По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 21.03.2013 N 969 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 969

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ
НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области", представленную в областную Думу Вице-Губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 27.02.2013 № 31/2026 Д/13-1133), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить проведение государственной политики, направленной на достижение общественного согласия, содействие многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений, согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления, уделив особое внимание следующим направлениям (в рамках своей компетенции):
- трудоустройство граждан, относящихся к неконкурентоспособным на рынке труда категориям населения, путем расширения перечня мероприятий, направленных на создание рабочих мест для данных категорий граждан посредством субсидирования работодателей за счет средств областного бюджета и на условиях софинансирования из федерального бюджета;
- содействие в трудоустройстве выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования путем введения специальных сертификатов;
- проведение мероприятий, способствующих сокращению производственного травматизма, улучшению условий труда, повышению правовой грамотности работодателей и работников, обучению безопасным приемам выполнения работ;
- содействие в создании территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и формированию полномочий сторон социального партнерства на территории муниципальных образований.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 21.03.2013 № 969

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-Губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 27.02.2013)

Закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" (далее - Закон) регулирует трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения между работником и работодателем, в том числе отношения в области содействия занятости населения и порядок организации и функционирования социального партнерства в Тюменской области. Целью Закона является достижение общественного согласия, содействие многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений, согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан Тюменской области, осуществляется в рамках утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.08.2011 № 1498-рп долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области" на 2012 - 2014 годы.
Целями данной программы является содействие повышению эффективной занятости населения, снижению напряженности на рынке труда, повышению уровня жизни населения.
В течение 2012 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось около 42,9 тыс. человек, которым было оказано содействие в трудоустройстве как на постоянную работу, так и на временные рабочие места, создаваемые в рамках программных мероприятий.
В течение 2012 года в результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области" было обеспечено содействие занятости на условиях постоянного и временного трудоустройства 32,3 тыс. человек (что составляет 75,5% от числа обратившихся с данной целью граждан), в том числе посредством оказания следующих государственных услуг и реализации мероприятий:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы в части трудоустройства на постоянную работу (6,8 тыс. человек);
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (153 единицы);
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (26,3 тыс. человек);
- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан (2,5 тыс. человек);
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (1,2 тыс. человек);
- государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в Тюменской области оказана 77,9 тыс. обратившихся, в том числе гражданам и работодателям.
В результате организации оплачиваемых общественных работ в 2012 году было трудоустроено 3,5 тыс. человек.
На условиях временной занятости в свободное от учебы время в 2012 году было трудоустроено 22,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В 2013 году планируется трудоустроить 21,5 тыс. несовершеннолетних граждан.
Посредством организации мероприятий по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, в 2012 году трудоустроено 1,3 тыс. человек. В результате мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, трудоустроено 24 человека. В 2013 году планируется трудоустроить 1,1 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и 30 выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.
В 2012 году услуги по содействию самозанятости оказаны 243 безработным гражданам. Единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства получили 232 человека. Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2012 № 126-п утверждено Положение о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Финансовая помощь при государственной регистрации предоставляется в размере не выше двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице (58800 рублей), на подготовку документов - не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице (1700 рублей).
В рамках мероприятия по созданию юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в 2012 году создано 35 рабочих мест. Право на получение субсидии имеют юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в случае если один из учредителей юридического лица, индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) непосредственно перед государственной регистрацией относились к категории безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан. В 2013 году планируется создать рабочие места для трудоустройства 52 безработных граждан.
Государственную услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости получили 18 человек. Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 496-п утверждены размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения. Согласно данному постановлению безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения производится оплата суточных, проезда, найма жилого помещения, стоимости провоза имущества, выплата единовременного пособия безработному и члену его семьи. В 2013 году планируется предоставить государственную услугу 36 гражданам.
Расширению возможностей трудоустройства граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, способствовала реализация в 2012 году мероприятия по трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в результате обеспечено трудоустройство 57 граждан данной категории. В 2012 году планируется создание 100 рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан.
