Постановление Тюменской областной Думы от 25.04.2013 N 1054 "Об информации о деятельности в 2012 году государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации"
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. № 1054
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2012 ГОДУ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрев информацию о деятельности в 2012 году государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию о деятельности в 2012 году государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять к сведению (прилагается).
2. Предложить государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации продолжить работу по контролю:
- за эффективностью расходования страхователями средств обязательного социального страхования;
- за соблюдением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, а также их учета и хранения;
- за полной и своевременной уплатой страхователями просроченной задолженности и штрафных санкций по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Рекомендовать государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- об уменьшении сроков выделения средств страхователям на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- о своевременности выплат пособий по социальному страхованию.
4. Снять с контроля постановление Тюменской областной Думы от 19.04.2012 № 224 "Об информации о деятельности в 2011 году государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по бюджету, налогам и финансам (Горицкий Д.Ю.).
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 25.04.2013 № 1054
ИНФОРМАЦИЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2012 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -
ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(представлена в областную Думу управляющим государственным
учреждением - Тюменским региональным отделением
Фонда социального страхования Российской Федерации
А.Я.Косенковым 18.03.2013)
В 2012 году деятельность государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение) велась в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101.
При осуществлении своих полномочий региональное отделение руководствовалось федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и приказами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В 2012 году в деятельности регионального отделения приоритетными являлись задачи, направленные:
1) на своевременную и эффективную организацию финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 № 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в полном объеме;
2) на обеспечение исполнения доходной части бюджета, повышение собираемости страховых взносов за счет:
- применения всего комплекса мер взыскания недоимки по страховым взносам по двум видам обязательного социального страхования, предусмотренных действующим законодательством;
- обеспечения проведения контрольных мероприятий в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов и выплаты страхового обеспечения;
3) на обеспечение перехода к предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в электронном виде с использованием портала государственных и муниципальных услуг и возможностей межведомственного взаимодействия.
Бюджет регионального отделения в 2012 году формировался, расходовался, а его исполнение контролировалось в соответствии с постановлениями Фонда от 12.12.2011 № 269 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" и от 25.12.2012 № 301 "О внесении изменений в постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.12.2011 № 269".
Численность страхователей, состоящих на учете в филиалах регионального отделения на конец отчетного периода, составила 49403, что на 335 больше, чем по состоянию на 01.01.2012.
Из числа страхователей, состоящих на учете, представили расчеты по страховым взносам 38601, что составило 78,1%, в том числе в электронном виде с электронной цифровой подписью 9383 страхователя, или 24,3% от числа страхователей, представивших расчеты.
Численность работающих у страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по итогам 2012 года составила 590613 человек, что на 0,2% больше, чем в 2011 году.
Выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, за 2012 год составили 163329277,8 тыс. руб. Рост к уровню 2011 года - 14,6%. Основной причиной увеличения объема выплат в пользу работников за год является рост среднемесячных выплат на 14,4%, а также увеличение численности работающих.
Сумма всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), за отчетный период составила 175587065,3 тыс. руб., что на 14,7% больше, чем в 2011 году. Основной причиной увеличения объема выплат в пользу работников за год является увеличение среднемесячной заработной платы.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 212-ФЗ, сложились в объеме 46810803,6 тыс. руб., что составляет 26,7% от суммы всех выплат, начисленных в пользу физических лиц.
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода составила 128776261,7 тыс. руб., или 73,3% от суммы всех выплат, начисленных в пользу физических лиц.
К уровню 2011 года база для начисления страховых взносов увеличилась на 15417736,7 тыс. руб., что составило 113,6%. Увеличение базы для начисления страховых взносов произошло в связи с ростом среднемесячных выплат и численности работающих.
1. Доходы
В 2012 году получено доходов с учетом поступлений (1170149,7 тыс. руб.) из Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 5684399,6 тыс. руб. К уровню 2011 года общий рост доходов составил 36,6% за счет увеличения объемов доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Уровень собственных доходов с учетом поступлений имеет тенденцию к росту: так, в 2011 году он составлял 77%, в 2012 году - 79,4%.
1.1. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 3753413,1 тыс. руб., или 135,7% к утвержденному бюджетному назначению.
К уровню 2011 года доходы по данному виду страхования увеличились на 256205,3 тыс. руб., или на 7,3%.
