Peugeot 107

Peugeot 107: мал, да удал

За последние годы темпы роста жизни человека увеличились в разы Читать далее...>

Peugeot RCZ

Excellent result

Peugeot RCZ – единственный легковой автомобиль в модельном ряду французской марки... Читать далее...

Peugeot 508

Peugeot 508

По устоявшейся традиции, на парижском автосалоне производители из Франции Renault...Читать далее...

Peugeot 308CC

Peugeot 308CC

Peugeot 308CC очень похож на красивого белого лебедя, который грациозно плавает по живописному прудику и иногда... Читать далее...

Корректоры маневров: Системы динамической безопасности

PDFПечатьE-mail

Ни один современный автомобиль не обходится сегодня без т. н. систем динамической безопасности – специального комплекса устройств, автоматически корректирующего движение автомобиля при скоростном маневрировании, компенсируя ошибки в управлении.

К такому "правильному поведению" машины привычка возникает быстро, поэтому от исправности и четкой работы системы зависит очень многое.

Кнопка отключения ESP для трогания с места на льду. Но после 30 км/ч система включается автоматически

Гидравлический агрегат и ЭБУ системы ESP монтируются единым блоком под капотом

Три латинских буквы


Технически системы динамической безопасности базируются на системе ABS (Anti-lock Braking System), которая уже практически стала сегодня стандартным оснащением. Напомним, что современная ABS состоит из вмонтированного в тормозную магистраль гидроагрегата, включающего в себя электронасос и блок электроклапанов, а также электронной части, состоящей из четырех датчиков скорости вращения колес и блока управления (ЭБУ). Создание такой системы дало конструкторам хороший инструмент автоматического контроля за колесами, функции которого достаточно просто и эффективно можно было расширить, распространив, кроме управления торможением, и на другие дорожные ситуации.

Так, с начала 90-х годов на машинах мировых марок появляются системы, получившие у разных производителей названия ESP (Electronic Stability Program), DSC (Dynamic Stability Control) и др. Их назначением стало поддержание правильной и безопасной траектории автомобиля в поворотах. Для организации таких систем к имеющемуся комплексу ABS были добавлены новые функциональные устройства: датчик угла поворота руля, гироскопический датчик, а обновленный ЭБУ получил расширенную "прошивку", позволяющую обсчитывать показания этих устройств и посылать исполнительной группе соответствующие сигналы.

"Методом управления" траекторией в повороте у ESP является автоматическое "подтормаживание" того или иного колеса, сила которого выбирается ЭБУ исходя из показаний датчиков положения кузова, поворота руля и скорости вращения колес. И если автомобиль устремляется наружу поворота, то гидроагрегат ABS "подтормаживает" одно из "внутренних" (т. е. идущих по меньшему радиусу) колес, а если "заваливается" внутрь – тогда, соответственно, одно из "внешних".

Впрочем, системы динамической безопасности непрерывно развиваются – производители постоянно расширяют в них число информационных и исполнительных устройств. Например, уже не новостью стали т. н. "датчики дорожного покрытия", сигнализирующие ЭБУ о том, что находится под колесами: мокрый или сухой асфальт, грунтовка, снег, лед и т. д., исходя из чего блок корректирует свои сигналы "исполнителям". Кроме того, связанные общей шиной управляющие блоки обмениваются информацией и способны действовать "друг через друга", когда ЭБУ ABS может, например, оценивать показания датчика скорости вращения коленвала и, в свою очередь, посылать сигнал блоку управления двигателем, который автоматически "сбавит газ", синхронизировав это с "подтормаживанием" колес.

Дестабилизация


Как и вся автомобильная электроника, системы динамической безопасности очень надежны и выходят из строя довольно редко. Но, разумеется, различные сбои и поломки случаются. Прежде всего, могут возникать проблемы с датчиками колес, которые из-за своего расположения сильно страдают от воды, дорожной грязи и соли. Все это вызывает коррозию, которая разрушает сам датчик, а также, что бывает чаще всего, провод датчика, который "подгнивает" и обрывается. Нередки случаи, когда между считывающей головкой датчика (неподвижной) и т. н. магнитной мишенью (вращается вместе с колесом) набивается грязь, отчего показания прибора становятся некорректными.

Датчик скорости вращения колес. Этот важный узел системы нередко страдает от коррозии

Реже страдают ЭБУ и другие датчики, которые по сравнению с колесными находятся в лучших условиях. Хотя и здесь возможны проблемы, главным образом, с проводкой, которая постоянно подвергается испытаниям внешней средой. Вообще, такие вещи как влага, грязь, соль и т. п., вызывающие коррозию, оказываются главными врагами как для всей автоэлектрики, так и электронной части систем динамической безопасности.