В 2012 году продолжена реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения в рамках утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 13.02.2012 № 164-рп программы Тюменской области по реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. В 2012 году в рамках данной программы трудоустроен 61 гражданин, имеющий инвалидность, 30 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и 93 человека из числа многодетных родителей. Численность участников данной программы в 2012 году составила 184 человека.
Положениями долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области" в 2012 году было предусмотрено дополнительное финансирование за счет средств областного бюджета мероприятий в области содействия занятости населения в связи с их востребованностью среди соответствующих категорий незанятого населения. Работодателям возмещались расходы на оплату труда граждан, имеющих инвалидность, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Также за счет данных средств работодателям компенсировались расходы на оснащение дополнительных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Это позволило в 2012 году помимо уже получивших работу трудоустроить еще 915 граждан с инвалидностью.
Таким образом, общая численность инвалидов, трудоустроенных посредством организации дополнительных мероприятий, составила 976 человек. В 2013 году запланировано трудоустроить 800 незанятых инвалидов.
В результате реализации мероприятия по стажировке выпускников образовательных учреждений и граждан, ищущих работу, в целях приобретения ими опыта трудоустроено 374 человека.
Также осуществляются мероприятия, позволяющие повысить уровень квалификации, переобучиться. Численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости, в 2012 году составила 1,7 тыс. человек. В опережающем профессиональном обучении работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, приняли участие 65 человек. В мероприятии по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, приняли участие 108 женщин. Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 513-п определены порядок и условия направления женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В соответствии с данным постановлением при направлении женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации органы службы занятости осуществляют оплату стоимости обучения, предварительного медицинского осмотра. Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 497-п утверждены порядок и размеры предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при направлении органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность. Финансовая поддержка производится в виде компенсации расходов, понесенных безработными гражданами и женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при направлении их на обучение в другую местность.
В результате реализации программных мероприятий численность зарегистрированных безработных по состоянию на декабрь 2012 года составила 4,0 тыс. человек при 4,4 тыс. человек по состоянию на 01.01.2012, уровень регистрируемой безработицы по сравнению с аналогичным показателем на начало 2012 года не изменился и составил 0,6%.
Кроме того, в течение года наблюдалось снижение численности безработных и уровня безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, за декабрь 2012 года значения данных показателей по сравнению с аналогичным показателем за 2011 год снизились на 11,2 тыс. человек, или на 1,6 процентных пункта, и составили 37,4 тыс. человек и 5,3% соответственно.
В 2012 году органами службы занятости в целях поиска подходящей работы зарегистрировано 42811 человек, из них 42793 - граждане Российской Федерации, 18 иностранных граждан и лиц без гражданства. Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, с января 2012 года по декабрь 2012 года составила 12018 человек.
Определение и введение системы оплаты и стимулирования труда работников государственных учреждений Тюменской области регламентировано распоряжением администрации Тюменской области от 06.12.2004 № 1114-рк "О системе оплаты труда в государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях Тюменской области".
Отношения в области оплаты и стимулирования труда подведомственных учреждений регулируются также правовыми актами исполнительных органов государственной власти Тюменской области.
Во исполнение программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, в регионе реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
Разрабатывается план мероприятий по развитию отраслей социальной сферы, содержащий целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.
Осуществляется системная работа, направленная на достижение достойной оплаты труда работников бюджетной сферы региона. Рост заработной платы бюджетников носит стабильный характер. В 2012 году наблюдалась самая высокая за последние четыре года динамика роста заработной платы работников бюджетной сферы - 34%.
В рамках взаимодействия с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами, иными общественными организациями по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области осуществляется ряд мероприятий.
Решение вопросов социально-трудовых отношений строится на основе конструктивного взаимодействия Правительства Тюменской области с объединениями профсоюзов и работодателей в рамках реализации Регионального трехстороннего соглашения на 2011 - 2013 годы.
Стороны социального партнерства совместно участвуют в работе следующих областных комиссий:
- областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областная трехсторонняя комиссия);
- областной межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда;
- областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников;
- областной межведомственной комиссии по охране труда.
