По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 21.11.2013 N 1544 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. № 1544

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 31.10.2013 № 31/15759д/13-6225), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в целях реализации раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации Закона Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области", уделив особое внимание следующим вопросам:
- при разработке проекта закона Тюменской области "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотреть ассигнования на финансирование долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды в Тюменской области" на 2013 - 2015 годы в части развития системы экологического образования и формирования экологической культуры в Тюменской области;
- при разработке проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотреть ассигнования на издание новой редакции Красной книги Тюменской области;
- привлечение частных инвестиций для строительства мусороперерабатывающих заводов в Тюменской области;
- переход на усовершенствованный порядок обращения с отходами производства и потребления, исключающий захоронение на полигонах несортированных отходов;
- завершение работ по восстановлению функционирования стационарной береговой автоматизированной станции контроля качества поверхностных вод р. Туры (д. Речкино, Тюменский район).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 21.11.2013 № 1544

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 31.10.2013)

Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 302 "Об охране окружающей среды в Тюменской области" (далее - Закон) принят в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и создания необходимых условий для защиты природной среды и жизненно важных интересов населения области от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также регулирования отношений в сфере охраны и использования объектов животного мира.
В соответствии с данным Законом Тюменской области Правительством Тюменской области приняты распоряжения:
- от 26.12.2005 № 1196-рп "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр";
- от 26.12.2005 № 1210-рп "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор";
- от 15.01.2007 № 5-рп "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов";
- от 16.01.2012 № 24-рп "Об утверждении Перечня должностных лиц департамента недропользования и экологии Тюменской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении регионального государственного экологического надзора".
В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира реализуется долгосрочная целевая программа "Основные направления охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в Тюменской области". Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на финансирование долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в Тюменской области" предусмотрено выделение 122200,5 тыс. руб. За девять месяцев 2013 года освоено 80402,5 тыс. руб.
Для снижения негативного воздействия на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности осуществляется реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области". Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на исполнение данной целевой программы в 2012 году было направлено 393936 тыс. руб.
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области" осуществлялись мероприятия по обеспечению санкционированного размещения и организации утилизации отходов. В 2012 году введены в эксплуатацию полигоны твердых бытовых отходов в г. Заводоуковске, селах Демьянское, Горнослинкино и Першино Уватского района. Продолжено строительство полигона в г. Ишиме. Начато строительство полигонов в селах Ивановка (Уватский район) и Лебедевка (Заводоуковский городской округ).
Разработан проект на строительство полигона в с. Омутинское и проведена экологическая экспертиза 8 разработанных ранее проектов на строительство полигонов в селах Абатское, Армизонское, Аромашево, Омутинское, Бескозобово (Голышмановский район), Емуртла (Упоровский район), Пеганово (Бердюжский район), Дубровное (Вагайский район).
В целях повышения эффективности использования полигонов приобретены 2 уплотнителя отходов и 15 бульдозеров.
Для предупреждения несанкционированного размещения биологических отходов ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод" собраны и переработаны 4,2 тыс. тонн биологических отходов агропромышленного комплекса.
В целях ликвидации накопленного экологического ущерба на территории 12 муниципальных образований ликвидировано 78 несанкционированных свалок ТБО общей площадью 52 га. Велась корректировка проекта на рекультивацию свалки, расположенной в с. Викулово.
Для выбора способа утилизации бесхозных, непригодных к применению агрохимикатов проведены аналитические исследования по определению их состава, разработаны паспорта отходов.
В 2013 году выделены средства на ликвидацию 18 свалок в Ишимском, Абатском, Нижнетавдинском, Юргинском, Тобольском районах и на рекультивацию свалки, расположенной в с. Викулово.
Окончена паспортизация 18 мест хранения бесхозных, пришедших в негодность агрохимикатов. Произведена очистка 5 бесхозных складов от пестицидов. Из Омутинского, Сладковского, Юргинского и Ярковского районов вывезены в Рязанскую область для утилизации на специализированном полигоне 9,6 тонны токсичных отходов. Начаты работы по утилизации 10,5 тонны ядохимикатов.
