По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.10.2013 по делу N А70-4973/2013 <Об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании решения Тюменской городской Думы от 26.10.2012 N 934 "О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154" недействующим>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу № А70-4973/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 октября 2013 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Минеева О.А., судей Стафеева С.А., Соловьева К.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Макарова Ивана Александровича
к Думе городского округа город Тюмень
о признании недействующим со дня принятия решения Тюменской городской Думы № 934 от 26.10.2012 "О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154", не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени", утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.06.2012),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация г. Тюмени,
Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени,
Департамент имущественных отношений Тюменской области,
при участии Прокуратуры Тюменской области,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чирковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуальный предприниматель Макаров И.А. по паспорту гражданина РФ,
от ответчика - Краузе Н.Ю. по доверенности,
от Администрации города Тюмени - Ерохина М.Ю. по доверенности, Ярославцева Е.А. по доверенности,
от Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени - Шевцов А.Ю. по доверенности,
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Делев Д.И. по доверенности,
от Прокуратуры Тюменской области - прокурор Кабанова А.А.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Макаров Иван Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением к Думе городского округа город Тюмень с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействующим со дня принятия решения Тюменской городской Думы № 934 от 26.10.2012 "О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154", не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени", утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.06.2012).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Тюмени, Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени и Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ в настоящее дело вступил прокурор.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования заявителя не признал на основании изложенных в отзыве доводов.
Представители третьих лиц также считают требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно позиции прокурора, оспариваемое решение ответчика соответствует действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 19.09.2012 № 2929-з индивидуальному предпринимателю Макарову И.А. было предварительно согласовано место размещения объекта рекреационного назначения в г. Тюмени район ул. Мельникайте - парк Гагарина - озеро Круглое".
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 утверждены и введены в действие с 10.04.2009 Правила землепользования и застройки города Тюмени, действующие на момент рассмотрения дела в арбитражном суде в редакции решения Тюменской городской Думы от 29.08.2013 № 1101.
26.10.2012 Тюменской городской Думой принято решение № 934 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154" (л.д.38 том 1), в результате которого изменены границы территориальной зоны Р-3 (занятой городскими лесами, парками, городскими садами) за счет изменения границ территориальной зоны Р-1 (занятой учреждениями и объектами рекреационного назначения).
Вследствие принятия Тюменской городской Думой решения № 934 от 26.10.2012 возведение объектов рекреационного назначения на предварительно согласованном предпринимателю земельном участке стало невозможным.
Заявитель, считая себя заинтересованным лицом на получение земельного участка, расположенного в городе Тюмени, район ул. Мельникайте - парк Гагарина - оз. Круглое, полагает, что решение № 934 от 26.10.2012 принято Тюменской городской Думой с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ и части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени", утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.06.2012).
В частности заявитель указывает на нарушение порядка и сроков проведения публичных слушаний, назначенных решениями Тюменской городской Думы от 28.06.2012 № 895 и от 27.09.2012 № 919, которое выразилось в опубликовании информации о назначении публичных слушаний, из которой невозможно установить какие конкретно изменения территориальной зоны производятся.
Указанные нарушения, по мнению заявителя, лишили его, как заинтересованное лицо, подавшее заявку о предварительном согласовании места размещения учреждения и объекта рекреационного назначения в г. Тюмени район ул. Мельникайте - парк Гагарина - оз. Круглое еще 01.06.2011 и имеющее решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 19.09.2012 № 22929-з о предварительном согласовании места размещения указанного объекта рекреационного назначения узнать о планируемой смене градостроительных зон и влиять на предполагаемые перемены путем участия в публичных слушаниях.
Ответчик и третьи лица ссылаются на то, что предприниматель не являлся и не является правообладателем земельного участка, расположенного в границах территориальной зоны Р-1 за счет части которой изменились границы территориальной зоны Р-3. В связи с этим оспариваемое решение не может нарушать права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, ответчик и третьи лица указывают о проведении публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как указано в статье 7 Земельного кодекса РФ в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категорией определяется правовой режим земельного участка.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно пунктам 7 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются правила землепользования и застройки, которые включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков в границах территориальных зон, а также границы территориальных зон на территории муниципального образования определяются Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Правила землепользования и застройки принимаются уполномоченным представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определяют границы территориальных зон, которые обязательны для неопределенного круга лиц и подлежат применению независимо от смены правообладателей объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на этой территории.
Таким образом, оспариваемый предпринимателем документ градостроительного зонирования является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 17 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Обязательным признаком для определения тех муниципальных актов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, является, как это следует из пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прямое указание на арбитражный суд в специальном законе. В рассматриваемом случае таким специальным законом является Градостроительный кодекс РФ, не содержащий положений об отнесении споров о признании недействующими нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности к компетенции арбитражных судов, равно как и к подведомственности судов общей юрисдикции, указывая лишь на возможность оспаривания документации о планировке территории в судебном порядке.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправлении могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Вместе с тем, статьей 245 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд общей юрисдикции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В пункте 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" применительно к ранее действующему Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 52 которого содержала аналогичные статье 78 Федерального закона № 131-ФЗ положения, судам разъяснено, что по существу, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, учитывая неоднозначность формулировки части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, положения статьи 78 Федерального закона № 131-ФЗ, общие правила подведомственности дел арбитражным судам согласно статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также правила статьи 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов, суд считает, что требования заявителя о признании недействующим решения № 934 от 26.10.2012 Тюменской городской Думы, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель полагает, что решение № 934 от 26.10.2012 принято Тюменской городской Думой с нарушением статей 15 Конституции Российской Федерации, статей 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ и части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени", утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.06.2012).