Основные вопросы социально-экономического развития региона рассматриваются на заседаниях областной трехсторонней комиссии. В 2012 году наиболее важными среди рассмотренных комиссией вопросов, по которым приняты и реализуются решения, были вопросы об итогах социально-экономического развития области, о выполнении Регионального трехстороннего соглашения, проведении детской оздоровительной кампании, мерах государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса, тарифах на услуги жилищно-коммунального комплекса в Тюменской области в 2013 году, реализации региональной программы модернизации здравоохранения Тюменской области и программы Тюменской области "Улучшение условий и охраны труда" на период 2012 - 2014 годов.
Сторонами социального партнерства совместно реализуется план развития коллективно-договорного процесса в Тюменской области, направленный на укрепление трудовых прав работников и повышение их социальных гарантий.
В целях содействия повышению уровня жизни населения сторонами социального партнерства Тюменской области принимаются меры по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда. В 2012 году дважды вносились изменения в Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 28.04.2011. С 01.01.2013 размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики повышен до 7000 рублей, для работников бюджетной сферы - до 5500 рублей.
При участии сторон социального партнерства реализуются программа Тюменской области "Улучшение условий и охраны труда", совместные планы по внедрению передового опыта по охране труда и улучшению условий и охраны труда в субъектах малого предпринимательства Тюменской области.
Во взаимодействии с объединениями работодателей и профессиональных союзов в 2012 году проведено более 50 мероприятий: научно-практические конференции, "круглые столы", семинары и совещания по вопросам охраны труда, дни профсоюзных работников.
Сторонами социального партнерства организовано проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности". Итоги регионального этапа конкурса в июле 2012 года подведены на заседании областной трехсторонней комиссии. Все победители регионального этапа данного конкурса номинированы для участия в федеральном этапе конкурса.
В соответствии с Законом исполнительные органы государственной власти Тюменской области осуществляют функции государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров в Тюменской области.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров в Тюменской области. Информация об условиях получения услуги размещена на региональном и федеральном порталах государственных услуг.
На заседании областной трехсторонней комиссии утвержден список трудовых арбитров Тюменской области, в который вошли представители органов государственной власти, профессиональных союзов и работодателей. Основной задачей данных специалистов является участие в примирительных процедурах и содействие урегулированию коллективных трудовых споров.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проводится подготовка трудовых арбитров совместно с Государственной инспекцией труда в Тюменской области и Федеральной службой по труду и занятости.
С 2006 года по настоящее время коллективных трудовых споров, забастовок в Тюменской области не зарегистрировано.
В рамках осуществления функций по организации альтернативной гражданской службы в Тюменской области, определенных федеральным законом, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области ежегодно формируются предложения по перечню видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, для направления в Федеральную службу по труду и занятости.
Уполномоченный орган исполнительной власти области осуществляет учет прибывших граждан в организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, координирует организацию их размещения и бытового обслуживания (2 раза в год проводится обследование жилищно-бытовых условий граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу).
По состоянию на 20.02.2013 в Тюменской области альтернативную гражданскую службу проходят 7 человек в учреждениях здравоохранения.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется в рамках программы Тюменской области "Улучшение условий и охраны труда", цель которой - улучшение условий и охраны труда для снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных в Тюменской области.
За 2012 год в рамках данной программы реализовано более 60 мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Разработано и внедрено программное обеспечение "Мониторинг условий и охраны труда", позволяющее проводить мониторинг 13 показателей по охране труда в разрезе муниципальных образований, видов экономической деятельности в динамике за 5 лет. Порядок проведения мониторинга утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 15.08.2012 № 304-п "О мониторинге условий и охраны труда в Тюменской области".
В целях осуществления контроля за состоянием условий труда проведено 115 экспертиз, в том числе 10 экспертиз качества аттестации 637 рабочих мест, 105 экспертиз условий труда, предшествующих несчастному случаю, профессиональному заболеванию.
В 2012 году вопросы охраны труда широко освещались в средствах массовой информации: были организованы радио- и телевизионные интервью, в периодической печати и электронных СМИ опубликовано свыше 60 информационных материалов, в декабре 2012 года вышел номер федерального журнала "Охрана труда. Практикум", полностью посвященный Тюменской области.
На официальном портале органов государственной власти Тюменской области и официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области созданы разделы и рубрики по охране труда.