Основной статьей доходов являются страховые взносы, полученные за отчетный период, в сумме 3590056,1 тыс. руб. Утвержденное бюджетное назначение по данной статье исполнено на 129,8%.
Средний тариф страховых взносов сложился в размере 2,77%. Произошло снижение среднего размера страхового тарифа к уровню 2011 года на 3,1% в связи с увеличением количества страхователей, имеющих пониженный размер страхового тарифа или освобожденных от уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.
Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 100%. Рост коэффициента сбора к уровню 2011 года составил 0,8%.
1.2. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получены в сумме 756069,2 тыс. руб., что составляет 113,8% исполнения годового бюджетного назначения. Основной статьей доходов по данному виду страхования являются страховые взносы. В 2012 году поступило страховых взносов на сумму 746794,2 тыс. руб., или 112,6% к утвержденному бюджетному назначению.
За отчетный период средний тариф страховых взносов на данный вид страхования в Тюменской области сложился в размере 0,46%.
Коэффициент сбора страховых взносов составил 99,3%. Снижение к уровню 2011 года на 0,9% связано с увеличением объема текущей задолженности за страхователями на конец отчетного периода на 1,01%.
Объем доходов по страховым взносам увеличился к уровню 2011 года на 92447,9 тыс. руб., или на 14,8%, за счет роста среднемесячной заработной платы и численности работающих.
Поступление капитализированных платежей ликвидируемых предприятий на дальнейшее обеспечение бывших работников по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составило 260,7 тыс. руб. Произошло снижение поступлений к уровню 2011 года на 304,8 тыс. руб., или на 53,9%, за счет снижения количества страхователей, находящихся в различных стадиях банкротства.
2. Расходы
За отчетный период расходы по двум видам обязательного социального страхования по региональному отделению составили 4600402,9 тыс. руб., или 91,8% к утвержденным бюджетным назначениям. Увеличение расходов к уровню 2011 года - 5,8%.
2.1. Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 4134564,4 тыс. руб., или 110,2% от собственных доходов по данному виду страхования. Дефицит собственных средств за отчетный период составил 381151,3 тыс. руб. Утвержденное бюджетное назначение по расходам исполнено на 91,2%. К уровню 2011 года рост составил 5,2% в связи с увеличением средних размеров пособий в связи с индексацией.
2.1.1. Пособия по временной нетрудоспособности.
В общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством наибольший удельный вес, или 33%, составляют расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 1374114,1 тыс. руб., или 80,8% от утвержденного бюджетного назначения.
К уровню 2011 года расходы снизились на 0,4%, или на 6133,0 тыс. руб. Снижение расходов обусловлено снижением на 302,5 тыс. (9,3%) числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности, в том числе за счет увеличения объемов экспертиз страховых случаев.
Региональное отделение осуществляет выдачу бланков листков нетрудоспособности медицинским организациям области, контроль за соблюдением порядка учета, хранения и выдачи листков нетрудоспособности гражданам, а также проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
В 2012 году региональное отделение взаимодействовало со 137 медицинскими организациями области различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющими на основании лицензий на оказание медицинской деятельности экспертизу временной нетрудоспособности.
В рамках выполнения контрольных функций региональным отделением проводятся межведомственные и вневедомственные проверки медицинских организаций, осуществляющих экспертную деятельность, в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами совместных проверок с Управлением Росздравнадзора по Тюменской области.
Всего в 2012 году 121 медицинская организация проверена в плановом порядке, по обращениям страхователей проведены 469 внеплановых проверок, в ходе которых осуществлена экспертиза 206141 случая временной нетрудоспособности, повлекших выдачу листка нетрудоспособности, что составляет 48% от всех выданных в области бланков листков нетрудоспособности. Нарушения установленного порядка выдачи и продления листков нетрудоспособности составили 0,2%.
Результаты проверок доводятся до сведения руководителей органов управления здравоохранением и Управления Росздравнадзора по Тюменской области.
2.1.2. Пособия по беременности и родам.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в структуре расходов на обязательное социальное страхование составляют 27% - 1116396,0 тыс. руб., или 96,8% к годовому бюджетному назначению.
Общее число оплаченных дней по беременности и родам составило в отчетном году 1914008.
По сравнению с показателями 2011 года число оплаченных дней уменьшилось на 9730, размер среднедневного пособия увеличился на 68,5 руб., или на 13,3%, расходы возросли на 126096,9 тыс. руб., или на 12,7%.
