По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 30.05.2013 N 1153 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.11.2011 N 3373 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 1153

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 24.11.2011 № 3373 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Рассмотрев информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.11.2011 № 3373 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы", представленные в областную Думу: заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой (письмо от 18.04.2013 № 31/5857 Д/13-2306), руководителем Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В. Шарухо (письмо от 26.04.2013), руководителем Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С.М. Палевичем (письмо от 23.04.2013 № 1387), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации пункта 2.4.2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
Информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.11.2011 № 3373 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы" принять к сведению (информации Правительства Тюменской области и Управления Роспотребнадзора по Тюменской области прилагаются).

И.о. председателя областной Думы
А.В.АРТЮХОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 30.05.2013 № 1153

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 24.11.2011 № 3373 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА"
ПО ТЕМЕ: "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

(представлена в областную Думу заместителем Губернатора
Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора
Тюменской области Т.Ю.Костаревой 18.04.2013)

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2012 год Правительство Тюменской области представляет информацию о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.11.2011 № 3373 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы".
1. В целях обеспечения населения Тюменской области безопасной сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продовольствием в Тюменской области разработана и утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 12.12.2011 № 2320-рп региональная программа продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2014 годы. Указанная региональная программа представлена в Тюменскую областную Думу.
2. В рамках программы "Сотрудничество" осуществлялась бюджетная поддержка ООО "Эвика" по строительству логистического центра в Тюменском районе. Государственная поддержка предоставлялась на оснащение логистического центра технологическим и роботизированным оборудованием.
На сегодняшний день работают 2 цеха: рыбный и мясоперерабатывающий.
В настоящее время ведется уточнение проектной документации по роботизированному складу. Строительство и ввод в эксплуатацию складского комплекса планируется осуществлять за счет средств собственника.
3. Сельскохозяйственные предприятия Тюменской области, занимающиеся возделыванием картофеля и овощей, на протяжении многих лет продолжают реализацию мероприятий по модернизации материально-технической базы производства, включая орошение полей и хранение продукции.
В настоящее время предприятия области активно занимаются предпродажной подготовкой выращенного урожая, доведением продукции до товарной кондиции.
В ООО "Агрофирма "КРиММ", крупнейшем в Тюменской области производителе картофеля и овощей, используется линия по переработке картофеля производительностью 5,0 тонн в смену, включающая в себя оборудование по мойке, очистке и вакуумной упаковке.
В 2013 году ООО "Агрофирма "КРиММ" заключило договоры на поставку аналогичной линии производительностью 3 тонны в час, включающую в себя оборудование по мойке, полировке, фасовке картофеля и овощей с логистическим обеспечением (транспортерные ленты, инспекционные столы).
Оборудование для мойки и упаковки картофеля имеется также в ООО "Агрофирма "Каскара" Тюменского района и КХ "Дружба" Заводоуковского городского округа.
В 2013 году в Тюменском районе в КХ "Пчела" планируется покупка и установка оборудования для сортировки картофеля, его сухой чистки, мойки и фасовки.





Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 30.05.2013 № 1153

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 24.11.2011 № 3373 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

(представлена в областную Думу руководителем Управления
Роспотребнадзора по Тюменской области Г.В.Шарухо 26.04.2013)

