощи ООО "ТД "Дамбовский", ООО "ТД "Дамбовский" продает ООО "КОМАКС", ООО "КОМАКС" продает продукцию в дошкольные учреждения г. Тюмени).
В укреплении и сохранении здоровья населения важнейшая роль принадлежит полноценному и сбалансированному питанию. Особое внимание обращается на обеспечение организма необходимыми микронутриентами, прежде всего витаминами и минеральными веществами.
Дефицит витаминов, макро- и микроэлементов является в настоящее время наиболее распространенным отклонением от рациональных, физиологически обоснованных норм питания и формирует факторы риска многих заболеваний.
На протяжении ряда лет совместно с Тюменской государственной медицинской академией изучается распространенность йоддефицитных состояний (ЙДС) на территории области в различных возрастных группах. В настоящее время установлено, что даже при хорошо налаженной йодной профилактике сохраняется заболеваемость щитовидной железы и риск распространения ЙДС в связи с наличием факторов риска, способствующих повышенной частоте йоддефицитных заболеваний.
Недостаток железа в сочетании с дефицитом белка, витамина C, витаминов группы В стал причиной распространения скрытых и явных форм железодефицитной анемии.
Комбинированный дефицит йода и железа еще более усугубляет снижение активности головного мозга и познавательных способностей у детей, нарушает физическое развитие, влияет на репродуктивную функцию у женщин, приводит к снижению рождаемости.
Группами риска по развитию заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, в первую очередь являются дети, подростки, беременные и кормящие женщины.
В связи с этим на региональном уровне продолжается контроль за состоянием заболеваемости населения, связанной с микронутриентной недостаточностью, а также оценка реализуемых профилактических мероприятий.
Организация и проведение на территории Тюменской области мероприятий по профилактике йодо- и железодефицитных состояний позволили несколько снизить показатели заболеваемости. На фоне увеличения с 1997 года использования йодированной соли и 100% обеспечения данной солью образовательных, оздоровительных, лечебно-профилактических учреждений произошла нормализация потребления йода, получаемого организмом с питанием. В то же время, несмотря на проводимую просветительскую работу, 32% семей не употребляют йодированную соль в домашних условиях, что существенно снижает эффективность проводимой йодной профилактики.
Существенно снизилось количество проб йодированной соли, не отвечающей гигиеническим нормативам по содержанию йода.
Результаты контроля
за массовой долей йода в йодированной соли
В 2012 году исследовано 657 проб на содержание йода в йодированной соли, из них - 8 неудовлетворительных, или 1,2% (в 2011 году соответственно 797/2, или 0,2%).
Причиной сохранения и распространения йодо- и железодефицитных состояний является недостаточное потребление населением продуктов, содержащих йод и железо, часто сочетающееся с низкой обеспеченностью витаминами, прежде всего витамином C и витаминами группы B, необходимыми для усвоения микроэлементов организмом.
Одним из направлений профилактики заболеваний, связанных с дефицитом макро- и микронутриентов, является обогащение продуктов питания массового потребления.
Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010, предполагают производство и использование в питании до 30 - 40% обогащенных продуктов. Обогащенная продукция, в т.ч. молоко и кисломолочные продукты, хлеб, хлебобулочные изделия, напитки, кондитерские изделия и др., широко представлена товаропроизводителями на потребительском рынке.
Несмотря на проводимую работу в данном направлении на территории Тюменской области, проблема производства обогащенных изделий остается актуальной и недостаточная информированность населения о пользе данной продукции не привела к значимому увеличению объемов ее производства.
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение населения качественными и безопасными пищевыми продуктами, а также мероприятий по профилактике микронутриентной недостаточности вошел в региональную программу продовольственной безопасности по Тюменской области, утвержденную распоряжением Правительства Тюменской области № 2320-рп от 12.12.2011.
В 2012 году подписано постановление главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 7 от 18.04.2012 "О дополнительных мерах по профилактике микронутриентной недостаточности среди населения Тюменской области".
Даны предложения в проект комплексной долгосрочной целевой региональной программы "Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения в Тюменской области на 2013 - 2017 годы", запланировано кураторство управлением подпрограммы "Оптимизация питания населения в Тюменской области на 2013 - 2017 годы". Программа находится на согласовании.
Таким образом, несмотря на положительные результаты проводимых мероприятий, потребление населением области полноценных продуктов, необходимых витаминов и минеральных веществ, поступающих с продуктами питания, остается недостаточным.
Анализ заболеваемости населения, связанной с недостаточностью микронутриентов, свидетельствует о необходимости проведения дальнейших мероприятий на территории Тюменской области, направленных на профилактику данных заболеваний.