Продолжается строительство полигонов ТБО в селах Ивановка и Лебедевка. Проводятся работы по рекультивации двух загрязненных пестицидами земельных участков общей площадью 5,5 га в Ишимском и Упоровском районах.
В целях повышения эффективности процесса предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами данных, необходимых для ведения регионального кадастра отходов, посредством автоматизации процесса сбора ежегодных отчетных данных уполномоченным органом исполнительной власти области организована разработка и внедрение информационной аналитической системы "Региональный кадастр отходов Тюменской области", которая введена в эксплуатацию в начале 2013 года. Данная система размещена в информационной телекоммуникационной сети Интернет (http://rko.72to.ru.). На данном сайте также можно ознакомиться с нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Осуществлялись мероприятия, направленные на сокращение загрязнения водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод.
В целях защиты территории и населения от затопления паводковыми водами и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций в 2012 году осуществлялись строительство дамбы обвалования для защиты подгорной части г. Тобольска и дамбы в с. Ярково, капитальный ремонт плотины в пос. Майка Абатского района, проектирование капитального ремонта гидротехнических сооружений в селах Ражево Голышмановского района и Окуневское Омутинского района.
В 2013 году средства направлены в виде субсидий органам местного самоуправления на оформление правоустанавливающих документов на гидротехнические сооружения и земельные участки под ними, проведение текущего ремонта, разработку нормативных документов.
В 2012 году за счет субвенций федерального бюджета установлены на картографических материалах границы водоохранных зон рек и озер в Армизонском, Бердюжском, Сорокинском и Сладковском районах, установлены знаки на границах водоохранных зон рек Ишим, Тура, Тавда, Иска, Тобол и Юрга. Также велась разработка проектов по расчистке озер Сингуль в Ялуторовском районе и Грязное в Тюменском районе. В 2013 году ведутся работы по установке водоохранных знаков на реках Иртыш, Исеть и Вагай. Закончена установка водоохранных знаков на р. Туре. Продолжаются проектные работы по расчистке озер Сингуль и Грязное.
В 2012 году осуществлялись мониторинг выпусков сточных вод, природных водных объектов, атмосферного воздуха с использованием передвижной лаборатории, инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня. В 2013 году данные работы продолжены, кроме того, проводятся наблюдения за состоянием подземных и поверхностных вод на областном полигоне экологического мониторинга в Нижнетавдинском районе и обследование водных объектов Викуловского района в местах падения отработанных ступеней ракет.
Для обеспечения устойчивого функционирования сети особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) осуществлялись их охрана, очистка от отходов, ликвидация несанкционированных свалок и др. В 2012 и 2013 годах осуществлялось патрулирование ООПТ, проводились санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия, очистка территории от бытовых отходов, установка информационных знаков, комплексное экологическое обследование, землеустроительные работы и иные мероприятия.
В 2012 году осуществлялось ежедневное патрулирование 20 памятников природы, заказников "Абалакский природно-исторический комплекс" и "Лебяжье", областного полигона экологического мониторинга. Проведены санитарное и лесопатологическое обследование насаждений на территории памятника природы "Лесопарк им. Ю.А.Гагарина", санитарно-оздоровительные мероприятия на территории памятников природы "Лесопарк Затюменский" и "Лесопарк им. Ю.А.Гагарина", на территориях 8 памятников природы проведена очистка от отходов, установлены информационные знаки в 2 заказниках и 11 памятниках природы, изготовлены информационные знаки для 2 заказников и 8 памятников природы.
В 2013 году осуществлялось ежедневное патрулирование в 23 ООПТ. На территориях 7 памятников природы, расположенных в городах или вблизи крупных населенных пунктов, произведена очистка от отходов и ликвидация несанкционированных свалок. Организован вывоз твердых бытовых отходов из населенных пунктов, расположенных в границах заказника "Абалакский природно-исторический комплекс", что позволило предотвратить несанкционированное размещение отходов на его территории. В целях снижения пожароопасной обстановки проведены санитарно-оздоровительные мероприятия на территории памятника природы "Лесопарк Затюменский", организовано устройство минерализованных полос в заказнике "Абалакский природно-исторический комплекс". Проведены работы по изготовлению и установке информационных знаков.
В целях осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в Тюменской области, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга, в 2004 году постановлением администрации Тюменской области № 131-пк была организована Единая территориальная система экологического мониторинга (с 2012 года - территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды в Тюменской области, далее - ТСН), предусматривающая проведение регулярных наблюдений за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного и природного воздействия.