В соответствии с региональной программой продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 12.12.2011 № 2320-рп, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" участвует в реализации задачи по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, производимых и реализуемых на предприятиях области, работа ведется по следующим направлениям:
1. Анализ и оценка ситуации по инфекционным болезням с пищевым путем передачи.
В 2012 году в сравнении с 2011 годом среди населения Тюменской области отмечено снижение заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) на 2,2%, показатель заболеваемости составил 660,1 против 675,2 на 100 тыс. населения (в 2010 году показатель составил 791,1 на 100 тыс. населения).
Средний многолетний уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями за последние 5 лет составил 754,7 на 100 тыс. населения. В 2012 году значение данного показателя снизилось относительно среднего многолетнего уровня на 12,5%.
С 2001 года отмечаются снижение заболеваемости кишечными инфекциями бактериальной этиологии и рост ОКИ вирусной этиологии, что свидетельствует о необходимости проведения полного спектра лабораторных исследований с целью этиологической расшифровки данного явления, включая вирусологические исследования.
Возрастная структура заболевших ОКИ в 2012 году принципиально не изменилась: доля детей до 14 лет составила 65,2% (в 2011 году - 64,2%, в 2010 году - 67,2%).
Сельские жители в структуре заболеваемости составили 17,5% (в 2011 году - 17,5%, в 2010 году - 17%). Таким образом, значительная доля заболеваемости острыми кишечными инфекциями приходится на население, проживающее в городах и поселках городского типа.
Экономический ущерб от заболеваемости населения области острыми кишечными инфекциями в 2012 году составил 87,51 млн. рублей, что на 0,6% меньше, чем в 2011 году (в 2011 году - 88,07 млн. рублей, в 2010 году - 102,04 млн. рублей).
Заболеваемость псевдотуберкулезом в Тюменской области до 2011 года имела тенденцию к снижению. В 2012 году по области заболеваемость псевдотуберкулезом возросла в 6,1 раза по сравнению с показателем предыдущего года. Всего по области в 2012 году зарегистрировано 110 случаев данного заболевания (8,2 на 100 тыс. населения), в 2011 году - 18 случаев (1,3 на 100 тыс. населения). В 2010 году показатель составлял 3,5 на 100 тыс. населения.
В структуре заболеваемости острым вирусным гепатитом доля гепатита A составила 53,9% (в 2011 году - 20,8%, в 2010 году - 37,0%).
С 2002 года по 2011 год наблюдалась тенденция снижения заболеваемости вирусным гепатитом A среди населения Тюменской области. Однако в 2012 году заболеваемость в области возросла по сравнению с аналогичным показателем 2011 года в 2,5 раза. Все заболевания носили спорадический характер, между собой не связаны. Всего в 2012 году зарегистрировано 89 случаев заболевания гепатитом A (6,6 на 100 тыс. населения) против 35 случаев в 2011 году (2,6 на 100 тыс. населения, в 2010 году - 4,6 на 100 тыс. населения).
За последние 20 лет эпидситуация по заболеваемости брюшным тифом и тифопаратифозными заболеваниями на территории Тюменской области благополучная. Последняя групповая заболеваемость брюшным тифом среди населения зарегистрирована в г. Тюмени в 1990 году.
2. Подготовка аналитических материалов по качеству и безопасности выпускаемой продукции, организации и проведению производственного контроля предприятий пищевой промышленности, общественного питания, пищеблоков образовательных и лечебно-профилактических учреждений с целью установления "объектов риска".
По данным отраслевой статистической отчетности, на территории Тюменской области осуществляют свою деятельность 543 предприятия пищевой промышленности, 1281 предприятие общественного питания, 6048 предприятий торговли.
В Тюменской области организован постоянный лабораторный контроль качества и безопасности пищевых продуктов при проведении плановых мероприятий, административных расследований, а также по договорам с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в порядке осуществления производственного контроля.

Таблица 1

Удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих
требованиям гигиенических нормативов в 2012 году, %


Отрасль Микробиологические Санитарно-химические
показатели показатели

Предприятия торговли 10,0 1,2

Предприятия общественного питания 9,1 0,7

Предприятия пищевой 9,1 0,7
промышленности


При проведении плановых мероприятий по надзору (контролю), внеплановых проверок уделено особое внимание предприятиям общественного питания и в первую очередь - предприятиям, вырабатывающим кулинарные изделия и блюда по нетрадиционной технологии, молокоперерабатывающим предприятиям и предприятиям, реализующим молочную продукцию на всех этапах ее оборота (производство, доставка, хранение, реализация) в Тюменской области.
3. Проведение лабораторных исследований пищевых продуктов и продовольственного сырья на наличие ГМО, ГММ <*>.
--------------------------------
<*> генетически модифицированные организмы, генетически модифицированные микроорганизмы

В 2012 году проведено исследование 545 проб пищевых продуктов на наличие ГМО и ГММ, ГМО и ГММ не обнаружено. В 2011 году исследовано 680 проб, удельный вес неудовлетворительных проб - 0,7%.
4. Ведение мониторинга показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, формирование информационного бюллетеня в ежеквартальном режиме.
За 2012 год проведены исследования 18677 проб пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Таблица 2

Результаты анализов проб пищевых продуктов,
продовольственного сырья, готовых блюд по микробиологическим
показателям


Показатели 2011 год 2012 год

Количество проб 12970 10954

Из них не соответствуют 1038 612
норме

Доля проб, не 8,0 5,6
соответствующих норме, в %


К химическим загрязнителям пищевых продуктов относятся токсичные вещества природного происхождения, например микотоксины, а также соединения антропогенного происхождения (токсичные элементы, радиоактивные изотопы и др.). Кроме того, широко используемые пищевые добавки, пестициды и ветеринарные препараты являются потенциально опасными и могут выступать в качестве опосредованных загрязнителей пищевых продуктов.
Проводятся исследования уровня содержания химических контаминантов в продовольственном сырье и пищевых продуктах и контроль мероприятий, направленных на снижение этого уровня.

