Постановление Тюменской областной Думы от 30.05.2013 N 1155 "Об обращении Тюменской областной Думы к Председателю государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву об актуальных вопросах агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО"
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 1155
ОБ ОБРАЩЕНИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С.Е.НАРЫШКИНУ И ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А.МЕДВЕДЕВУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Рассмотрев проект обращения Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву об актуальных вопросах агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации пункта 2.4.3 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву об актуальных вопросах агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное обращение.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.).
И.о. председателя областной Думы
А.В.АРТЮХОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 30.05.2013 № 1155
ОБРАЩЕНИЕ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Е.НАРЫШКИНУ
И ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А.МЕДВЕДЕВУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Депутаты Тюменской областной Думы, уделяя большое внимание вопросам устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО, отмечают следующее.
В Тюменской области бюджетные расходы 2012 года на развитие агропромышленного комплекса по классификации ВТО сложились в пропорции 91% на "желтую корзину" и 9% на "зеленую корзину".
Последовательное совершенствование системы поддержки сельского хозяйства в России, в том числе путем перевода части существующих программ "желтой корзины" в "зеленую корзину", учтено в "Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
В части защиты внутреннего рынка введен мониторинг объемов и стоимостных показателей импорта на территорию Российской Федерации чувствительной сельскохозяйственной продукции и определены защитные инструменты. Совершенствуется законодательство.
Утверждены концепции и разработаны проекты федеральных целевых программ:
- "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы".
Учитывая, что по условиям ВТО налоговые льготы не ограничиваются, в порядке поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей 2 октября 2012 года принят Федеральный закон № 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым предусмотрено:
- установление (бессрочно) нулевой ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных организаций;
- установление 10% ставки по налогу на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации и реализации племенного скота и биоматериала на территории Российской Федерации до 31 декабря 2017 года;
- освобождение глав крестьянских (фермерских) хозяйств от налога на доходы физических лиц при получении субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм;
- продление особых условий для системы потребкооперации. Это позволило сохранить сложившуюся структуру потребительских обществ.
Для реализации дополнительных мер государственной поддержки аграрного сектора в субъектах Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект, которым в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" вносятся дополнения, определяющие критерии отнесения регионов к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства.
С целью гармонизации Российских ветеринарных и санитарных требований требованиям ВТО Правительством Российской Федерации разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О ветеринарии".
Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определены правила предоставления субсидий федерального бюджета на оказание государственной поддержки, не подлежащей ограничению в соответствии с правилами ВТО, сельскохозяйственным товаропроизводителям в отрасли растениеводства (на 1 га посевной площади). В отрасли животноводства вводится субсидирование товарного молока, реализованного на переработку.
Несмотря на перечисленные меры, принятые руководством страны после вступления России в ВТО, обеспокоенность сельхозтоваропроизводителей, связанная со снижением уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, остается. Обязательства, принятые Российской Федерацией, по обеспечению доступа на внутренние рынки импортной продукции путем снижения таможенного тарифа на продовольственные товары сопряжены с риском усугубления тенденции замещения отечественных сельскохозяйственных товаров импортными.
Начальный уровень разрешенной государственной поддержки в размере 9 млрд. долларов в 2013 году предусматривается сократить до 4,4 млрд. долларов к 2018 году. В то же время, по данным Россельхозакадемии, суммарный уровень поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в США по состоянию на 2011 год составляет почти 100 млрд. долларов, в ЕС - примерно 50 млрд. евро, а в России - немногим более 6 млрд. долларов.
Одним из основных рисков, связанных со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в отрасли. Это, в первую очередь, низкая доходность сельхозпредприятий и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства.
Серьезность ситуации заключается в том, что потеря сельскохозяйственного рынка российскими компаниями может привести к утрате продовольственной независимости России, что несет в себе угрозу национальной безопасности.
Кроме названных проблем, эксперты указывают на следующие негативные последствия для отечественного агропромышленного комплекса:
- продажа энергоносителей отечественным производителям по мировым ценам приведет к росту себестоимости отечественной продукции;
- исключение возможности установления льготного железнодорожного тарифа для транспортировки продукции российских товаропроизводителей увеличит ее цену;
- принятие менее жестких санитарных требований, действующих в ВТО, по сравнению с действующими российскими, создает риск роста импорта вредных для здоровья пищевых продуктов, в том числе содержащих генно-модифицированные ингредиенты.
В этой связи для Тюменской области и других субъектов Российской Федерации, которые в основном обеспечивают свою продовольственную независимость, имеет место риск того, что адаптация российских регламентов на пищевую продукцию к нормам ВТО может привести к ситуации, при которой экологически чистая продукция местных сельхозтоваропроизводителей перейдет в разряд элитарной и, соответственно, более дорогой. Значительная часть такой продукции будет экспортироваться, а ее место на потребительском рынке региона может занять недорогая, но менее экологически безопасная продукция.