2.1.3. Пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 220446,8 тыс. руб., или 97,6% к годовому бюджетному назначению. При рождении ребенка выплачено 15236 пособий.
По сравнению с показателем 2011 года число выплаченных пособий снизилось на 28, или на 0,2%. Расходы возросли на 13431,1 тыс. руб., или на 6,5%, в связи с индексацией размера пособия при рождении.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 1293480,6 тыс. руб., или 97,7% к бюджетному назначению. Выплачено 184962 пособия. Средний размер пособия составил 6993,22 руб.
По сравнению с показателем 2011 года число выплаченных пособий уменьшилось на 10963, или на 5,6%. Расходы увеличились на 57695,5 тыс. руб., или на 4,7%, в связи с ростом среднего размера пособия на 10,9%.
2.1.4. Другие пособия.
Расходы на выплату пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, составили 5222,0 тыс. руб., или 98,3% к утвержденному бюджетному назначению. Выплачено 9629 пособий. По сравнению с показателем 2011 года число выплаченных пособий увеличилось на 799, или на 9%, расходы возросли на 747,1 тыс. руб.
Расходы на выплату пособий на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение за счет средств Фонда в процентном выражении исполнены на 93,8% к бюджетному назначению и составили 4444,9 тыс. руб.
Выплачено 856 пособий на погребение. По сравнению с показателем 2011 года количество пособий на погребение сократилось на 38.
2.2. Расходы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от несчастных случаев) за отчетный год составили 465838,5 тыс. руб. По сравнению с показателем 2011 года расходы возросли на 11,2%.
2.2.1. Расходы, направленные на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве, составили 26383,4 тыс. руб., что на 4,2%, или на 1155,6 тыс. руб., меньше показателя 2011 года за счет снижения среднего размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на 64,4 руб.
2.2.2. Ежемесячные страховые выплаты.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета по страхованию от несчастных случаев занимают ежемесячные страховые выплаты - 59,6%, сумма расходов составила 277435,7 тыс. руб., или 99,3% к бюджетному назначению. К уровню прошлого года объем расходов составил 109,8%, рост связан с увеличением количества ежемесячных страховых выплат на 1052 и среднего размера выплаты до 6986,9 руб. за счет индексации страховых выплат на коэффициент 1,06.
2.2.3. Единовременные страховые выплаты.
За отчетный период расходы на оплату единовременных страховых выплат увеличились по сравнению с показателем 2011 года на 73,3% и составили 6508,9 тыс. руб.
В 2012 году осуществлено 118 единовременных страховых выплат (в 2011 году - 87 выплат).
В 2012 году зарегистрировано 725 страховых случаев производственного травматизма и впервые выявленных профессиональных заболеваний, что на 73 случая больше, чем в прошлом году, из них:
- со смертельным исходом - 42 (на 200% больше аналогичного показателя 2011 года);
- с тяжелым исходом - 116 (на 41,5% больше, чем в 2011 году);
- впервые выявленные профзаболевания - 6 (на 64,7% меньше, чем в 2011 году).
Коэффициент частоты страховых случаев на тысячу работающих составил 1,23.
2.2.4. Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве в 2012 году составили 67257,1 тыс. руб., или 114,3% к уровню прошлого года.
В 2012 году прошли реабилитацию 2450 пострадавших на производстве, что больше, чем в 2011 году, на 221 человека.
Все заявки на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших выполнены в полном объеме.
Активно осуществляется обеспечение лечения пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве. Так, оплачены расходы на сумму 13793,3 тыс. руб. за лечение 128 пострадавших (в 2011 году - 101) в результате тяжелого несчастного случая на производстве, в том числе:
- стационарное лечение - 67 человек (сумма 12280 тыс. руб.);
- амбулаторно-поликлиническое лечение - 32 человека (сумма 521,5 тыс. руб.);
- ранняя реабилитация в ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Тараскуль" - 29 человек (сумма 991,8 тыс. руб.).
Лечение по 48 страховым случаям в отчетном периоде завершено. Из них:
- восстановлена трудоспособность 32 пострадавших (66,7%);
- установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 14 пострадавших (29,2%);
- летальный исход - 2 пострадавших (4,1%).
2.2.5. Финансирование предупредительных мер.
Одной из ключевых задач страхования от несчастных случаев является софинансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Годовой план по средствам, предусмотренным на обеспечение предупредительных мер, составил 37282,4 тыс. руб. Фактически в 2012 году использовано 37278,9 тыс. руб., что превысило показатель 2011 года на 37,1%.