Таблица 3

Характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов
по отдельным видам химических загрязнителей


Наиме- 2010 2011 2012
нование
загряз- Всего Неудов- Доля Всего Неудов- Доля всего Неудов- Доля
нителя летвори- неудов- летвори- неудов- летвори- неудов-
тельных летвори- тельных летвори- тельных летвори-
проб тельных проб тельных проб тельных
проб, % проб, % проб, %

Нитраты 1160 12 1,0 1387 17 1,2 1293 12 0,9

Пестициды 593 - 0 1053 1 0,1 1329 - 0

Микотоксины 399 - 0 418 - 0 314 - 0

Нитрозамины 36 - 0 72 - 0 108 - 0

Токсичные 1035 - 0 1335 - 0 1548 - 0
элементы

Антибиотики 305 1 0,3 209 3 1,4 293 0 0


В 2012 году удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов, где обнаружено превышение ПДК по нитратам, составил 0,9% (овощи и столовая зелень, бахчевые культуры, картофель), в 2010 году - 1,0%, 2011 году - 1,2%.
При исследовании пищевых продуктов на содержание остаточных количеств пестицидов, микотоксинов, нитрозаминов, токсичных элементов, антибиотиков не выявлено проб, не соответствующих требованиям технических регламентов и СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
В 2012 году удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, снизился и составил 1,2% против 2,2% в 2011 году, 3,1% в 2010 году.
Также снизился удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов и продовольственного сырья по микробиологическим показателям - 5,6%, в 2011 году - 8,0%.
В 2012 году наблюдалось увеличение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в таких группах пищевых продуктов, как "мясо и мясные продукты" (3,8 против 0,4% в 2011 году и 1,3 в 2010 году), "хлебобулочные и кондитерские изделия" (2,3 против 1,85% в 2011 году).
С 2010 по 2012 год отмечено значительное снижение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в группах "молоко и молочные продукты": 2010 год - 4,3%, 2011 год - 2,6%, 2012 год - 0,4%; "рыба, рыбные продукты и другие гидробионты": 2010 год - 11,2%, 2011 год - 4,3%, 2012 год - 2,9%, в т.ч. импортная продукция: 2010 год - 47,8%, 2011 год - 10,5%, 2012 год - 0 из 3; "кулинарные изделия": 2011 год - 2,7%, 2012 год - 0 из 63; "мед и продукты пчеловодства": 2011 год - 272%, 2012 год - 0 из 11 проб, "прочие": 2010 год - 3,2%, 2011 год - 2,4%, 2012 год - 0 из 419 проб, "консервы": 2010 год - 4,0%, 2011 год - 5,0%, 2012 год - 2,6%; "бахчевые": 2,2% (2011 год - 3,5%).
В 2012 году наметилась тенденция к снижению удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, по микробиологическим показателям: 2012 год - 5,6%, 2011 год - 8,0%.
В целях надзора за биологической безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов в 2012 году исследовано 10954 пробы, количество проб пищевых продуктов, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов, - 612 (5,6%), в 2011 году - 12970 проб, из них, не соответствующих требованиям, - 1038 проб, в 2010 году - 13685 проб, из них, не соответствующих требованиям, - 616 (4,5%).
В 2012 году наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, был выявлен в группах: "мясо и мясные продукты" (5,7%), "птица и птицеводческие продукты" (8,6%), "кулинарные изделия, выработанные по нетрадиционной технологии" (20,0%), "алкогольные напитки и пиво" (15,7%).
В 2012 году значительно снизился удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в группах "молоко и молочные продукты": 2011 год - 8,1%, 2012 год - 5,6%; "рыба, рыбные продукты и другие гидробионты": 2011 год - 21,8%, 2012 год - 6,7%, "кулинарные изделия": 2011 год - 9,0%, 2012 год - 5,9%; "прочие": 2011 год - 6,9%, 2012 год - 2,8%, "готовая продукция общественного питания": 2011 год - 9,8%, 2012 год - 5,5%.
На территории Тюменской области организован постоянный контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, в рамках осуществления деятельности по контролю за производством и обращением спиртов, алкогольной продукции ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" исследовано по санитарно-химическим показателям 292 пробы алкогольных напитков и пива (2010 год - 212 проб, 2011 год - 389 проб), из них не соответствовали требованиям гигиенических нормативов и нормативно-технической документации 2 пробы - 0,7% (2010 год - 11,3%, 2011 год - 5,6%). В 2012 году удельный вес проб импортной алкогольной продукции, не соответствующих требованиям нормативно-технических документов, снизился до 3% (2011 год - 6,6%, 2010 год - 27,5%).
За 2012 год исследовано 407 проб пищевых продуктов и продовольственного сырья на содержание радионуклидов, все исследованные пробы соответствовали требованиям гигиенических нормативов.
На протяжении ряда лет проводится анализ микробиологических показателей молочных продуктов, производимых на молокоперерабатывающих предприятиях области и реализуемых предприятиями торговли. В 2012 году удельный вес проб молочных продуктов, не соответствующих по микробиологическим показателям требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" № 88-ФЗ от 12.06.2008, составил: для продуктов, произведенных на молокозаводах, - 2,4% (в 2011 году - 3,4%, в 2010 году - 2,2%), для продуктов, реализуемых предприятиями торговли, - 5,8% (в 2011 году - 6,1%, в 2010 году - 3,8%).
В группе "молоко и молочные продукты" в целом отмечается снижение удельного веса проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: 2011 год - 8,1%, 2012 год - 5,6%.
Удельный вес проб молока и молочной продукции, произведенной в Тюменской области, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2012 году составил 5,3% (2011 год - 8,0%), по санитарно-химическим и физико-химическим показателям - 0,1% (2011 год - 1,7%); удельный вес не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям проб молока и молочной продукции, поставляемых в Тюменскую область из других регионов, в 2012 году составил 8,7% (2011 год - 9,2%), по санитарно-химическим и физико-химическим показателям - 9,5% (2011 год - 11,0%).