Подготовлен и направлен в органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, объединения профсоюзов и работодателей ежегодный доклад "О состоянии условий и охраны труда в Тюменской области в 2011 году". Разработана типовая программа улучшения условий и охраны труда в муниципальном образовании. Издана и распространена памятка работодателю по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (тираж 3000 экземпляров).
В поддержку инициативы Международной организации труда в 2012 году проведен месячник охраны труда, приуроченный к Всемирному дню охраны труда. В рамках данного мероприятия 19 - 20 апреля 2012 года в Тюмени состоялся Всероссийский семинар-совещание на тему: "Совершенствование нормативно-правовой базы как основы инноваций в сфере охраны труда в Российской Федерации" при участии представителей Минздравсоцразвития Российской Федерации.
В 2012 году проводился очередной областной смотр-конкурс состояния условий и охраны труда, в котором приняли участие представители 18 муниципальных образований.
Реализация указанных мер позволила значительно улучшить состояние охраны труда.
По итогам 2012 года количество аттестованных рабочих мест увеличилось на 45% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года и составило 28,2 тыс. рабочих мест.
За счет средств областного бюджета аттестовано более 7,5 тыс. рабочих мест в органах государственной власти и организациях бюджетной сферы.
По итогам мониторинга в Тюменской области в 2012 году в учебных центрах прошли подготовку по охране труда 13,1 тыс. человек, что на 4,7% больше, чем в 2011 году.
Постановлением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 № 433-п утвержден порядок организации и проведения проверок при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти Тюменской области в подведомственных им организациях.
Приказами уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области утвержден план проведения в 2013 году проверок центров занятости населения, являющихся государственными автономными учреждениями Тюменской области, назначены должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по осуществлению ведомственного контроля.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области осуществляется обобщение практики применения законодательства о занятости населения, а также анализ причин выявленных нарушений законодательства. В рамках осуществления данного полномочия в центры занятости населения регулярно направляются информационные письма и аналитические записки. При этом в постоянном режиме осуществляется мониторинг информации, размещаемой на интернет-сайте Федеральной службы по труду и занятости, о нарушениях, выявленных Рострудом в ходе плановых выездных проверок в субъектах Российской Федерации. Для предупреждения подобных нарушений в центры занятости населения направляется обобщенная информация о нарушениях, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Роструда.
Анализ причин нарушения законодательства осуществляется, в том числе, посредством организации контроля за качеством формирования и ведения регистров получателей услуг в сфере занятости населения с применением автоматизированной информационной системы "Регистры получателей услуг" и программно-технического комплекса "Катарсис".
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области осуществляется принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
В ходе проведения проверок организаций осуществляется разъяснительная работа по применению законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов непосредственно с руководителями, сотрудниками кадровых и юридических служб работодателей, выдаются образцы необходимой документации и выписки из нормативных актов в сфере занятости. По окончании каждой проведенной проверки юридического лица либо индивидуального предпринимателя на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти области размещается информация о результатах проверки.
Осуществляется постоянный контроль за исполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства. Данный контроль включает в себя контроль за выполнением работодателями и центрами занятости населения законодательства о занятости населения через программно-технический комплекс "Катарсис". Кроме того, работодатели и руководители центров занятости населения письменно сообщают в уполномоченный орган об исполнении выданных предписаний.
В целях усиления контроля за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году в ежемесячном режиме в соответствии с утвержденным порядком осуществлялось информирование центров занятости населения о результатах проведенных проверок по обеспечению государственных гарантий в области занятости населения и использования бюджетных средств.
В рамках осуществления полномочий по проведению мониторинга состояния и разработке прогнозных оценок рынка труда Тюменской области в 2012 году были организованы научно-исследовательские работы по перспективному развитию рынка труда Тюменской области. Было обследовано 4000 организаций государственной, муниципальной и частной форм собственности, получены сведения более чем о 190 тыс. работников, определены показатели перспективной потребности экономики Тюменской области в кадрах на 2013 - 2017 годы, в том числе в разрезе муниципальных образований, основных видов экономической деятельности, профессий (специальностей). Получены сведения о прогнозируемом выпуске специалистов на 2013 - 2017 годы учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Сформированы основные показатели баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Тюменской области. В настоящее время осуществляется подготовка отчета по итогам мониторинга за 2012 год.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области осуществляется надзор и контроль в следующих сферах:
- прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- регистрация инвалидов в качестве безработных;
- обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан.