2.2.6. Скидки и надбавки.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 524 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в 2012 году установлены:
- надбавки к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев 188 страхователям - на сумму 10391,2 тыс. руб.;
- скидки к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 6 страхователям - на сумму 2748,1 тыс. руб.
Рост количества страхователей, которым установлена надбавка к страховому тарифу, обусловлен новыми условиями, введенными Правилами установления страхователям скидок и надбавок.
3. Финансирование за счет средств федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования
За отчетный период поступило денежных средств из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 930149,7 тыс. руб.
3.1. В рамках финансирования государственных гарантий нестрахового характера (неработающим) за счет средств федерального бюджета региональное отделение обеспечило выплату следующих пособий:
- пособие гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
- пособие по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
- пособие по уходу за детьми-инвалидами;
- пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке.
3.2. Финансирование программы родовых сертификатов за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2012 году региональным отделением продолжалась реализация возложенных функций по дополнительному финансированию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
В рамках этой работы в 2012 году заключены договоры с 41 медицинской организацией, в которые перечислено 225056 тыс. руб., что выше уровня 2011 года на 5,5%, или на 11897 тыс. руб.
Приняты от медицинских учреждений на оплату медицинской помощи женщинам и детям 74227 талонов, в том числе:
- 20642 талона № 1 (наблюдение в период беременности) - на сумму 61920 тыс. руб.;
- 21857 талонов № 2 (услуги по родовспоможению и в послеродовом периоде) - на сумму 131142 тыс. руб.;
- 31728 талонов № 3 (диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни) - на сумму 31988 тыс. руб.
4. Контрольно-ревизионная деятельность
Контрольно-ревизионной службой аппарата регионального отделения и филиалов в ревизуемом периоде велась работа в соответствии с утвержденным по согласованию с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области годовым планом выездных документальных проверок страхователей, а также планом проверок организаций, использующих средства Фонда.
4.1. Выездные документальные проверки страхователей.
По двум видам страхования: обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отчетном периоде проведено 2059 выездных документальных проверок страхователей, в том числе:
- планово проверены 1480 страхователей, в том числе совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации - 1207 страхователей, осуществлено 273 проверки по расходам прошлых периодов, по страхованию от несчастных случаев;
- внепланово проверены 579 страхователей, в том числе: 547 проверок проведено при обращении страхователей за выделением необходимых средств, 15 проверок - в связи с реорганизацией или ликвидацией, 6 проверок - по страхованию от несчастных случаев, 8 проверок - в связи с поступлением жалоб застрахованных лиц, 3 проверки инициированы в связи с выявленными специалистами в ходе камеральных проверок признаками злоупотреблений.
4.1.1. Контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты страхователями страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы на социальное страхование).
В отчетном периоде 1222 страхователя проверены по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты взносов на социальное страхование. В результате проведения проверок финансовые санкции составили 1632,12 тыс. руб., в том числе:
доначисленные взносы - 914,22 тыс. руб.;
начисленные пени - 595,43 тыс. руб.;
примененные штрафные санкции - 122,47 тыс. руб.
Восстановлено в бюджет Фонда 1276,98 тыс. руб. (78,3%).
4.1.2. Контроль за правильностью расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В отчетном периоде составлено 1232 акта по итогам выездных проверок расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также 550 актов выездных проверок правильности расходования средств на обязательное социальное страхование в счет уплаты единого социального налога, произведенных в 2009 году.
Не принято к зачету расходов на сумму 14701,76 тыс. руб., из них:
- по социальному страхованию - на сумму 13382,05 тыс. руб.;
- по единому социальному налогу - на сумму 1319,71 тыс. руб.
Осуществлялись выездные проверки при обращении страхователей за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлено 546 актов, на основании которых выделено 169428,59 тыс. руб.
4.1.3. Контроль за начислением, уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств.
В отчетном периоде проверены 1503 страхователя по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В результате выездных документальных проверок финансовые санкции составили 1362,38 тыс. руб., в том числе:
- доначисленные страховые взносы - 423,62 тыс. руб.;
- не принятые к зачету расходы - 484,53 тыс. руб.;
- начисленные пени - 278,73 тыс. руб.;
- примененные штрафные санкции - 175,50 тыс. руб.
Поступило либо зачтено 863,16 тыс. руб. Поступление средств от применения финансовых санкций составило 63,4% от предъявленных в 2012 году.