Достаточно надежен и гидроагрегат, у которого сложности с клапанами и насосом возникают не особенно часто. Единственной проблемой становятся поддельные или просто низкотехнологичные тормозные жидкости, которые могут использовать в различных "гаражного пошиба" мастерских, куда владелец отдал ремонтировать свою машину, желая сэкономить. Не совпадая по свойствам с предписанной заводом-изготовителем автомобиля, некачественная "тормозуха" неправильно нагружает гидроагрегат (как минимум) и, кроме того, может вызывать в нем твердые отложения и "разъедать" уплотнения.

Обо всех неполадках в системе владельцу сообщает специальная контрольная лампа на панели приборов, которая сразу после начала движения загорается, если электроника обнаруживает у себя какой-то сбой. Сделано это прежде всего для безопасности самого владельца, который таким образом оказывается предупрежден, что управляемость машины больше не корректируется. Правда, тут возможен один довольно коварный вариант, когда датчик или ЭБУ начинает работать неправильно, но сигнал остается "в контрольных параметрах", отчего электроника неполадку не видит, и, соответственно, лампа не мигает. Впрочем, такой случай – крайняя редкость. Помимо этого, даже без мигания лампы уже на средних скоростях обнаруживается, что с управляемостью машины что-то не так, из чего нужно делать соответствующие выводы.

Кстати, отметим, что выход из строя системы динамической безопасности вовсе не означает, что машина тут же должна улететь в кювет. На многих автомобилях, которым конструкторы хотят придать "драйверского" характера, систему вообще можно отключать полностью и "кидать в заносы" машину по своему вкусу и удали. (В моделях, построенных для более размеренной езды, система отключается только для троганья на льду или на укатанном снегу, и после 30 км/ч включается сама.) Тем не менее постоянная езда с "автоматической коррекцией" достаточно скоро создает у владельца привычку и рефлексы к определенному поведению и определенной управляемости машины, изменение которой может привести к опасной ситуации. Поэтому, если начала мигать контрольная лампа (даже когда нет явных изменений в управляемости), либо просто обнаруживаются какие-то перемены в поведении машины на скорости, не стоит откладывать визит в автосервис.

Дело мастера


По качеству техобслуживания системы динамической безопасности оказываются одними из самых "строгих", требуя только квалифицированного профессионального сервиса. Что, в общем-то, и понятно – уже одно название говорит о прямой ответственности за здоровье находящихся в машине людей. Поэтому вряд ли стоит экспериментировать на себе и других, доверяя ремонт системы различным "дешевым" мелким мастерским. Особенно это касается владельцев относительно недорогих машин массовых серий, откатавших гарантийный срок и вышедших "из-под крыла" сертифицированных дилерских сервисов. Тут появляется возможность и (вполне оправданное) желание сэкономить, поскольку цены на обслуживание в мелких мастерских и в дилерских СТО отличаются весьма заметно. Однако повторим еще раз: системы динамической безопасности – не то, на чем можно экономить.

Системам динамической безопасности требуется профессиональная диагностика на сертифицированном оборудовании

Системам динамической безопасности требуется профессиональная диагностика на сертифицированном оборудовании

Главная причина, по которой система требует сервиса высокого класса – необходимость точной диагностики состояния всех ее узлов и частей, которая возможна только на фирменной станции. Для этого на сертифицированных СТО используют специальный электронный диагностический стенд (они разные для каждой марки автомобиля), который считывает
т. н. "коды ошибок", что дает возможность делать выводы о неисправностях системы. При подозрениях на неявный сбой электроники делается проверка с использованием осциллографа и отказавший датчик или сбои в ЭБУ находятся таким образом.

А вот уже сам ремонт технически производится достаточно просто – заменой вышедших из строя датчиков, электронного блока и гидроагрегата, которые тоже меняют целиком. Поэтому некоторые владельцы вышедших с гарантии машин на дилерских СТО делают профессиональную диагностику системы, которая, в зависимости от полноты, стоит от 800 до 2 000 рублей, после чего нужные запчасти ищут по магазинам сами и сами же подыскивают мастерскую, где их подешевле поставят. Однако на этом пути целое множество "подводных камней" – от поддельных запчастей, до непрофессионально выполненных работ по замене. Так что все-таки единственно надежным вариантом оказывается полный комплекс обслуживания на сертифицированных сервисах – для собственной "динамической безопасности".

Что говорят люди?

Не машина... - Мечта!..

Салон . Просторный. Мягко говоря. Это первый автомобиль, где на меня ничто не давит. Боковые и передние стойки, обшивка дверей, панель, потолок, пассажир справа. Все это где-то на приличном расстоянии..