В целях организации комплексных наблюдений за компонентами природной среды для оценки ее фонового состояния, разработки региональных нормативов антропогенного воздействия, сравнительной оценки степени техногенного воздействия на природную среду в 2012 году в Нижнетавдинском районе в границах областного полигона экологического мониторинга в дополнение к геоботаническим и дендрологическим пробным площадкам создана наблюдательная сеть за подземными и поверхностными водами. Для целей мониторинга пробурены 4 наблюдательные скважины и организован 1 пост наблюдений за поверхностными водами. В ходе мониторинга осуществляются круглогодичные наблюдения за гидродинамическими характеристиками подземных вод, а также проводится оценка качества подземных и речных вод. В зимний период дополнительно контролируется химический состав снежного покрова, в летний - почв.
Организованы 4 государственных полигона для проведения мониторинга подземных вод. Замеры уровней подземных вод производятся на 91 скважине, контроль качества подземных вод - на 15 постах (43 скважины), поверхностных вод, снежного покрова, почвогрунтов - на 12 постах.
В рамках ТСН в 2012 году осуществлялся мониторинг двух выпусков сточных вод (ООО "Инвест-силикат-стройсервис" и ООО "Тюменьнеруд"), воды и донных отложений на р. Ишим в границах г. Ишима и Ишимского района.
Проведен инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ 9 стационарных источников выбросов (ООО "УМ-15", ООО "Стройкомплекс-М", ОАО "Тюменская мебельная фабрика"), а также мониторинг загрязнения атмосферы в 5 точках в г. Тюмени.
В 2013 году осуществлялся мониторинг двух выпусков сточных вод (ООО "Иртыш" и ООО "ЦВМР "Снежинка"), воды рек Язевка, Тюменка, Бабарынка, озер Андреевское, Песьяное, Алебашево, Круглое, Н.Кривое, ручья Ключи. Оценено состояние безымянного озера в Тюменском районе, на котором ООО "Альфа-Строй" ведет деятельность по добыче песка. С использованием передвижной лаборатории проводится мониторинг атмосферного воздуха в 13 жилых зонах г. Тюмени. Продолжаются наблюдения на областном полигоне экологического мониторинга.
Для проведения независимой оценки состояния водных объектов на участках, прилегающих к району падения отработанных ступеней ракет-носителей "Тюмень", осуществляется мониторинг качества речных и болотных вод и донных отложений.
С 2011 года осуществляются наблюдения за состоянием 176 гидротехнических сооружений и 267 водохозяйственных систем. Кроме того, ведется мониторинг развития экзогенных и инженерно-геологических (оползневых) процессов склонов оврага р. Тюменки в 10 точках.
В 2012 году в рамках осуществления регионального экологического надзора при выполнении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, проведены 1503 проверки (в том числе в сфере контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр - 38, в области охраны атмосферного воздуха и в области обращения с отходами - 1430, в области использования и охраны водных объектов - 35).
По итогам проверок, проведенных в 2012 году, у 1220 хозяйствующих субъектов выявлено 1483 нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе:
- 10 нарушений в области охраны атмосферного воздуха;
- 529 нарушений в сфере обращения с отходами;
- 129 нарушений в сфере водного законодательства;
- 74 нарушения в сфере недропользования;
- 641 нарушение в иных сферах.
Выдано 1617 предписаний об устранении выявленных нарушений (выполнено 90% от числа предписаний, срок устранения нарушений по которым истек в 2012 году).
При выявлении невыполненных в установленные сроки предписаний по устранению нарушений принимаются соответствующие меры административного воздействия. В 2012 году было возбуждено 98 дел об административных правонарушениях.
В целом за 2012 год на виновных лиц наложено 639 административных штрафов на сумму 3715,65 тыс. руб. (на физические лица наложено 20 штрафов на сумму 28,9 тыс. руб., на должностные лица - 521 штраф на сумму 2892,25 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей - 89 штрафов на сумму 274,5 тыс. руб., на юридических лиц - 9 штрафов на сумму 520 тыс. руб.).
По состоянию на 01.01.2013 сумма уплаченных административных штрафов, наложенных в 2012 году, составила 3085,15 тыс. руб. (83%). Неполная собираемость штрафов обусловлена тем, что в 2012 году не истек срок их добровольной оплаты, а также уклонением нарушителей от уплаты или оспариванием законности вынесенных постановлений в судебных инстанциях.
За 9 месяцев 2013 года в рамках регионального экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, проведены 877 проверок (из них по вопросам геологического изучения, рационального использования и охраны недр - 24, в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами - 829, в области использования и охраны водных объектов - 24).
По итогам проверок у 812 хозяйствующих субъектов выявлено 931 нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе:
- 189 нарушений в области охраны атмосферного воздуха;
- 375 нарушений в сфере обращения с отходами;
- 65 нарушений в сфере водного законодательства;
- 73 нарушения в сфере недропользования;
- 229 нарушений в иных сферах.