Одной из сложнейших проблем, стоящих сегодня перед отраслью в России, является поддержка инноваций и проведение модернизации в сельском хозяйстве. В настоящее время отработаны механизмы модернизации в птицеводстве и свиноводстве. Но для восстановления десятков тысяч хозяйств, значительная часть которых убыточна или малорентабельна, нужны новые механизмы инвестирования и инновационного развития.
Насущной проблемой для сельхозтоваропроизводителя на сегодняшний день является закредитованность. Она оценивается почти в 2 трлн. рублей. Испытывая ежегодный дефицит оборотных средств, большая часть сельхозпредприятий вынуждена покрывать издержки за счет вновь привлеченных займов.
Учитывая вышеизложенное, в целях создания условий, повышающих конкурентоспособность агропромышленного комплекса, способного в условиях членства России в ВТО обеспечивать продовольственную безопасность, депутаты Тюменской областной Думы обращаются к вам с предложением рассмотреть возможность принятия следующих мер:
Правительству Российской Федерации:
1. Включить в учебные программы среднего и высшего аграрного образования учебные дисциплины по изучению правил ВТО в отношении агропродовольственного рынка.
2. Создать Агентство по продвижению российской продукции на внешние рынки (частичное финансирование мероприятий по продвижению товаров: выставки, семинары, помощь в получении сертификатов) и наделить его полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников.
3. Разработать меры, стимулирующие спрос на отечественную сельхозпродукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе через осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд у отечественных производителей сельхозпродукции, а также через специальные программы поддержки покупательского спроса населения (через социальные карты, путем предоставления грантов органам социального обеспечения и т.д.).
4. Довести объемы господдержки АПК до уровня, оговоренного условиями присоединения России к ВТО в 2013 году, - до 9 млрд. долларов в год.
5. Увеличить размер субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета, предоставляемых на единицу продукции, в частности, увеличить субсидии на 1 литр реализованного (товарного) молока до 5 рублей (не ниже первого сорта) и до 100 рублей на 1 кг мяса (в живом весе).
6. Рекомендовать банкам с государственным участием:
- установить предельный размер ставки по кредитам, выдаваемым сельхозтоваропроизводителям, не выше 3 процентных пунктов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- провести реструктуризацию кредитов (сроком на 20 лет), выданных на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих и птицеводческих комплексов, на приобретение для них племенной продукции (материала), техники и оборудования.
7. Предусмотреть субсидирование инвестиционных кредитов на срок до 15 лет, связанных с развитием молочного скотоводства и кормопроизводства.
8. Внести изменения в Постановление Правительства РФ № 808 от 01.10.2011 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" в части уменьшения тарифов для предприятий АПК.
9. Разработать и утвердить федеральную целевую программу "Развитие кадрового потенциала АПК".
10. Уточнить критерии отбора, условия поддержки и дополнительного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей субъектов Российской Федерации, в которых в силу природных и климатических факторов сельское хозяйство имеет низкую рентабельность и производство сельскохозяйственной продукции связано с дополнительными рисками.
11. Принять меры по прекращению роста тарифов на энергоносители, установлению льготных тарифов на энергоносители для сельхозтоваропроизводителей.
12. Принять программу помощи личным подсобным хозяйствам с целью создания из них высокоэффективных индустриальных подворий.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Ускорить принятие проекта Федерального закона № 151660-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в части господдержки сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах (принят в первом чтении 23.11.2012).
2. Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных Тюменской областной Думой:
- № 199676-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения понятия "утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры");
- № 199705-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части исключения наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей договоров сельскохозяйственного страхования как условия предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства).
3. Внести изменения в Федеральный закон № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", позволяющие выплачивать сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета субсидии на приобретаемую ими новую технику или технологическое оборудование. Провести мониторинг существующих механизмов поддержки отечественного сельхозмашиностроения.
4. Внести изменения в Федеральный закон № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обеспечения прямого доступа в торговые сети продукции сельхозтоваропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, ограничения надбавок и торговых наценок на социально значимые товары, а также ввести норму, ограничивающую возврат торговыми сетями социально значимых товаров, не проданных до истечения срока годности.
5. Разработать и принять закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части исключения нормы, позволяющей увеличивать цены на товары до 30% в течение месяца, и введения ограничения торговой надбавки на социально значимые продукты питания не более 5 - 7% к цене производителя.
И.о. председателя областной Думы
А.В.АРТЮХОВ
------------------------------------------------------------------