С целью обеспечения населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами Управление Роспотребнадзора по Тюменской области считает необходимым:
1. Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области, руководителям предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания всех форм собственности рекомендовать:
- принять меры по улучшению материально-технической базы перерабатывающих предприятий, санитарно-технического состояния производственных и вспомогательных помещений, по своевременным проведению ремонтов, замене оборудования;
- принять дополнительные меры по обеспечению предприятий перерабатывающей промышленности квалифицированными кадрами: руководителями, технологами, производственными рабочими с соответствующим образованием. Организовать проведение образовательных семинаров, курсов повышения квалификации с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Тюменской области;
- в соответствии с региональной программой продовольственной безопасности на 2011 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 12 декабря 2011 года № 2320-рп, обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением профилактических (противоэпидемических) мероприятий всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими изготовление, транспортировку, хранение и реализацию пищевых продуктов населению;
- снизить количество посредников в торговой цепочке "производитель - потребитель", в т.ч. при организации питания в образовательных и оздоровительных учреждениях;
- принять меры по увеличению доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты, до 40 - 50% общего объема производства, для снабжения ими населения Тюменской области, прежде всего - образовательных учреждений.
2. Руководителям образовательных, в т.ч. высших, лечебно-профилактических, социальных, летних оздоровительных учреждений, руководителям предприятий, обеспечивающих поставку пищевых продуктов и организацию питания:
- обеспечить рациональное питание с содержанием необходимых питательных веществ и микронутриентов согласно утвержденным нормативным документам;
- проводить регулярный анализ и оценку рациона питания, при необходимости своевременно вносить коррективы;
- при разработке рациона питания использовать исключительно йодированную соль, продукты, обогащенные микронутриентами (хлебобулочные изделия и другие виды пищевой продукции).
3. Управлению лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, департаменту здравоохранения Тюменской области, руководителям ассоциаций предприятий торговли и общественного питания, руководителям предприятий по производству молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий рекомендовать обеспечить реализацию положений Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года в части организации поставок пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, йодированной соли, а также в части информирования населения о составе обогащенных пищевых продуктов.
Информация о совершенствовании государственного надзора,
направленного на обеспечение населения Тюменской области
безопасными пищевыми продуктами
(представлена в областную Думу руководителем Управления
Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В.Шарухо 29.01.2013)
В дополнение к ранее направленной информации Управление Роспотребнадзора по Тюменской области сообщает.
Эпидемиологическая обстановка по заболеваемости населения Тюменской области описторхозом, факторами распространения которого является зараженная рыба и продукты ее переработки, остается сложной.
Тюменская область является напряженным очагом по данному заболеванию.
Основным фактором передачи возбудителя описторхоза является употребление не обеззараженной от личинок гельминтов рыбы семейства карповых (язь, лещ, плотва, елец и др.).
Основными условиями, поддерживающими высокий уровень заболеваемости описторхозом среди населения области, являются нарушения на рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятиях в части несоблюдения технологии обеззараживания потенциально опасного рыбного сырья низкими температурами и отсутствие эффективных методов обеззараживания сточной воды от возбудителей паразитарных болезней, в первую очередь описторхоза, на очистных сооружениях канализации.
Экономический ущерб от заболевания описторхозом за последние 3 года составил 213 млн. рублей.
Основной промысловой рыбой в Тюменской области является рыба семейства карповых (язь, лещ, плотва, елец и др.), наиболее эпидемически опасная в плане заражения описторхозом. Для обеззараживания такой рыбы от личинок возбудителя описторхоза необходимы жесткие температурные режимы: паразит погибает в рыбе при ее "шоковой" заморозке при температуре минус 28 °C в толще рыбы в течение 32 часов, при температуре минус 40 °C в течение 7 часов.
На территории Тюменской области функционирует около 30 рыбоперерабатывающих и рыбодобывающих предприятий. Только четыре из них оснащены низкотемпературными камерами, обеспечивающими обеззараживание рыбы от личинок возбудителя описторхоза. Таким образом, существует вероятность попадания рыбы, пораженной возбудителями описторхоза, на предприятия торговли или в несанкционированную торговлю.
Болеет описторхозом в основном городское население - около 70% от общей заболеваемости. Этот факт свидетельствует, что доля заражений описторхозом через рыбу, приобретаемую на предприятиях торговли, значительно выше, чем при употреблении рыбы, выловленной любителями. Следовательно, масштабы вовлечения в эпидемический процесс населения в связи с употреблением не обеззараженной от личинок возбудителя описторхоза готовой рыбной продукции в копченом или вяленом виде гораздо значительнее, чем при употреблении рыбы, выловленной любителями частным образом.