Осуществлялись выездные проверки при обращении страхователей за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлено 546 актов, на основании которых выделено 169428,59 тыс. руб.
4.2. Камеральные проверки.
Камеральные проверки проводились по месту нахождения филиалов регионального отделения на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных страхователями в период, не превышающий трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Камеральные проверки страхователей проводились по результатам представления отчетности за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
4.2.1. В ходе камеральных проверок по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составлено 19310 актов и 10533 справки о выявленной недоимке.
В результате проверок:
- выявлена недоимка - 100619,91 тыс. руб.;
- начислены пени - 1538,43 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции - 2459,51 тыс. руб.;
- не принято к зачету - 2338,83 тыс. руб.
Проводились камеральные проверки представляемых страхователями промежуточных расчетных ведомостей по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по социальному страхованию, при обращении страхователей за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.
За 2012 год поступило 13337 обращений за выделением средств на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на сумму 1257800,17 тыс. руб. Выделено 1181328,74 тыс. руб.
4.2.2. В ходе камеральных проверок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлено 11579 актов.
В результате проверок:
- выявлена недоимка - 39541,41 тыс. руб.;
- начислены пени - 1139,80 тыс. руб.;
- применены штрафные санкции - 987,85 тыс. руб.
В 2012 году поступило 112 обращений за выделением средств на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 4814,17 тыс. руб. Выделено 4084,76 тыс. руб.
4.3. Контроль расходования средств федерального бюджета органами социальной защиты населения.
Региональным отделением направлялись средства федерального бюджета в департамент социального развития Тюменской области на основании договора от 14.12.2011 № 286/437-11 "О финансовом обеспечении расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".
Ежеквартально осуществлялись проверки департамента социального развития Тюменской области и 25 территориальных управлений социальной защиты населения на предмет обоснованности осуществляемых выплат пособий неработающим гражданам. Всего проведено 104 проверки. Не принято к зачету 47,36 тыс. руб. По состоянию на 25.02.2013 восстановлено в бюджет Фонда 35,94 тыс. руб.
4.4. Контроль финансирования программы родовых сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни", а также в целях организации контроля за правильностью выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов и обоснованностью их предъявления к оплате в 2012 году проведены 50 выездных и 2 камеральные проверки учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов, а также осуществляющих диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни. Проверены 100% учреждений здравоохранения, с которыми заключены договоры (41 учреждение) на 2012 год.
По результатам проверок не приняты к зачету:
- 15 талонов № 1 (наблюдение в период беременности) - на сумму 45000 руб.;
- 1 талон № 2 (услуги по родовспоможению и в послеродовом периоде) - на сумму 6000 руб.;
- 4 талона № 3-1 (диспансерное наблюдение ребенка в течение первых 6 месяцев) - на сумму 4000 руб.;
- 14 талонов № 3-2 (диспансерное наблюдение ребенка в течение вторых 6 месяцев) - на сумму 14000 руб.
Все суммы восстановлены в бюджет Фонда.
4.5. Организация внутреннего контроля.
Контрольно-ревизионный отдел аппарата регионального отделения ежегодно проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений регионального отделения и филиалов.
Проведены плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности во всех 4 филиалах регионального отделения по исполнению бюджета за период деятельности с 01.01.2012 по 31.12.2012.
В актах ревизий филиалов отражена работа филиалов с подсистемами ведомственной информационной системы ЕИИС "Соцстрах"; проведен анализ соответствия данных в первичных документах базам данных подсистем ЕИИС "Соцстрах"; отражены результаты контроля соблюдения требований нормативных правовых актов при реализации возложенных функций.
5. Взаиморасчеты и взыскание задолженности по администрируемым страховым взносам
5.1. Задолженность за региональным отделением по состоянию на 01.01.2013 составила:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 722285 тыс. руб., или 20,2% от начисленных страховых взносов (в том числе за счет превышения расходов на пособия над суммой начисленных страховых взносов - 633422,6 тыс. руб.);
- по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 25513 тыс. руб., или 3,4% от суммы начисленных страховых взносов.