Таблица 4


Вид продукции 2011 год 2012 год

Микробиологи- Санитарно- Микробио- Санитарно-
ческие химические и логические химические и
показатели физико- показатели физико-
химические химические
показатели показатели

кол-во не кол-во не кол-во не кол-во не
проб соответ- проб соответ- проб соответ- проб соответ-
ствует ствует ствует ствует
ТР ТР ТР ТР

Молоко и 2940 236 1130 20 1506 80 694 1
молочная
продукция,
произведенная
в Тюменской
области

Молоко и 271 25 118 13 172 15 21 2
молочная
продукция,
произведенная
за пределами
Тюменской
области, но в
РФ

Молоко и 2 0 2 0 1 0 - -
молочная
продукция,
импортируемая
в РФ


5. Мониторинг организации и проведения производственного контроля предприятиями пищевой промышленности и общественного питания и его результаты по данным, представляемым предприятиями-изготовителями пищевых продуктов (в т.ч. общественного питания).
В 2012 году Центром гигиены и эпидемиологии в Тюменской области, аккредитованными лабораториями Тюменского ЦСМ, НП "Тюменский независимый сертификационно-испытательный центр", Управлением Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, ОАО "Компания "Сибрыбпром", ФБУН "Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" заключены договоры на проведение исследований в рамках производственного контроля с 979 (53,6%) объектами пищевой промышленности, общественного питания (2011 год с 608 объектами (31,5%), из них 70,3% заключенных договоров приходится на Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области.
6. Проведение и активизация организационной и санитарно-просветительской работы по профилактике пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
Организационная работа по профилактике острых кишечных инфекций в 2012 году.
На заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий при первом заместителе Губернатора Тюменской области рассмотрены вопросы:
1. "О мерах по снижению заболеваемости острыми кишечными инфекциями среди населения Тюменской области" (протокол заседания № 1 от 27.02.2012).
2. "О мерах по профилактике заболеваемости населения г. Тюмени псевдотуберкулезом, в том числе в детских дошкольных учреждениях, школах, учреждениях социального профиля" (протокол от 17.10.2012). Решением СПЭК утвержден алгоритм для детских образовательных учреждений по осуществлению контроля за транспортированием, хранением и реализацией продуктов, употребляющихся в пищу без термической обработки. Даны предложения для глав муниципальных образований о критериях отбора поставщиков пищевых продуктов в организованные детские коллективы.
3. "О мероприятиях по профилактике кишечных иерсиниозов на предприятиях оптовой и розничной торговли" (протокол от 25.10.2012). Решением СПЭК утвержден алгоритм по процедуре заключения договоров с поставщиками пищевых продуктов детским садам и комбинатам школьного питания.
Продолжена реализация мероприятий в соответствии с утвержденным Правительством Тюменской области "Комплексным планом мероприятий по предупреждению заболеваемости населения Тюменской области острыми кишечными инфекциями на 2010 - 2013 годы".
Заключены соглашения о взаимодействии с органами государственной власти Тюменской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при реализации контрольно-надзорных функций.
Изданы постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области:
1. Постановление № 2 от 01.02.2012 "О проведении иммунизации против вирусного гепатита A лицам, въезжающим на территорию Тюменской области из зарубежных стран".
2. Постановление № 3 от 04.04.2012 "О проведении дополнительной иммунизации против полиомиелита в 2012 году".
3. Постановление № 11 от 30.08.2012 "О мерах по усилению борьбы с грызунами в Тюменской области".
Проведены семинары с работниками лечебно-профилактических, дошкольных учреждений, потребительского рынка по вопросам профилактики острых кишечных инфекций, кишечных иерсиниозов и псевдотуберкулеза.