Для обеспечения безопасности рыбной продукции рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия обязаны осуществлять лабораторный контроль рыбной продукции по паразитологическим показателям. Согласно методическим указаниям МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями" проведение производственного санитарно-паразитологического контроля должны обеспечивать руководители предприятий, осуществляющих разведение, переработку, хранение, реализацию рыбы и продуктов ее переработки.
Лабораторный контроль с целью эффективного соблюдения технологического режима обеззараживания рыбы и рыбной продукции от личинок гельминтов необходимо проводить в каждой партии: при поступлении рыбы (свежей, охлажденной, мороженой) в рыбоперерабатывающие организации и готовой продукции. Готовая продукция не должна содержать жизнеспособных личинок гельминтов. Однако лабораторное обследование рыбного сырья и готовой продукции по паразитологическим показателям предприятиями проводится выборочно, а не каждой партии. В результате не осуществляется должный контроль со стороны хозяйствующих субъектов за безопасностью производимой и реализуемой продукции. Тем самым не обезвреженная от личинок гельминтов рыбная продукция попадает в торговую сеть.
В 2011 году предприятиями рыбопереработки в рамках производственного контроля было исследовано 149 проб рыбного сырья и готовой продукции по паразитологическим показателям, из них всего 27 проб рыбы семейства карповых (в среднем 2 - 4 пробы в год). В результате контроль со стороны хозяйствующих субъектов за безопасностью производимой и реализуемой продукции проводится не в полном объеме. Тем самым возникает возможность попадания не обезвреженной от личинок гельминтов рыбной продукции в торговую сеть.
В 2012 году на предприятиях торговли и общественного питания проведено 23 проверки по фактам жалоб потребителей на реализацию некачественной рыбы и рыбной продукции. По их результатам составлено 27 протоколов об административном правонарушении.
Другая причина неблагополучной ситуации по описторхозу в Тюменской области - отсутствие эффективных методов дезинвазии сточных вод (уничтожение возбудителей паразитарных заболеваний) на канализационных очистных сооружениях.
Сточные воды, являясь продуктом жизнедеятельности человека, интенсивно обсеменяются возбудителями гельминтозов. Учитывая высокую эпидемическую опасность сточных вод, санитарное законодательство Российской Федерации предъявляет высокие гигиенические требования к их качеству перед сбросом в поверхностные водные объекты. Однако применяемые в Тюменской области в настоящее время на очистных сооружениях канализации методы обеззараживания сточных вод (хлорирование, ультрафиолетовое облучение) не обеспечивают уничтожение гельминтов. В результате необеззараженные сточные воды сбрасываются в поверхностные водоемы.
Ультрафиолетовое облучение (УФО) и хлорирование, применяемые для обеззараживания сточных вод, эффективны только в отношении бактерий и вирусов и не гарантируют уничтожение возбудителей паразитарных заболеваний, в том числе описторхоза.
Эпидемическая безопасность сточной воды по паразитологическим показателям, в том числе в отношении описторхоза, достигается при обеззараживании ее УФ-излучением в дозах не менее 65 мДж/см2 и определенных физико-химических показателях сточной воды, подаваемой на обеззараживание УФ-излучением (цветность, мутность, взвешенные вещества и т.д.). Такие показатели УФО не выдерживаются ни одной обеззараживающей установкой на очистных сооружениях Тюменской области, в том числе ООО "Тюмень Водоканал".
В период с 08.10.2012 по 12.10.2012 проведена оценка эффективности работы установки УФО по паразитологическим показателям на очистных сооружениях канализации ООО "Тюмень Водоканал" (д. Копытово) в соответствии с требованиями МУ 4.2.2661-10 "Методы санитарно-паразитологических исследований". Из 15 проб сточной воды, взятой после всех этапов очистки и УФО, в 10 пробах обнаружены жизнеспособные яйца гельминтов (описторхиса) - 67%, в том числе не соответствовали требованиям 100% проб воды в месте выхода из камеры УФО, 60% - в колодце с очищенными водами, 40% - в месте сброса сточных вод непосредственно в р. Туру.
Результаты исследований, проведенных паразитологической лабораторией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области", подтверждены специалистами референс-центра по биогельминтозам ФБУН "Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии".