В целях исполнения государственной функции по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2012 году проводились проверки работодателей по соблюдению законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. Всего проведено 17 плановых проверок, составлено 17 актов проверок, выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов (нарушения были устранены).
В случае выявления при проведении проверки признаков административного правонарушения уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области информация об этом направляется в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении. Так, в 2012 году на основании обращения уполномоченного органа исполнительной власти области прокуратурой Омутинского района в отношении 1 работодателя, не представившего органам службы занятости сведения о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов, вынесено предупреждение об устранении нарушений законодательства и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных осуществляется в форме проведения проверок центров занятости населения. В 2012 году проведено 5 плановых проверок, по результатам которых составлено 5 актов. При проведении проверок нарушений при регистрации инвалидов в качестве безработных не установлено.
Также осуществляется надзор и контроль в форме проведения проверок центров занятости населения за обеспечением ими следующих государственных гарантий в области содействия занятости населения:
- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
- защита от безработицы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- информирование о положении на рынке труда;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование безработных граждан, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.
Всего в 2012 году проведено 16 проверок центров занятости населения, из них 12 плановых и 4 внеплановых. По результатам проверок составлено 16 актов проверок, выдано 11 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в области содействия занятости населения. По всем выданным предписаниям поступили ответы об устранении выявленных нарушений с приложением подтверждающих документов.
В связи с наделением с 01.01.2012 субъектов Российской Федерации полномочиями в области содействия занятости уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области разработаны и утверждены 11 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
В Тюменской области осуществляется организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
Органами службы занятости населения осуществляются дифференцированный подход к обслуживанию различных категорий обратившихся граждан, определение конкретных, наиболее эффективных мер по содействию занятости для каждой из социально-психологических групп. В основу профилирования заложено деление безработных на группы, исходя из их потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности, определение для каждой социально-психологической группы конкретных видов услуг службы занятости. Кроме того, учитывается предыдущая профессиональная деятельность обратившегося гражданина, уровень его образования, пол, возраст и другие социально-демографические характеристики для оказания эффективной помощи при содействии в трудоустройстве.
В центрах занятости населения отработана система планирования, учета, анализа и контроля проводимой работы с безработными гражданами. Профильная группа определяется на первичном приеме по результатам анкетного опроса клиента и оценки его мотивации на активный поиск работы, сложившейся у специалиста по трудоустройству при собеседовании. В дальнейшем подбираются мероприятия, наиболее эффективные при работе с гражданами, отнесенными к каждой из профильных групп.
Анализ состава граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, показывает, что женщины, в том числе имеющие несовершеннолетних детей, относятся к группе, которая характеризуется низким потенциалом трудоустройства. С целью повышения мотивации к труду и развития навыков активного поведения на рынке труда 710 безработных женщин приняли участие в работе "клубов ищущих работу".
В соответствии с Законом на исполнительные органы государственной власти Тюменской области возложено осуществление полномочия по определению перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
Приказом департамента труда и занятости населения Тюменской области от 25.04.2012 № 125 утвержден перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в 2012 году. Перечень содержит 94 профессии, из них 75 - рабочие.
Перечень приоритетных профессий для профессионального обучения безработных граждан на 2013 год утвержден приказом департамента труда и занятости населения Тюменской области от 15.01.2013 № 002.
Работа по формированию и ведению регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения в Тюменской области (далее - РПУ) осуществляется по следующим направлениям:
- контроль за полнотой и качеством сведений, формируемых в РПУ, отсутствием расхождений данных регистров с показателями статистической отчетности;
- контроль качества оказания услуг гражданам и работодателям в соответствии с административными регламентами;
- контроль за отсутствием нарушений при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также восстановление нарушенных прав безработных граждан в части государственных гарантий по социальной поддержке;
- проведение мероприятий по защите персональных данных, обрабатываемых в РПУ;
- передача регионального сегмента РПУ в федеральный РПУ.
Формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения осуществляется в соответствии с государственным заданием в разрезе мероприятия для каждого муниципального образования исходя из количества безработных граждан, числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом нормативов затрат по Тюменской области на 1 получателя государственных услуг.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления учреждению субсидии.
При определении размера субсидии учитываются:
затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (выполнением работ), предусмотренных государственным заданием;
- затраты на общехозяйственные нужды;
- затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
В рамках осуществления возложенных на субъект Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации иных полномочий, отнесенных к их ведению нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных Уставом Тюменской области, законами Тюменской области, постановлениями Губернатора Тюменской области, уполномоченным органом исполнительной власти области, организована и координируется работа по определению потребности в привлечении в Тюменскую область иностранных работников и подготовке предложений по формированию квот на осуществление иностранными работниками трудовой деятельности.
Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется областной межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников. С учетом заключений уполномоченных органов, оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году областная межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников выносит решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников. На основании решения областной межведомственной комиссии формируются предложения Тюменской области по объемам квот, которые направляются на рассмотрение и утверждение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Утвержденная квота на привлечение иностранных работников в Тюменскую область в последние годы увеличивается: 2011 год - 13269 человек, 2012 год - 16549 человек, 2013 год - 18125 человек.
Доля иностранной рабочей силы в Тюменской области составляет 1,3% от общей численности занятых граждан области.
Около 82% от общей численности иностранной рабочей силы в регионе привлекают организации строительной сферы. В строительной отрасли количество вакансий в 50 раз превышает количество безработных, состоящих на учете в службе занятости населения Тюменской области. Проблема дефицита рабочей силы строительных специальностей в значительной степени покрывается за счет привлечения иностранных работников.
При разработке и принятии мер по регулированию трудовой миграции органы исполнительной власти Тюменской области исходят из необходимости обеспечения занятости местных трудовых ресурсов, а также безработных граждан из других субъектов Российской Федерации. Это учитывается и при формировании предложений Тюменской области о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год.
Квота на привлечение иностранных работников на 2012 год была определена в количестве 16549 единиц. Уровень использования квоты по итогам 2012 года составил 96,6% - это самый высокий показатель за последние годы, что объясняется экономическим подъемом и сбалансированной потребностью работодателей, которым утверждена квота на привлечение и использование иностранных работников.
В 2012 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области при разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Тюменской области на основе данных, представленных федеральными исполнительными органами власти, исполнительными органами власти Тюменской области, сформирована информация о численности трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, о численности и составе работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, о численности занятого населения, а также о численности граждан в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы. В настоящее время уточняются отдельные показатели прогноза баланса трудовых ресурсов Тюменской области.
В Тюменской области особое внимание уделяется развитию многоуровневой системы социального партнерства.
В течение ряда последних лет проводится совместная работа Правительства Тюменской области, Союза работодателей Тюменской области и органов местного самоуправления по созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, по результатам которой были созданы комиссии в Армизонском, Казанском и Ялуторовском районах. Завершается работа по созданию комиссий в Тюменском районе и городе Ялуторовске. В настоящее время в области действуют территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 6 муниципальных образованиях.
С 2011 года Тюменским областным советом профессиональных союзов совместно с Правительством Тюменской области организуются и проводятся дни профсоюзов в муниципальных районах Тюменской области. В ходе встреч участники обсуждают проблемы развития социального партнерства и коллективно-договорного процесса, создания территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, рассматривают вопросы охраны труда и внедрения системы управления профессиональными рисками. В 2012 году выездные совещания проведены в городе Ишиме, Ишимском, Нижнетавдинском, Омутинском, Казанском, Уватском, Юргинском районах.
В 2012 году по предложению областной трехсторонней комиссии в газете "Тюменская область сегодня" была открыта рубрика "Социальное партнерство", в которой ежемесячно публикуются материалы сторон социального партнерства по наиболее актуальным вопросам.
Продолжается активное развитие коллективно-договорного процесса в Тюменской области.