Организована работа "горячей линии" по вопросам профилактики кишечных инфекций.
В средствах массовой информации широко освещается санитарно-просветительная работа с населением, направленная на реализацию мер личной и общественной профилактики острых кишечных инфекций.
В 2012 году на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" прошли гигиеническое обучение 7328 работников предприятий торговли, 5328 работников общественного питания, 4880 работников предприятий пищевой промышленности.
Продолжается активное сотрудничество с НП "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области", НП "Ассоциация "Гостеприимство", специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" приняли участие в подготовке и проведении 5 семинаров с членами Ассоциаций.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовали и провели 3 семинара: "Актуальные вопросы санитарного законодательства при производстве кондитерских изделий с кремом", "Актуальные вопросы санитарного законодательства при производстве продукции общественного питания и блюд нетрадиционного состава", "Актуальные вопросы санитарного законодательства для предприятий оптовой торговли".
Для участников семинаров были разработаны методические рекомендации, необходимые при осуществлении соответствующих видов деятельности.
Разработано 2 буклета: "5 ключевых приемов по профилактике пищевых отравлений", "Организация и проведение производственного контроля на предприятиях торговли и общественного питания".
На сайте Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области размещено 17 статей по вопросам гигиены питания.
7. Мониторинг структуры питания населения Тюменской области.
Изучение фактического питания населения дает возможность обнаружить отклонения в пищевом статусе и разработать мероприятия по его корректировке.
В Тюменской области продолжается мониторинг структуры питания населения.
Положительным моментом в изменении структуры питания является увеличение потребления на душу населения в год овощей (с 76,3 в 1995 году до 92,5 кг в 2011 году), фруктов (с 32,2 до 59,4 кг), мяса и мясопродуктов (62,9 до 80,6 кг), рыбы и морепродуктов (с 12,1 до 25,5 кг). Данные группы продуктов выделены как источники микроэлементов, в т.ч. йода и железа, а также источники витаминов, необходимых для лучшего усвоения микроэлементов. Для усвоения железа в организме и включения его в состав гемоглобина необходимы витамины группы B, а для успешного всасывания негемовых форм железа - витамин C.
В то же время остается дисбаланс в сторону уменьшения между рекомендуемыми нормами и фактическим потреблением продуктов по таким группам, как "овощи и бахчевые", "фрукты и ягоды", "молоко и молочные продукты".
Таким образом, в Тюменской области, как и в ряде других регионов страны, отмечают изменения в структуре питания населения, связанные с недостаточным потреблением рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей и фруктов, что приводит к дефициту в пищевом рационе белков, полинасыщенных жирных кислот, витаминов, микроэлементов.

Таблица 5

Структура питания населения Тюменской области по основным
группам продуктов с 1995 по 2011 год
(кг на душу населения в год)


Наименование Норма 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
группы кг/год
продуктов на
чел.

Хлебобулочные 95 - 103,9 94,6 92,8 113,4 124,9 116,0 116,9 114,4 110,3 113,1 112 100,4 97 109,2 108,1 110,4 107,6
и макаронные 105
изделия

Картофель 95 - 108,2 103,9 96,1 102,0 72,5 78,4 81,7 79,9 72,0 67,8 66,5 62,5 59,6 55,4 58,1 62,3 53,7
100

Овощи и 120 - 76,3 72,8 81,8 72,0 55,6 71,8 92,3 93,7 87,2 80,2 85 82,2 75,7 85,1 88,2 84,4 92,5
бахчевые 140

Фрукты и 90 - 32,2 34,6 40,9 24,6 16,3 20,4 38,8 33,2 31,6 31,9 43,6 44,1 43,5 56,5 54,3 53,6 59,4
ягоды 100