Установки, использующие активный хлор, также не могут обеспечить обеззараживание воды от возбудителей паразитарных заболеваний, так как гельминты обладают значительной устойчивостью к действию дезинфицирующих средств. Возбудители описторхоза погибают только при сочетанном действии температуры плюс 50 °C с дозой активного хлора 20 мг/л стоков. Кроме того, при отведении хлорированных сточных вод в водоем поступает значительная концентрация хлора. В результате может наблюдаться гибель водных биоценозов и практически полное прекращение процессов самоочищения, в т.ч. и от патогенной микрофлоры.
Использование полей орошения, засеянных однолетними и многолетними травами, в целях дезинвазии сточных вод эффективно только в теплый период года (не более 3 месяцев в году).
Таким образом, происходит кругооборот возбудителей описторхоза: население заражается при употреблении в пищу не обеззараженной в низкотемпературных камерах рыбой вследствие отсутствия таких камер на предприятиях, а речная рыба заражается паразитами от выпуска необеззараженных сточных вод в водоемы.
На сегодняшний день существуют эффективные методы дезинвазии сточных вод, вызывающие естественную гибель яиц гельминтов и не оказывающие влияния на метаболизм биоценоза активного ила и здоровье человека. В ряде субъектов Российской Федерации (Кемеровская, Липецкая, Белгородская, Ростовская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) для дезинвазии сточных вод и их осадков уже используют современные препараты биологического ингибирования.
Информация о необходимости организации и внедрения эффективных методов дезинвазии неоднократно направлялась в администрацию г. Тюмени, главам муниципальных образований, в ООО "Тюмень Водоканал".
Вопросы дезинвазии сточных вод (уничтожение возбудителей паразитарных болезней) обсуждались на заседании Совета при Губернаторе Тюменской области 29 марта 2010 года. В п. 4 решения Совета (протокол № 1/з от 29.03.2010) главам городских округов и муниципальных образований Тюменской области, директорам предприятий ОАО "Водоканал" гг. Тюмени, Тобольска, Ишима было дано задание: в целях стабилизации и снижения заболеваемости паразитарными инфекциями принять меры по организации дезинвазии сточных вод на действующих канализационных очистных сооружениях, а также предусмотреть включение мероприятий по дезинвазии на стадии проектирования и строительства объектов.
Решение проблемы дезинвазии сточных вод требует принятия безотлагательных мер.
Внедрение дополнительных современных методик дезинвазии сточных вод позволит улучшить качество сбрасываемой воды по показателям паразитарной безопасности. Оснащение низкотемпературными холодильными установками предприятий рыбодобычи и рыбопереработки позволит обеспечить безопасными рыбными продуктами население Тюменской области и стабилизировать заболеваемость описторхозом на территории Тюменской области.
В дополнение к ранее направленным предложениям, с целью снижения заболеваемости описторхозом на территории области Управление Роспотребнадзора по Тюменской области считает необходимым рекомендовать:
1. Главам муниципальных образований Тюменской области принять следующие меры:
1) по организации обязательной дезинвазии сточных вод на действующих канализационных очистных сооружениях административной территории;
2) по ликвидации мест несанкционированной торговли рыбной продукцией;
3) по организации обеспечения необходимым холодильным оборудованием предприятий рыбодобычи и рыбопереработки в целях реализации населению безопасного в отношении описторхоза рыбного сырья и продукции.
2. Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области:
Потребовать от руководителей рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий:
1) соблюдения необходимого низкотемпературного технологического режима обеззараживания рыбы, потенциально зараженной личинками гельминтов, опасных для здоровья человека, в соответствии с нормативными документами;
2) обеспечения качества и безопасности рыбной продукции в процессе ее производства и реализации в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании (ГОСТ 1168-86 "Рыба мороженая. Технические условия", ГОСТ 7447-97 "Рыба горячего копчения. Технические условия", ГОСТ 1551-93 "Рыба вяленая. Технические условия", ГОСТ 7448-2006 "Рыба соленая. Технические условия", СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарных болезней");
3) проведения лабораторного контроля рыбной продукции в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности (СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарных болезней", СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", МУ 3.2.1756-03 "Эпидемиологический надзор за паразитарными болезнями").
3. Руководителям предприятий, занимающихся очисткой сточных вод, в том числе предприятий ООО "Водоканал" в гг. Тюмени, Тобольске, Ишиме:
1) принять дополнительные меры по внедрению эффективных методов обеззараживания сточных вод от возбудителей паразитарных болезней (дезинвазия) на очистных сооружениях канализации;
2) предоставить информацию о проведенных мероприятиях, результатах внедрения эффективных методов дезинвазии на ОСК, выполнении п. 4 решения Совета при Губернаторе Тюменской области (протокол № 1/з от 29.03.2010).
------------------------------------------------------------------