5.2. Задолженность за страхователями по состоянию на 01.01.2013 составила:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 53345,3 тыс. руб., или 1,5% от суммы начисленных страховых взносов, в т.ч. просроченная задолженность - 17285,3 тыс. руб., или 0,5% от суммы начисленных страховых взносов за 2012 год. Снижение просроченной задолженности в сравнении с итогами 2011 года составило 223,1 тыс. руб.;
- по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 56095,4 тыс. руб., или 7,5% от суммы начисленных взносов. Просроченная задолженность страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составила 17603,3 тыс. руб., или 2,3% от суммы начисленных страховых взносов. В сравнении с итогами 2011 года достигнуто снижение уровня просроченной задолженности на 2651,6 тыс. руб., или на 13,1%.
Региональным отделением принимался весь комплекс мер, предусмотренный действующим законодательством, направленный на недопущение образования и снижение просроченной задолженности страхователей по двум видам социального страхования.
В рамках осуществления дополнительных мер воздействия региональное отделение взаимодействует с администрациями городов и муниципальных образований, органами прокуратуры, службой судебных приставов, участвует в межведомственных комиссиях по урегулированию задолженностей в бюджеты и невыплатам заработной платы.
6. Деятельность юридической службы
Специалисты регионального отделения и филиалов в течение 2012 года приняли участие в 285 заседаниях судов различных инстанций.
В 2012 году региональному отделению было предъявлено 50 исков о взыскании общей суммы 6284,62 тыс. руб. Региональным отделением в свою очередь было предъявлено 101 исковое заявление о взыскании 17525,43 тыс. руб. По 53 исковым заявлениям (сумма взыскания 7130,79 тыс. руб.) региональное отделение было привлечено в качестве третьего лица.
6.1. Суды общей юрисдикции.
В судах общей юрисдикции рассматривались дела о назначении и выплате страхового обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве, об индексации и перерасчете страховых выплат, взыскании задолженности по страховым выплатам, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, трудовых спорах, об установлении факта нахождения на иждивении.
В 2012 году в судах общей юрисдикции с участием специалистов регионального отделения рассмотрено по существу 87 дел о взыскании денежных средств на сумму 13055,06 тыс. руб. Из них:
- к региональному отделению предъявлено 18 исков о взыскании средств на сумму 4230,08 тыс. руб., из которых по 9 искам отказано, производство по 1 делу приостановлено, по 2 делам последовал отказ от иска, удовлетворено 6 заявленных требований;
- региональным отделением предъявлено 20 исков о взыскании средств на сумму 1708,89 тыс. руб., из них удовлетворено 14 исков (сумма 1616,14 тыс. руб.), по 6 искам в удовлетворении требований отказано;
- в качестве третьего лица региональное отделение привлекалось к участию в судебных заседаниях по 49 предъявленным искам о взыскании средств на сумму 7116,09 тыс. руб., из них в пользу граждан вынесено 27 решений о взыскании средств на общую сумму 807,70 тыс. руб., по 16 искам в удовлетворении требований отказано, по 3 искам дела находятся в процессе рассмотрения, 1 дело оставлено без рассмотрения, заключено 1 мировое соглашение, 1 дело передано по подсудности.
В вышестоящих судебных инстанциях при участии регионального отделения рассмотрено 18 апелляционных жалоб, из них 16 решений оставлено без изменения, 1 жалоба удовлетворена, 1 жалоба возвращена заявителю.
В мировых судах рассмотрено 37 дел о взыскании региональным отделением 135,65 тыс. руб. Из них удовлетворено 16 исков о взыскании средств на сумму 100,78 тыс. руб. В процессе рассмотрения находится 19 дел. По 1 делу региональное отделение отказалось от заявленных требований в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований. Производство по 1 делу прекращено.
6.2. Арбитражные суды.
В арбитражных судах рассматривались дела о взыскании капитализированных платежей, задолженности по государственным контрактам, непринятии к зачету расходов на социальное страхование, возмещении расходов по выплатам пособий, взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Всего в 2012 году в арбитражных судах с участием специалистов регионального отделения было рассмотрено 79 дел о взыскании денежных средств на сумму 17750,13 тыс. руб. Из них:
- к региональному отделению предъявлен 31 иск о взыскании средств на сумму 2054,54 тыс. руб., из которых удовлетворено 13 исков (сумма 622,18 тыс. руб.). По 12 искам в удовлетворении требований отказано. По 4 искам дела находятся в процессе рассмотрения. Без рассмотрения оставлен 1 иск, по 1 делу последовал отказ от иска;
- региональным отделением направлено в арбитражный суд 44 исковых заявления о взыскании 15680,89 тыс. руб., из них удовлетворено 33 иска (сумма 5033,07 тыс. руб.). По 3 искам в удовлетворении требований отказано, оставлено без рассмотрения 1 дело, по 6 искам производство прекращено, 1 дело находится в процессе рассмотрения.