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частями 2, 3 и 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени от 30.10.2008 № 154 в редакции изменений от 28.06.2012, муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию и включает в себя:
а) тему публичных слушаний;
б) дату, время и место проведения публичных слушаний;
в) границы территорий, применительно к которым проводятся публичные слушания;
г) субъект, уполномоченный на организацию и проведение публичных слушаний;
д) дату и место организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов и иных материалов информационного характера по теме предстоящих публичных слушаний;
е) место, сроки приема замечаний и предложений участников публичных слушаний по подлежащим обсуждению вопросам;
ж) сроки проведения публичных слушаний, подготовки и опубликования заключения о результатах их проведения.
В соответствии с Уставом города Тюмени, муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу со дня их официального опубликования в печатных средствах массовой информации, утвержденных органами местного самоуправления или на официальном Интернет-портале правовой информации, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу.
В городе Тюмени таким печатным средством массовой информации является газета "Тюменский курьер".
Статьей 28 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В соответствии с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Однако, в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ).
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился к главе Администрации города Тюмени с обращением от 05.04.2012 № 4298/08 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени в целях обеспечения правовых условий для создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения в части отнесения территории, прилегающей к озеру Круглое к зоне, занятой городскими лесами, парками, городскими садами, Р-3 с приложением документа содержащего описание границ территориальной зоны (л.д.78,79 том 2).
09.06.2012 состоялось заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени, на котором, в том числе, рассматривалось предложение Департамента, о чем составлен протокол № 9 (л.д. 30 том 2).
Заключение № 9 заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени от 09.06.2012, а также протокол заседания комиссии от 09.06.2012 № 9, в котором содержится текстовое описание предлагаемых изменений Правил землепользования и застройки, размещены на сайте Администрации города Тюмени (л.д.73 том 2).
Решением Тюменской городской Думы от 28.06.2012 № 895 по рассмотрению вопроса об изменении границ территориальной зоны Р-1 за счет зоны Р-3 назначены и проведены 31.08.2013 публичные слушания (л.д.67 том 1).
Решение № 895 от 28.06.2012 было опубликовано в газете "Тюменский курьер" от 30.06.2012 № 29.
В указанном решении содержатся сведения о месте проведения публичных слушаний - помещение актового зала департамента земельных ресурсов администрации города Тюмени по адресу: г. Тюмень. ул. Орджоникидзе, 24, 2 этаж (пункт 4 решения), определено место размещения материалов информационного характера по проекту решения Тюменской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154" (пункт 5 решения), определено место проведения выставок и экспозиций демонстрационных и иных материалов информационного характера, а также время их проведения (пункт 6 решения), определено место, время, срок и порядок приема предложений и замечаний по проекту изменений в правила (пункты 7, 8, 9 решения).
К указанному решению прилагаются также фрагменты карты градостроительного зонирования планировочных районов с указанием территориальных зон и их границ.
Таким образом, суд считает, что требования Градостроительного кодекса РФ к полноте информации о дате, времени, месте и предмете публичных слушаний были выполнены уполномоченными органами надлежащим образом. Гарантии прав заинтересованных внесением изменений в существующий проект планировки лиц по участию в публичных слушаниях, по ознакомлению с картами градостроительного зонирования в целях их более подробного изучения, уполномоченными органами также были соблюдены, так как порядок ознакомления с картографическими и иными материалами был установлен и разъяснен в опубликованном решении.
В случае возникновения неясностей заинтересованное лицо имело возможность установить, что планируемые изменения границ территориальной зоны затрагивают его интересы.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что в соответствии с частью 14 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому случаю внесения изменений в отношении только части территории городского округа, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Сведения о том, что заявитель на момент проведения публичных слушаний являлся правообладателем земельного участка и (или) объекта строительства, расположенного в планируемых к изменению границах, в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, у ответчика отсутствовала обязанность об обеспечении обязательного участия заявителя в предстоящих слушаниях по проекту планировки части территории городского округа город Тюмени.
Доводы заявителя о нарушении места проведения публичных слушаний судом отклоняются, поскольку, изменения проекта планировки касались территории городского округа город Тюмень, в состав которого помимо населенного пункта город Тюмень входят и другие населенные пункты, расположенные на территории городского округа город Тюмень.
Проведение публичных слушаний в этой ситуации в каждом населенном пункте городского округа не предусмотрено.
Нарушение установленных нормами Градостроительного кодекса РФ сроков проведения публичных слушаний судом также не установлено. Применительно к требованиям части 14 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ срок проведения публичных слушаний по изменению части проекта планировки составляет не более одного месяца.
По результатам проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени комиссией 12.09.2012 подготовлено заключение о результатах (л.д.106а том 1).
В соответствии с отзывом ответчика, указанное заключение размещено в газете "Тюменский курьер" от 13.09.2012 № 166.
Решение Тюменской городской Думы № 934 с учетом результатов публичных слушаний, проведенных 31.08.2012 принято 26.10.2012.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о соответствии оспариваемого нормативного акта требованиям статьи 15 Конституции РФ, статьям 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ и части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени в редакции от 28.06.2012.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать решение Тюменской городской Думы № 934 от 26.10.2012 "О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154" соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, статьям 28, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 24 Правил землепользования и застройки города Тюмени", утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (в редакции от 28.06.2012).
В удовлетворении заявленных требований о признании решения Тюменской городской Думы № 934 от 26.10.2012 "О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки города Тюмени", утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154" недействующим отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме), может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа через Арбитражный суд Тюменской области.
Вступившее в законную силу решение направить для опубликования в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", а также в издании "Тюменский курьер".

Председательствующий судья:
О.А.МИНЕЕВ

Судьи:
С.А.СТАФЕЕВ
К.Л.СОЛОВЬЕВ


------------------------------------------------------------------