Мясо и 70 - 62,9 57,6 71,9 62,3 49,8 65,0 55,5 67,1 63,4 63,6 64,6 63,4 57,2 74,1 74,1 76,8 80,6
мясопродукты 75

Молоко и 320 - 246,7 219,4 220,1 219,4 167,9 199,0 233,7 248,9 241 222,4 234 222,2 211 251 256,8 248,4 255,4
молочные 340
продукты

Яйца, штук 260 201 170 209 246 229 218 226 231 218 181 188 166 158 197 208 220 220

Рыба и 18 - 12,1 11,2 18,3 15,9 16,3 15,9 21,8 27,2 23,7 21,0 23,8 23,3 23,5 24,7 25,1 24,5 25,5
рыбопродукты 22

Сахар 24 - 28,6 26,0 24,0 26,8 32 34,1 25,4 31,0 29,6 27,2 27,6 26,2 24,8 29,3 31,9 32,7 34,4
28

Масло 10 - ... ... 8,2 10,8 11,5 12,2 12,3 12,2 12,5 11,4 11,1 8,9 9,2 9,7 10,4 10,9 11,0
растительное 12


8. Проведение лабораторных исследований качества йодированной соли в разрезе районов Тюменской области.
Постановления Правительства Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направленные на профилактику заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, и документы, разработанные и принятые на региональном уровне, позволили создать необходимую законодательную базу для изучения, анализа, оценки и разработки мероприятий по профилактике и снижению йододефицитных состояний (ЙДС) среди населения Тюменской области.
С 1997 года в Тюменской области принята и реализуется программа массовой йодной профилактики, носителем йода выбрана пищевая йодированная соль.
Организована система контроля за реализацией профилактических мероприятий:
- контроль за насыщением потребительского рынка области йодированной солью, наличием ее на предприятиях оптовой и розничной торговли;
- мониторинг качества йодированной соли, реализуемой и потребляемой населением;
- контроль за обеспеченностью йодированной солью образовательных, лечебно-профилактических, летних оздоровительных учреждений;
- внедрение технологий по производству обогащенных продуктов на предприятиях пищевой промышленности Тюменской области, в частности по использованию йодированной соли на предприятиях по производству хлеба и хлебобулочных изделий.
Неотъемлемой частью программы массовой профилактики ЙДС является проведение широкой разъяснительной работы среди населения с привлечением СМИ. Предусмотрено два основных направления: меры личной профилактики ЙДС с необходимостью использования в питании йодированной соли и проведение общественной профилактики ЙДС с включением вопросов по постоянному и широкому использованию йодированной соли в программы санитарно-гигиенического обучения декретированных групп населения, "школы здоровья", "школы молодой матери", центров здоровья и др.
В области достигнуто 100-процентное обеспечение йодированной солью детских, лечебных и оздоровительных учреждений.
Удельный вес йодированной соли, не отвечающей гигиеническим нормативам, низкий: от 0,8 до 3,0 %.



Рис. Удельный вес неудовлетворительных проб йодированной соли (в %)

В 2012 году лабораторно исследовано 657 проб йодированной соли. Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по содержанию йода, составил 1,2%.

Таблица 6

Результаты исследования йодированной соли
в 2012 году


Доля проб, не
Объект исследования и места Всего проб соответствующих
отбора проб гигиеническим нормативам,
в %

Импортная соль 216 -

Соль на предприятиях, выпускающих - -
йодированную соль

Соль на предприятиях торговли 198 4

Соль в детских дошкольных и
подростковых, лечебно- 384 4
профилактических учреждениях

В прочих местах 75 -

Всего исследовано проб 657 8
йодированной соли


Таким образом, несмотря на положительные результаты проводимых мероприятий, остается недостаточным потребление населением области полноценных продуктов и поступление в организм с продуктами питания необходимых микронутриентов (в нашем случае йода), что является постоянно действующим фактором, оказывающим влияние на здоровье населения области.
9. Ведение мониторинга эндемической заболеваемости и заболеваемости, связанной с питанием (эндемический зоб, анемии).
В области организована планомерная работа, направленная на профилактику эндемических заболеваний. С учетом региональных особенностей, которыми являются недостаточное содержание йода в воде, почве и наличие эндемического зоба у населения, ежегодно оцениваются статистические данные заболеваемости, связанной с дефицитом йода и железа у представителей различных возрастных групп, анализируются результаты профилактических мероприятий.
По результатам оценки регионального информационного фонда было принято постановление главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 7 от 18.04.2012 "О дополнительных мерах по профилактике микронутриентной недостаточности среди населения Тюменской области".
В связи с отсутствием на данный период информации о состоянии заболеваемости болезнями эндокринной системы за 2012 год представлен анализ по показателям заболеваемости за 2011 год.
В 2011 году по области зарегистрировано снижение показателя заболеваемости по всем формам болезней, связанных с дефицитом йода.