В качестве третьего лица в арбитражных судах региональное отделение было привлечено по 4 делам о взыскании средств на сумму 14,7 тыс. руб.
В 2012 году региональное отделение приняло участие в рассмотрении 22 жалоб в вышестоящих судебных инстанциях (апелляционных, кассационных, надзорных), из них оставлено без изменения 13 решений (не в пользу регионального отделения) и 6 решений (в пользу регионального отделения), решение отменено и вынесен новый судебный акт по 2 делам (в пользу регионального отделения). Производство по 1 делу прекращено.
6.3. Принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав работников на получение пособий.
В настоящее время действует зачетная система выплаты пособий, которая эффективна для бюджетных и крупных стабильных предприятий. Вместе с тем зачетный принцип не позволяет фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые по тем или иным причинам лишают работников страховой выплаты в период нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком.
Так, в течение отчетного периода в региональное отделение и его филиалы поступило 45 обращений граждан о невыплате им различных видов пособий работодателями. Все обращения рассмотрены, заявителям даны письменные разъяснения, проведена работа со страхователями-работодателями.
После обращения в филиалы и региональное отделение с жалобами на неполучение пособий 23 заявителя получили причитающиеся суммы пособий.
С целью усиления контроля за назначением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию региональным отделением проводится совместная работа с органами прокуратуры.
В связи с тяжелым финансовым положением, сложившимся на некоторых предприятиях, в 2012 году филиалами регионального отделения осуществлялись выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно на лицевые счета получателей. Всего произведены выплаты указанных пособий 106 получателям на общую сумму 6732,23 тыс. руб.
7. Организация работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в 2012 году региональным отделением было проведено 113 процедур размещения заказа.
По результатам проведения указанных процедур региональным отделением заключено 108 государственных контрактов, из них по результатам проведения открытого конкурса - 29; по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме - 39; по результатам проведения запросов котировок цен - 40.
Региональным отделением при проведении процедур размещения заказа была определена суммарная начальная цена контрактов (лотов), выставленных на торги, - 94379,47 тыс. руб.
Общая стоимость заключенных контрактов по проведенным процедурам составила 86588,41 тыс. руб., из них по результатам проведенных открытых конкурсов - 53631,10 тыс. руб., по результатам проведенных открытых аукционов в электронной форме - 27501,80 тыс. руб., по результатам проведенных запросов котировок цен - 5455,51 тыс. руб.
Экономия бюджетных средств по итогам проведения торгов и запросов котировок цен в 2012 году составила 7791,06 тыс. руб.
В 2012 году региональным отделением было заключено 260 гражданско-правовых договоров, 11 государственных контрактов с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком (с субъектами естественных монополий).
Общая стоимость заключенных договоров (закупки малого объема в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ) составила 11225,09 тыс. руб.
Общая стоимость заключенных контрактов с единственным поставщиком (с субъектами естественных монополий) в 2012 году составила 2255,35 тыс. руб.
8. Кадровый потенциал и организация деятельности отделения Фонда
В структуру регионального отделения входят 14 структурных подразделений, сформированных по основным направлениям деятельности, и 4 филиала.
При региональном отделении действует координационный совет, который является коллегиальным (совещательным) органом, на заседаниях которого рассматриваются вопросы деятельности регионального отделения.
Координационный совет сформирован из лиц, входящих в него по должности (управляющий региональным отделением и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов исполнительной власти в сфере труда и занятости населения, финансов, социальной защиты населения, налоговой службы, Управления Центрального банка России по Тюменской области), представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников).
Председателем координационного совета является управляющий региональным отделением. Состав совета утвержден приказом Фонда социального страхования Российской Федерации.
4 декабря 2012 года состоялось заседание координационного совета регионального отделения, на котором были рассмотрены вопросы о предупредительных мерах по снижению производственного травматизма и проведении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о результатах проверок обоснованности выдачи листков нетрудоспособности в Тюменской области.
Штатным расписанием регионального отделения на 2012 год предусмотрено 273 единицы. Списочная численность работников регионального отделения, включая филиалы, составляет 275 человек.
В истекшем году региональным отделением и филиалами зарегистрировано 53509 документов общей регистрации, в том числе 35745 входящих и 17764 исходящих.