Выдано 774 предписания об устранении нарушений (исполнено 82%). По невыполненным предписаниям возбуждено 43 дела об административных правонарушениях. На виновных лиц наложен 471 административный штраф на сумму 3477,0 тыс. руб. (в том числе на физические лица наложен 1 штраф на сумму 5,0 тыс. руб., на должностные лица - 370 штрафов на сумму 2188 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей - 86 штрафов на сумму 694 тыс. руб., на юридические лица - 14 штрафов на сумму 590 тыс. руб.). По состоянию на 01.10.2013 уплачено 3451,5 тыс. руб. (99%).
В рамках осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в 2013 году проведены 2 плановые проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность в ООПТ(ООО "Гелиос плюс" в заказнике регионального значения "Таповский" в Ярковском районе и ООО "Глеон" в заказнике регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс" в Тобольском районе). По итогам проверок ООО "Гелиос плюс" выявлено нарушение условий согласования проведения рубок. Составлен протокол и наложен штраф на сумму 60 тыс. руб.
Кроме того, нарушения режима ООПТ выявлялись в ходе обследований ООПТ. По этим фактам, а также по сообщениям уполномоченных органов, организаций, патрулирующих ООПТ, и населения проведены административные расследования.
В 2012 году выявлено 27 нарушений режима особой охраны, в том числе:
- 18 нарушений в части проезда вне дорог общего пользования и стоянки транспортных средств;
- 1 нарушение при организации отвода сточных вод;
- 4 нарушения в части несанкционированного размещения отходов;
- 1 нарушение в части осуществления деятельности без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти области;
- 1 несанкционированное осуществление охоты;
- 1 несанкционированное осуществление вылова рыбы; - 1 нарушение иных правил осуществления деятельности на территории ООПТ.
По итогам проверок в 2012 году вынесено 14 постановлений о наложении штрафов на сумму 82 тыс. руб. (все штрафы оплачены).
За 9 месяцев 2013 года выявлено 32 нарушения, в том числе:
- 26 нарушений в части проезда вне дорог общего пользования и стоянки транспортных средств;
- 4 несанкционированные выемки грунта; - 1 несанкционированное размещение отходов;
- 1 нарушение почвенно-растительного слоя.
По итогам проверок в 2013 году составлено 15 протоколов. По нарушениям в части проезда вне дорог общего пользования вынесены постановления о наложении взыскания в виде предупреждения, по иным нарушениям наложены штрафы на сумму 6 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 4 тыс. руб.
Кроме того, в рамках регионального государственного экологического надзора осуществляется контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.
В 2012 году вынесено 251 постановление об административном наказании за нарушение порядка внесения платы на общую сумму 821 тыс. руб., за 9 месяцев 2013 года - 220 постановлений о взыскании штрафов на сумму 714,5 тыс. руб.
В соответствии с действующим законодательством на региональном уровне могут быть установлены нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий. В Тюменской области в силу природно-географических особенностей фоновое (не связанное с антропогенной деятельностью) содержание отдельных загрязнителей в природных средах (в частности, в подземных и поверхностных водах, почве) нередко превышает установленные на федеральном уровне предельно допустимые концентрации. При этом региональные нормативы могут быть разработаны только в целях снижения допустимого уровня загрязнения окружающей среды. Таким образом, для разработки региональных нормативов не имеется оснований.
В случае, если хозяйственная и иная деятельность ведется с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды, такая деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена. До настоящего времени такой порядок на федеральном уровне не разработан, в связи с чем в рамках полномочий органов исполнительной власти Тюменской области деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, не ограничивалась, не приостанавливалась и не прекращалась.
В соответствии с требованиями действующего законодательства должностные лица органов надзора в области охраны окружающей среды имеют право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.
В 2012 году в сфере охраны окружающей среды действовала методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом Минприроды Российской Федерации от 13.04.2009 № 87. В соответствии с указанной методикой был произведен расчет ущерба от загрязнения оз. Андреевское в результате размещения грунтов в прибрежной защитной полосе. Правонарушителю предъявлен иск о возмещении вреда водному объекту в размере 2049 руб. (ущерб возмещен).
В 2013 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. За 9 месяцев 2013 года расчеты вреда, причиненного окружающей среде, не производились, иски за причинение вреда не предъявлялись.
Предъявление исков о возмещении вреда осуществлялось также в рамках реализации полномочий по охране животного мира. Исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.
В 2013 году предъявлено в суды различных инстанций 32 исковых заявления о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате нарушений законодательства в области охраны и использования животного мира, на общую сумму 2383,6 тыс. руб., которые по итогам рассмотрения судами были удовлетворены в полном объеме. Взыскано 2629,0 тыс. руб. (с учетом исков, предъявленных в 2012 году).
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" органами исполнительной власти Тюменской области предъявляются иски о возмещении вреда, причиненного лесам и лесным насаждениям.