Таблица 7

Заболеваемость населения, связанная с дефицитом йода
(на 1000 населения)


Наименование болезни 2009 год 2010 год 2011 год

Синдром врожденной йодной недостаточности - - -

Диффузный зоб, связанный с йодной 0,90 0,58 0,51
недостаточностью

Многоузловой зоб 0,53 0,39 0,36

Субклинический гипотиреоз 0,48 0,46 0,42

Тиреотоксикоз 0,12 0,10 0,08

Тиреоидит 0,20 0,17 0,14


При анализе и оценке заболеваемости, связанной с недостатком йода, и ранжировании районов области по показателям заболеваемости выделены территории с превышением среднеобластных показателей:
- по заболеваемости диффузным (эндемическим) зобом - г. Заводоуковск и Заводоуковский район, г. Ялуторовск и Ялуторовский район, Викуловский и Тобольский районы, г. Тюмень;
- по заболеваемости многоузловым (эндемическим зобом) - г. Заводоуковск и Заводоуковский район, Викуловский, Абатский, Тобольский районы, г. Тюмень, Ярковский и Уватский районы.

Таблица 8

Заболеваемость населения, связанная с дефицитом йода,
в разрезе муниципальных образований Тюменской области
(на 1000 всего населения)


Территория (городской Диффузный Многоузловой
округ, муниципальный (эндемический) зоб (эндемический) зоб
район)
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

г. Тюмень 1,23 0,79 0,63 0,77 0,54 0,51

г. Ишим 0,02 0,02 0,02 0,05 0,05 0,05

г. Тобольск 0,48 0,3 0,14 0,7 0,59 0,19

Абатский 0,05 - 0,05 0,59 0,41 0,65

Армизонский 0,2 0,2 0,40 0,1 0,1 0,2

Аромашевский 0,46 0,46 0,33 0,15 0,15 0,08

Бердюжский 0,08 0,08 0,09 - - -

Вагайский 0,08 - 0,09 0,13 0,13 0,31

Викуловский 0,63 0,17 1,03 0,34 0,29 0,91

Голышмановский - 0,28 0,04 0,04 0,07 0,15

Заводоуковский 4,34 2,97 2,48 1,38 1,16 0,92

Исетский 0,15 0,12 - 0,12 0,08 0,19

Ишимский 0,02 0,02 0,02 0,05 0,05 0,05

Казанский 0,32 - 0,27 0,18 - 0,04

Нижнетавдинский 0,25 0,04 0,04 0,04 0,04 0,09

Омутинский 0,05 - 0,10 0,2 - 0,15

Сладковский - - 0,16 - - -

Сорокинский - - - - - -

Тобольский 0,57 - 0,58 1,13 0,05 0,58

Тюменский - 0,44 - 0,12 0,53 -

Уватский 0,52 0,10 0,05 0,21 0,36 0,41

Упоровский - 0,09 0,19 0,14 0,05 0,1

Юргинский 1,56 0,16 0,16 0,41 0,41 0,24

Ялуторовский 2,1 1,86 1,91 0,2 0,26 0,28

Ярковский 0,57 - 0,22 0,27 0,24 0,47

юг Тюменской области 0,9 0,58 0,51 0,53 0,39 0,36


Многоузловая форма зоба регистрировалась среди детей (0 - 14 лет) только на территории Упоровского района, среди подростков (15 - 17 лет) - в Тобольском, Ярковском районах, г. Ялуторовске и Ялуторовском районе. В 2010 году многоузловая форма зоба на территории Тюменской области среди данных возрастных групп не регистрировалась.
Для данных возрастных групп наиболее характерен диффузный зоб. Заболеваемость диффузным зобом выявлена среди детей (0 - 14 лет) только на 4 территориях - Ялуторовский и Заводоуковский округа, Вагайский район, г. Тюмень, среди подростков на 8 территориях - Ялуторовский и Заводоуковский округа, Викуловский, Омутинский, Тобольский, Упоровский районы, г. Тобольск и г. Тюмень.
Впервые в г. Заводоуковске и Заводоуковском районе отмечено снижение показателей заболеваемости диффузным зобом среди детей (0 - 14 лет) с 2,03 на 1000 населения соответствующего возраста в 2010 году до 0,31 на 1000 населения соответствующего возраста в 2011 году.