По сравнению с показателями 2011 года общее количество документов увеличилось на 6,6% (входящих документов уменьшилось на 0,4%, исходящих увеличилось на 28,6%).
Одним из приоритетных направлений в деятельности регионального отделения и филиалов является работа с письменными и устными обращениями граждан.
В течение 2012 года поступило 1756 обращений граждан, в том числе 525 письменных и 1231 устное. По сравнению с показателями 2011 года общее количество письменных и устных обращений граждан, рассмотренных в региональном отделении и филиалах в 2012 году, увеличилось на 279 (18,9%).
Тематика обращений граждан представлена в основном следующими вопросами:
- обеспечение пособиями в связи с материнством (53,1%);
- оформление и выдача листков нетрудоспособности (5,3%);
- обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности (11,2%);
- назначение и осуществление страховых выплат (14,6%);
- медико-социальная и профессиональная реабилитация застрахованных граждан (2,4%);
- обеспечение льготной категории граждан техническими средствами реабилитации (3,4%);
- другие вопросы социального страхования (10%).
Существенно возросло количество обращений по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по вопросам порядка оформления и выдачи листков нетрудоспособности. Основной причиной активности заявителей является изменение нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу.
Результаты рассмотрения устных обращений граждан за отчетный период: разъяснено 1231 (100%).
Результаты рассмотрения письменных обращений граждан:
- разъяснено - 400 (85,3%);
- решено положительно - 46 (9,8%);
- переадресовано по принадлежности - 23 (4,9%).
9. Совершенствование работы по предоставлению государственных услуг
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при использовании информационно-телекоммуникационных технологий региональное отделение подключено к федеральной системе межведомственного взаимодействия, данная система позволяет запрашивать в других федеральных органах исполнительной власти сведения, необходимые для оказания региональным отделением государственных услуг заявителям. Для обеспечения гарантий реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ со структурами - контрагентами взаимодействия - определены резервные механизмы обмена необходимой информацией в случаях неработоспособности основных электронных сервисов.
В 2012 году с использованием возможностей федерального межведомственного электронного взаимодействия было сделано 936 запросов, в том числе:
- по услугам регистрации и снятия с учета страхователей в Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области направлено 888 запросов о подтверждении государственной регистрации и постановки на налоговый учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- по услугам назначения и выплаты пособий в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области было направлено 40 запросов о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, выплаченных в пользу застрахованных лиц;
- по услуге финансового обеспечения предупредительных мер в Министерство труда Российской Федерации направлено 22 запроса о представлении сведений о включении аттестующей или обучающей организации в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
С ноября 2011 года региональное отделение является участником системы межведомственного взаимодействия Тюменской области, а также поставщиком информации для департамента социального развития Тюменской области о неполучении пособий в системе Фонда социального страхования Российской Федерации самозанятыми гражданами, ранее получавшими данные сведения в виде справок в филиалах регионального отделения.
В 2012 году было обработано 1723 запроса департамента социального развития Тюменской области о неполучении пособий в системе Фонда социального страхования Российской Федерации самозанятыми гражданами.
Для повышения информированности страхователей и граждан Тюменской области о работе регионального отделения, базе законодательных документов, составляющих нормативно-правовую и организационно-распорядительную основу обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхования от несчастных случаев, оперативного получения консультаций страхователями и гражданами функционирует сайт регионального отделения: www.fsstyumen.ru.
В течение 2012 года на сайте опубликовано 90 статей о деятельности регионального отделения. На форуме сайта зарегистрировано 1,4 тысячи пользователей, регулярно получающих информационную рассылку. По сравнению с показателем 2011 года посещаемость интернет-ресурса возросла на 20%.
Специалистами регионального отделения проводится разъяснительная работа:
в средствах массовой информации;
на семинарах по обучению страхователей;
путем издания и распространения буклетов и брошюр, в том числе в электронном виде, и т.п.
Статистические данные о деятельности регионального отделения, за исключением тех, которые составляют индивидуальные сведения о гражданах - получателях услуг - и охраняются законом, представлены в режиме реального времени в информационной поисково-мониторинговой системе Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: http://fz122.fss.ru.
10. Проверки контролирующими органами
В 2012 году территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области проведена проверка регионального отделения по вопросу правомерности и эффективности использования средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе переданных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, и федерального имущества в подведомственных Фонду социального страхования Российской Федерации получателях средств за 2011 год.
------------------------------------------------------------------