Должностными лицами уполномоченного органа исполнительной власти области совместно с правоохранительными органами в первом полугодии 2013 года выявлено 57 лиц, осуществивших незаконную рубку лесных насаждений, 49 виновным лицам предъявлены иски о возмещении ущерба (по 8 искам материалы направлены в суд для привлечения к уголовной ответственности по статье 260 УК РФ). Предъявлено 60 исков о возмещении ущерба на сумму 3051,5 тыс. руб. Из них добровольно оплачено 37 исков на сумму 1804,9 тыс. руб., 18 исков направлено в суд для предъявления ущерба на сумму 5233,2 тыс. руб. Приняты судебные решения по 13 искам на сумму 1035,5 тыс. руб. Возмещено по решению суда 5 исков на сумму 139,0 тыс. руб.
Уполномоченным органом исполнительной власти области ведется учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области, в области зарегистрировано около 80 тыс. хозяйствующих субъектов, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с положениями рассматриваемого Закона в 2004 году издана Красная книга Тюменской области.
В целях ведения Красной книги Тюменской области приняты:
- постановление администрации Тюменской области от 04.04.2005 № 67-пк "О перечне видов, подлежащих занесению в Красную книгу Тюменской области";
- постановление администрации Тюменской области от 09.03.2005 № 33-пк "О порядке ведения Красной книги Тюменской области";
- распоряжение Губернатора Тюменской области от 07.02.2006 № 11-р "О Комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Тюменской области".
Согласно Порядку ведения Красной книги Тюменской области ее переиздание осуществляется не реже одного раза в 15 лет. В период между изданиями утверждаются и распространяются перечни (списки) видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Тюменской области и исключенных из нее, являющиеся приложением к Красной книге Тюменской области. По состоянию на 01.10.2013 действует редакция списков, утвержденная постановлением администрации Тюменской области от 03.10.2011 № 337-п. В перечень включены 282 вида, в том числе 8 видов млекопитающих, 42 вида птиц, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида земноводных, 3 вида рыб, 1 вид паукообразных, 66 видов насекомых, 141 вид сосудистых растений, 1 вид мохообразных, 1 вид лишайников, 15 видов грибов. В текущем году было проведено заседание Комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Тюменской области, на котором принято решение о начале подготовки второго издания Красной книги Тюменской области.
В целях развития системы экологического образования и формирования экологической культуры в Тюменской области в 2012 году осуществлялось преподавание экологических знаний в рамках специальных тем таких учебных предметов, как биология, география, окружающий мир, естествознание, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Также произошла интеграция экологических знаний в предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов. Увеличилось число детских и молодежных объединений, деятельность которых направлена на решение различных социальных и гуманитарных аспектов экологического воспитания и эколого-просветительской деятельности.
В последние годы существенно увеличился охват обучающихся различными формами экологического воспитания. В 2011/2012 учебном году было обучено 123556 чел. (84% от общего числа школьников).
При школах функционируют научные общества, охватывающие проектно-исследовательской деятельностью около 12 тыс. школьников. Более 71 тыс. школьников занимаются практической природоохранной деятельностью в качестве участников волонтерских объединений.
Во всех муниципальных образованиях области созданы школьные лесничества. По состоянию на 01.10.2013 в области работало 56 таких лесничеств (более 1 тыс. чел.). Организация деятельности школьных лесничеств Тюменской области осуществляется региональной Межведомственной комиссией по координации деятельности школьных лесничеств. В комиссию входят представители органов исполнительной власти области, учебных заведений и общественных объединений. Для оптимизации учебного процесса в соответствии со всероссийской Программой развития движения школьных лесничеств утверждена региональная Программа развития движения школьных лесничеств Тюменской области на 2012 - 2013 годы. С декабря 2012 года на базе ГАОУ СПО "Тюменский лесотехнический техникум" функционирует региональный учебно-методический совет по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств Тюменской области.
Традиционно проводятся областные и районные экологические слеты, конкурсы, форумы, олимпиады, конференции, выставки.
В 2012 году проведены:
- заочный конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос - 2012";
- научная эколого-биологическая олимпиада;
- заочный юниорский лесной конкурс "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам");
- конкурс юных исследователей окружающей среды "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой";
- областной конкурс водных проектов старшеклассников;
- VI областной экологический форум "Зеленая планета";
- конкурс "Юннат-2012";
- конкурс на лучшее мероприятие, посвященное Международному дню птиц;
- ежегодный областной слет юных экологов.
Представители образовательных учреждений Тюменской области стали призерами многих всероссийских мероприятий, в том числе конкурса водных проектов старшеклассников, юниорского лесного конкурса "Подрост", слета юных экологов, X Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета - 2012" и X Международного детского экологического форума "Зеленая планета - 2012", а также выставки "Юннат-2012".