Таблица 10

Динамика заболеваемости диффузным (эндемическим) зобом
по возрастам на территории Тюменской области
с 2008 по 2011 год
(показатель на 1000 соответствующего населения)


Дети Подростки Взрослые

2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011

0,35 0,25 0,2 0,22 2,30 1,45 0,58 0,35 1,26 1,00 0,66 0,57


В 2011 году по области общая заболеваемость анемиями составила 13,78 на 1000 населения, что ниже показателя 2010 года (15,2 на 1000 населения). За последние 3 года, несмотря на снижение показателей заболеваемости анемиями, заболеваемость в отдельных районах среди детей 0 - 14 лет в Сорокинском, Омутинском, Тобольском районах превышала среднеобластные показатели в 2,8, 3,4, 5 раз соответственно; среди подростков в Вагайском, Юргинском, Омутинском районах - в 8,8, 5,0, 4,2 раза.
Основными мероприятиями по профилактике микронутриентной недостаточности, в том числе йододефицитных состояний и анемий, являются обеспечение населения йодированной солью, увеличение удельного веса населения, использующего ее в питании, а также использующего обогащенные хлебобулочные изделия; обеспечение образовательных учреждений обогащенными продуктами, в первую очередь обогащенным хлебом; расширение производства обогащенной продукции местными товаропроизводителями.
10. Проведение мероприятий, направленных на соблюдение на розничных рынках требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологической и ветеринарной безопасности.
Во исполнение Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ Правительством Тюменской области издано распоряжение № 240-рп от 10.04.2007 "Об утверждении плана организации рынков на территории Тюменской области". Количество действующих розничных рынков в настоящее время составляет 19, из них универсальных - 14, специализированных - 5, в т.ч. 2 сельскохозяйственных.
Количество торговых мест на розничных рынках области на 01.01.2013 всего составляет 3336, в т.ч. на универсальных - 2804 торговых места, на специализированных 532 места, на сельскохозяйственных рынках количество торговых мест - 129.
С 01.01.2012 по 01.01.2013 прекратили работу 24 рынка: ликвидировано 2 рынка, перешли в формат ярмарки 11 универсальных рынков, в формат торгового центра - 11 рынков. Вновь открылся универсальный рынок "Михайловский" в г. Тюмени.
В 2012 году проведено 26 проверок розничных рынков, в т.ч. 4 плановые проверки, 8 внеплановых проверок по приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 831 от 20.08.2012 "О проведении внеплановых проверок деятельности по производству и обороту мяса свинины", 14 административных расследований по обращениям граждан и юридических лиц. В ходе проверок обнаружены нарушения требований Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" управляющими компаниями 5 рынков (на 3 рынках обнаружено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние подсобных помещений, на 1 рынке обнаружены нарушения согласованной схемы размещения торговых мест и на 1 рынке - нарушения при оформлении договоров).
На 20 рынках проведены внеплановые проверки и административные расследования в отношении 91 индивидуального предпринимателя и юридического лица. В 62 случаях обнаружены нарушения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей. В ходе надзорных мероприятий исследовано по санитарно-химическим и микробиологическим показателям 213 проб пищевых продуктов, реализуемых на розничных рынках, 3 пробы мясных полуфабрикатов не соответствовали требованиям безопасности по микробиологическим показателям. Вынесено 75 постановлений о взыскании штрафа на сумму 139,5 тыс. рублей (22 постановления - по ст. 6.3 КоАП РФ, 1 - по ст. 14.7, 42 - по ст. 14.15; 9 - по ч. 1 ст. 19.5, 1 - по ч. 2 ст. 14.34, 1 - по ч. 8 ст. 14.34. С целью устранения выявленных нарушений законодательства выдано 19 предписаний и 60 представлений. Изъято из оборота 14 партий пищевых продуктов объемом 396,4 кг, в т.ч. 249 кг мяса, 10 кг колбасных изделий, 15 кг рыбы, 2,2 кг молочной продукции, 112 кг кондитерских изделий, 8,2 кг хлебобулочных изделий по причинам нарушения правил маркировки и хранения, сроков годности; 11 шт. трикотажных изделий, 133 шт. швейных изделий и 76 шт. кожгалантерейных изделий, 10 шт. парфюмерно-косметических изделий по причине отсутствия маркировки.
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области в рамках исполнения административного регламента информирует Правительство Тюменской области, органы исполнительной власти и местного самоуправления о выполнении законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.


------------------------------------------------------------------