По состоянию на 01.01.2013 в Тюменской области действует 40 соглашений: 2 региональных, 4 территориальных, 32 отраслевых (в том числе 18 региональных отраслевых, 14 территориальных отраслевых), 2 территориальных межотраслевых соглашения. В 2012 году были заключены региональное отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в государственных учреждениях лесного хозяйства Тюменской области и территориальные трехсторонние соглашения в городе Заводоуковске, Ялуторовском и Казанском районах. Наибольшее количество соглашений заключено в сфере образования и государственного управления.
По состоянию на 01.01.2013 в 1795 организациях Тюменской области действуют коллективные договоры, прошедшие уведомительную регистрацию.
Охват работников коллективными договорами в организациях (без субъектов малого предпринимательства) на 01.01.2013 составил 69% (222,0 тыс. человек).
Сторонами социального партнерства утвержден план мероприятий по развитию коллективно-договорного процесса в Тюменской области. Реализация плана предусматривает выполнение графика поэтапного повышения охвата работников коллективными договорами и соглашениями в отраслевом и территориальном аспектах, контроль его выполнения всеми сторонами.
Разработан программный комплекс "Социальное партнерство Тюменской области", который установлен во всех муниципальных образованиях области и позволяет вести оперативный и системный анализ количества и качества заключаемых коллективных договоров и соглашений.
В 2012 году проведен обучающий семинар для специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих работу по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, определены основные задачи и направления работы муниципальных образований в данном направлении.
При реализации Закона актуальными являются следующие вопросы.
Проблема трудоустройства граждан, относящихся к неконкурентоспособным на рынке труда категориям населения. В Тюменской области данная проблема решается путем расширения перечня мероприятий, направленных на создание рабочих мест для данных категорий граждан посредством субсидирования работодателей за счет средств областного бюджета и на условиях софинансирования из федерального бюджета. В условиях сохранения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда организуются мероприятия активной политики занятости и дополнительные мероприятия, позволяющие решить проблему трудоустройства граждан, не имеющих возможности найти постоянную работу.
Проблемы постановки граждан на регистрационный учет связаны с невозможностью граждан в отдельных случаях представить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В частности, в связи с ликвидацией юридического лица, сменой юридического и фактического адреса юридического лица, сменой места жительства гражданина и по иным причинам объективного характера. При этом в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным без предъявления гражданином установленного перечня документов, включающего указанную справку.
Для решения данной проблемы в практику работы центров занятости населения в настоящее время внедряется технология работы, связанная с направлением граждан, не имеющих данной справки, на общественные работы. Это позволит в случае отсутствия вариантов подходящей работы и наличия оснований для признания гражданина безработным после его участия в оплачиваемых общественных работах обеспечить постановку на регистрационный учет в соответствии с требованиями законодательства.
В рамках дополнительных мер по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в 2013 году планируется введение сертификатов для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, получивших востребованные на рынке труда региона профессии (специальности). Выпускник, имеющий сертификат, сможет трудоустроиться на постоянное рабочее место самостоятельно, при этом его заработок в течение 6 месяцев должен составлять не менее двукратного минимального размера оплаты труда. Работодатель, устроивший на работу такого выпускника, в течение данного периода получает из средств областного бюджета компенсацию расходов на оплату труда молодого специалиста.
Также актуальной является проблема увеличения численности пострадавших на производстве. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Тюменской области, в 2012 году в тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаях пострадал 161 человек, из них 49 погибли, в том числе 17 человек в авиакатастрофе, произошедшей 02.04.2012.
Основными причинами производственного травматизма являются неблагоприятные условия и неудовлетворительная организация труда, в частности, необеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний в области охраны труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
В целях сокращения количества несчастных случаев на производстве необходимо продолжить реализацию программы Тюменской области "Улучшение условий и охраны труда", направив усилия на мероприятия, способствующие улучшению условий труда, повышению правовой грамотности работодателей и работников, активизировать обучение безопасным приемам выполнения работ.
Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях отсутствуют территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в связи с несформированностью полномочной стороны работодателей. Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области продолжается активная совместная работа с Союзом работодателей Тюменской области и администрациями муниципальных образований по содействию созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и формированию полномочных сторон социального партнерства на муниципальном уровне.


------------------------------------------------------------------