Аналогичные мероприятия проводились в текущем году, объявленном Годом охраны окружающей среды. За 9 месяцев проведено более 8 тыс. мероприятий, в которых приняло участие около 200 тыс. чел., в том числе более 142,5 тыс. детей и подростков.
С целью экологического просвещения населения в 2012 году:
- изготовлены информационные плакаты природоохранной тематики для распространения в школах, детских садах и других организациях;
- проведены пресс-конференции по результатам реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области";
- учреждена газета "Охраняемая территория. Экологический вестник Тюменской области".
За 9 месяцев 2013 года:
- изготовлены 6 напольных стендов по направлениям природоохранной деятельности для использования в мероприятиях экологической направленности;
- издан сборник "Методики исследовательской деятельности по экологии", предназначенный для ведения исследований окружающей среды детьми и подростками 7 - 12 лет;
- ведется работа по изданию буклета "Особо охраняемые природные территории Тюменской области", а также сборника материалов по итогам Тюменского областного экологического конкурса "Зеленая планета - 2013";
- проведены "круглые столы" на тему "Экологическое состояние рек Тюменской и Свердловской областей - проблема, требующая внимания и принятия мер. Интенсивность загрязнения в результате хозяйственной деятельности промышленных предприятий" и на тему "Совершенствование мер государственного регулирования по снижению негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух"; областной форум-выставка "НЕФТЬГАЗТЭК";
- проведена презентация плакатов, посвященных Красной книге Тюменской области, и сборника "Методики исследовательской деятельности по экологии". В конце текущего года планируется проведение конференции "Экологическое просвещение, воспитание и образование".
Для обеспечения населения информацией о состоянии окружающей среды в Тюменской области на официальном портале органов государственной власти области размещаются доклады об экологической ситуации в Тюменской области в соответствующем календарном году, информации о состоянии окружающей среды, о качестве атмосферного воздуха в городах Тюмени и Тобольске, а также о состоянии поверхностных вод. Кроме того, на портале органов государственной власти области регулярно размещаются новости в области экологии, различные материалы по вопросам деятельности природоохранных органов, сведения о результатах государственного экологического надзора, о состоянии объектов животного мира и среды их обитания, нормативные правовые акты и иные материалы.
Кроме того, уполномоченным органом исполнительной власти области при участии представителей общественных организаций охотников и средств массовой информации ежегодно проводятся пресс-туры по вопросам охраны и использования объектов животного мира. Так, в мае текущего года проведен пресс-тур на тему "Организация охраны закрепленных охотничьих угодий" с выездом в Упоровский район, с последующим освещением информации в газете "Тюменская правда".
Для оценки уровня информированности населения по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности в марте 2012 года проведен социологический опрос.
На вопрос "Как вы оцениваете уровень информированности населения по вопросам окружающей среды и экологической безопасности?" ответы распределились следующим образом:
вполне достаточно - 25% (в 2010 году - 22%);
не совсем достаточно - 33% (в 2010 году - 34%);
недостаточно - 38% (в 2010 году - 40%).
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и рассматриваемым Законом Тюменской области органы исполнительной власти области наделены правом организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории. В связи с отсутствием нормативно-правовой базы в данной области, а также отсутствием соответствующих заявок от органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, заинтересованных организаций экономическая оценка воздействия на окружающую среду и паспортизация территорий не осуществлялись.
В соответствии с действующим законодательством органы исполнительной власти Тюменской области вправе получать от соответствующих органов информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Тюменской области. В 2012 и 2013 годах заказчиками материалов своевременно предоставлялась информация об объектах государственной экологической экспертизы в полном объеме, в связи с чем информация об объектах государственной экологической экспертизы регионального уровня не запрашивалась.
Информирование об объектах экологической экспертизы регионального уровня, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области посредством размещения информации на официальном портале органов государственной власти области.
В отношении объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня необходимая информация запрашивается в Управлении Росприроднадзора по Тюменской области. Кроме того, проводится регулярный мониторинг данных об объектах государственной экологической экспертизы федерального уровня, размещенных на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Тюменской области.
В соответствии с действующим законодательством в случае реализации объектов государственной экологической экспертизы на территории Тюменской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Тюменской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации, может осуществляться делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий сопредельных регионов. В связи с тем что в Тюменскую область иные субъекты Российской Федерации по данному вопросу не обращались, делегирование экспертов не осуществлялось.
В рамках реализации переданных Российской Федерацией полномочий по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в 2012 году организовано и проведено 7 государственных экологических экспертиз объектов регионального уровня, за 9 месяцев текущего года - 16.
Кроме того, в рамках рассматриваемого Закона осуществлялась реализация переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира.
В целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения устойчивого существования животного мира, а также создания условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира оборудовано и поддерживается в исправном состоянии 250 подкормочных точек, 2439 солонцов и 750 галечников, выложено 196,78 ц зернофуража, 45 ц сена, 2,476 т соли, 0,2 т песчано-галечной смеси, засеяно 300 га кормовых полей, заготовлено 50 т сена.
В целях реализации полномочия по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, постановлением Правительства Тюменской области от 14.09.2010 № 265-п утверждены требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Тюменской области. В 2012 - 2013 годах случаев нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания в результате стихийных бедствий не зарегистрировано.
Осуществлялись мероприятия по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" материалы, обосновывающие лимиты и квоты изъятия объектов животного мира, подлежат государственной экологической экспертизе.
Соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти области подготовлены материалы, обосновывающие лимиты и квоты изъятия объектов животного мира, проведена государственная экологическая экспертиза. Результаты государственной экологической экспертизы, а также проект лимита добычи в Тюменской области видов охотничьих ресурсов, который утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, были направлены на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
По итогам согласования уполномоченного федерального органа исполнительной власти (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2013 № 05-15-29/13924) принято распоряжение Губернатора Тюменской области от 26.06.2013 № 38-р "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2013 - 2014 гг. в Тюменской области". Данным распоряжением утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов, требующий согласования с соответствующим федеральным органом (лось, косуля, соболь, рысь), а также лимит добычи охотничьих ресурсов, не требующий согласования (кабан, бурый медведь, барсук, выдра).
Осуществлялись мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Решения о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются в соответствии с приказом Минприроды Российской Федерации от 13.01.2011 № 1 "Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы".
В целях предотвращения угрозы нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания в текущем году были приняты решения о регулировании численности волка, медведя.
В целях предотвращения угрозы распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, среде обитания объектов животного мира были приняты решения о регулировании численности лисицы, енотовидной собаки.
Кроме того, в связи с превышением показателей максимальной численности охотничьих ресурсов, установленных приказом Минприроды Российской Федерации от 30.04.2010 № 138, были приняты решения о регулировании численности енотовидной собаки. Всего в ходе мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов добыто: 4 особи волка, 4 особи медведя, 283 особи лисицы, 95 особей енотовидной собаки.
Уполномоченным органом исполнительной власти области осуществляется полномочие Российской Федерации по ведению государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в Тюменской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. В 2013 году осуществлялся сбор документированной информации. В охотхозяйственный реестр внесена документированная информация о 45388 охотниках.
Осуществлялся государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания. Данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам, а также сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов. Получение сведений осуществляется путем проведения учетных работ. На основании результатов учетных работ были составлены сводные расчетные ведомости численности охотничьих ресурсов в разрезе охотничьих угодий Тюменской области. Проведение учетных работ осуществляется различными методами (учет на подкормочных площадках, учет в местах жизнедеятельности, метод зимнего маршрутного учета, метод экспертных оценок и др.).
В соответствии с приказом Минприроды Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 "Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета" комплексный учет численности охотничьих ресурсов в 2013 году проводился с 1 января по 28 февраля.
Сведения о численности охотничьих ресурсов в Тюменской области за период 2011 - 2013 годов представлены в таблице.


№ Вид охотничьих ресурсов Численность охотничьих ресурсов (особей)
п/п
2011 год 2012 год 2013 год

1 Лось 5896 6641 6932

2 Кабан 4000/7636 <*> 6388/9762 <*> 3060/10365 <*>

3 Косуля сибирская 19492/23239 25465 25590
<*>

4 Медведь бурый 1364 1534 1615

5 Волк 101 139 111

6 Соболь 4611 4120 4728

7 Бобр 14501 14625 14628

8 Выдра 705 776 779

Белка обыкновенная 20529 23267 17346

10 Горностай 1694 2298 2361

11 Заяц-беляк 12189 17042 18701

12 Колонок 929 1400 703

13 Куница лесная 3826 3367 3588

14 Лисица красная 6998 7906 3319

15 Рысь 129 135 100

16 Росомаха 115 140 65

17 Хорь светлый 240 169 39

18 Барсук 5075 5945 5539

19 Енотовидная собака 6881 8226 7195

20 Ондатра 277346 267195 267210

21 Норка американская 8711 8937 9701

22 Крот <**> - 967 41118

23 Суслик большой <**> - - 9385

24 Хомяк обыкновенный <**> - - 19568

25 Водяная полевка <**> - 700 2826

26 Глухарь обыкновенный 26410 32692 49898

27 Тетерев обыкновенный 184666 180887 557882

28 Рябчик 141209 178154 209025

29 Куропатка белая 62657 87819 315128

30 Вальдшнеп 356 13333 13098

31 Вяхирь 144 12031 10651

32 Голубь сизый 263 24379 25156

33 Горлица большая 45 6904 10161

34 Горлица обыкновенная 310 18152 14140

35 Клинтух - 750 920

36 Перепел обыкновенный 617 19296 18344

37 Бекас азиатский 4 50 100

38 Бекас обыкновенный 274 21181 20008

39 Веретенник большой 25 11189 11560

40 Веретенник малый 25 2295 2817

41 Гаршнеп 30 960 1051

42 Дупель обыкновенный 6 2631 3086

43 Лысуха 64553 49686 65030

44 Гусь серый 14838 15477 15480

45 Кряква 71866 102407 125957

46 Чирок-свистунок 43539 55256 51125

47 Чирок-трескунок 41204 57274 53420

48 Серая утка 45262 44646 49315

49 Гоголь обыкновенный 19997 20487 16165

50 Свиязь 30948 22382 17333

51 Красноносый нырок - 3614 4352

52 Красноголовый нырок 57026 64352 81613

53 Хохлатая чернеть 27219 21022 19476

54 Шилохвость 40147 30742 22984

55 Широконоска 48798 43130 39876

56 Пеганка - 581 395

57 Улиты - 1344 2015

58 Чибис 941 56411 55309

59 Мородунка 40 4233 4586

60 Обыкновенный погоныш 30 3883 4225

61 Травник 130 4385 5032

62 Камышница обыкновенная 40 10401 9173

63 Коростель 235 19305 19152

64 Кроншнеп большой 144 8813 8663

65 Кроншнеп средний 105 4002 4400

66 Пастушок - 2751 2331


--------------------------------
<*> данные учета на подкормочных площадках;
<**> данные с учетом экспертных оценок.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. По состоянию на 01.10.2013 уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области заключены 4 таких соглашения.
Также в рамках осуществления переданных Российской Федерацией полномочий уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области выдавались разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
По состоянию на 01.10.2013 уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области выдано 4 разрешения:
ТРОО "Общество охотников и рыболовов" - на содержание 3 особей медведя, 30 особей кабана, 3 особей барсука, 2000 особей уток (срок действия разрешения с 26.10.2012 по 20.03.2061);
ООО "Сибирская охота" - на содержание 15 особей кабана (срок действия разрешения с 28.02.2012 по 01.12.2059);
СПК "Таволжан" - на содержание 100 особей кабана, 50 особей оленей (срок действия разрешения с 19.01.2012 по 02.02.2060);
ООО "Беркут" - на содержание 3 особей кабана (срок действия разрешения с 14.11.2011 по 22.04.2060).
В рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, и контроля за оборотом продукции охоты уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, а также ГКУТО "Служба охраны животного мира" по состоянию на 01.10.2013 проведено 3111 рейдовых мероприятий (проверки физических лиц), 23 плановые выездные проверки и 15 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
По результатам контрольных мероприятий выявлено 1019 административных правонарушений и нарушений уголовного законодательства.
Из общего числа правонарушений 60 нарушений являются нарушениями с признаками состава преступления, предусмотренного ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушителями был причинен крупный ущерб государственному охотничьему фонду Тюменской области в результате незаконной добычи 100 копытных животных и 1 особи бурого медведя). Возбуждено 28 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 30 человек. На виновных наложены штрафы на сумму 625,0 тыс. руб. Предъявлено исков о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира и среде их обитания, на общую сумму 2230,3 тыс. руб.
По административным правонарушениям вынесено 13 предписаний, возбуждено 959 дел об административных правонарушениях (ст. 7.11, 8.37, 8.39 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), наложено административных штрафов на общую сумму 895,1 тыс. руб.
Всего к административной и уголовной ответственности привлечено 953 лица (93,5% от общего количества выявленных нарушений).
Основными нарушениями являются:
- производство охоты без необходимых документов на право охоты;
- применение незарегистрированного охотничьего огнестрельного оружия;
- несоблюдение правил перевозки оружия при производстве охоты;
- несоблюдение сроков производства охоты.
В структуре лиц, привлеченных к административной ответственности, основная доля приходится на граждан (98,3%), доля юридических лиц, привлеченных к ответственности, составляет 1,4%, доля должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) составляет 0,3%.


------------------------------------------------------------------