По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 27.06.2013 N 1260 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Социально-экономическое развитие сельских территорий"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. № 1260

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДНЯ ДЕПУТАТА ПО ТЕМЕ:
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

Рассмотрев рекомендации дня депутата по теме: "Социально-экономическое развитие сельских территорий", состоявшегося 29 мая 2013 года в Сорокинском муниципальном районе, решения комитетов областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, по социальной политике, в целях реализации Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации дня депутата по теме: "Социально-экономическое развитие сельских территорий" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в Правительство Тюменской области, органы местного самоуправления, Совет муниципальных образований Тюменской области, средства массовой информации Тюменской области.
3. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в редакцию газеты "Парламентская газета "Тюменские известия" для опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.), комитет областной Думы по социальной политике (Столяров В.А.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 27.06.2013 № 1260

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДНЯ ДЕПУТАТА ПО ТЕМЕ: "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

Посетив ряд учреждений и предприятий сферы агропромышленного комплекса, образования, здравоохранения, социальной защиты населения муниципальных районов, заслушав руководителей учреждений, выступления депутатов областной Думы, представителей Правительства Тюменской области, органов местного самоуправления, обсудив доклады, информации, участники дня депутата отмечают следующее.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование всего потенциала экономики страны.
Для реализации указанной цели на федеральном уровне принята Концепция федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"; реализуются государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"; утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120).
В Тюменской области также действует ряд программ, направленных на эффективное развитие сельских территорий:
- в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" решаются задачи по улучшению общих условий функционирования агрокомплекса, развитию животноводства, организации эффективной системы ведения отрасли растениеводства, стимулированию развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
- в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области" проводятся мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг по газоснабжению, защите территорий от подтопления, созданию условий по благоустройству населенных пунктов;
- в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры в Тюменской области" проводится работа по повышению технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности и созданию современной, развитой и эффективной автомобильной дорожной сети регионального или межмуниципального значения;
- в рамках реализации долгосрочных целевых программ: "Основные направления развития образования и науки в Тюменской области", "Основные направления развития в области содействия занятости населения в Тюменской области", "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области", "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" - реализуются мероприятия по обеспечению государственных гарантий прав граждан в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, занятости населения.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала сельских территорий, повышению качества жизни населения в Тюменской области реализуется ряд мероприятий.

По вопросам агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс является для Тюменской области приоритетным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную безопасность региона, а также экономическую и социальную стабильность 40% населения, проживающего в сельской местности.
Законом Тюменской области от 28.12.2004 № 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" определены основные направления и формы государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Основными стимулирующими факторами в привлечении инвесторов являются мероприятия государственной поддержки, направленные на возмещение за счет средств областного бюджета стоимости приобретения новой высокоэффективной сельскохозяйственной техники и оборудования, сельскохозяйственных животных, семян высоких репродукций, подведения коммуникаций и строительства подъездных путей к производственным объектам.
За последние пять лет на техническую и технологическую модернизацию отраслей агропромышленного комплекса Тюменской области направлена почти третья часть всех бюджетных ассигнований - около 10 млрд. рублей. Активно модернизируется материальная база предприятий, внедряются прогрессивные технологии, широко используются автоматизация и компьютеризация, обновляется генетический потенциал животноводческих комплексов и птицефабрик.
В 2012 году введено в эксплуатацию 5 мини-ферм на 200 скотомест. Построены новые объекты для молочного скота на 1,5 тыс. скотомест в Тюменском, Упоровском и Сладковском муниципальных районах.
Для комплектования молочных комплексов в область ввезено 3795 голов нетелей молочных и 292 головы нетелей мясных пород зарубежной селекции, а также 598 голов племенного скота из других регионов России. Доля племенного крупного рогатого скота в общем поголовье достигла в 2012 году 30%. Удельный вес высокопродуктивного скота в сельскохозяйственных организациях составил 70%.
В отрасли животноводства, за исключением молочного, сохраняется положительная динамика производства.
Объемы производства продукции животноводства в расчете на душу населения превышают средние показатели по Уральскому федеральному округу: по мясу в 1,6 раза, молоку - в 2,4 раза, производству яиц - в 3 раза.
При этом темпы роста объемов продукции в сельскохозяйственных организациях к уровню 2011 года составили по производству яиц 102%, скота и птицы на убой - 105,1%, молока - 98,9%.
По данным Тюменьстата, продуктивность коров увеличилась в сельскохозяйственных организациях на 11 кг (0,2%) и составила 5293 кг молока на одну голову. На крупных и средних предприятиях надой на одну корову составил 5561 кг молока.
В отрасли растениеводства отмечается положительная динамика по производству основных видов продукции в хозяйствах всех категорий к уровню 2010 года: зерна в весе после доработки - 103%, картофеля - 111%. В производстве овощей отмечается отрицательная динамика - 93% - к уровню 2010 года.
По итогам 2012 года Тюменская область по урожайности картофеля в хозяйствах всех категорий занимает 2-е место среди субъектов Российской Федерации, по урожайности овощей - 7-е место, имеет наивысшую в Уральском федеральном округе урожайность зерновых и зернобобовых культур.
Развивается производство и переработка масличных (рапс, соя) и крупяных культур (просо, гречиха). Производство растительного масла в сравнении с показателем 2011 года увеличилось почти в 2 раза, жмыха - в 1,6 раза, производство круп и хлопьев для завтрака - в 2,7 раза.
Сельскохозяйственные товаропроизводители вели техническое и технологическое переоснащение отрасли.
В 2012 году в 14 районах Тюменской области велась работа по модернизации сушильно-сортировального хозяйства. За год введена в эксплуатацию 31 зерносушилка.
В настоящее время доля энергонасыщенных тракторов от их общего количества в наличии составляет 26,4%, высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов - 51%, кормоуборочных комбайнов - 61%, с учетом кормозаготовительных комплексов - 51%.
Продолжается внедрение новых технологий в растениеводстве. Возделывание картофеля и овощей открытого грунта по индустриальным и интенсивным технологиям осуществляется на площади свыше 93% от общих площадей посадки.
Особое внимание в области уделяется развитию малых форм хозяйствования на селе, формированию инфраструктуры обслуживания мелкотоварного сектора. В каждом муниципальном районе работают сельскохозяйственные потребительские заготовительные, обслуживающие и кредитные кооперативы, общее количество - 130, из них 24 кредитных кооператива (23 тыс. хозяйств населения, или 14% от общего числа личных подсобных хозяйств).
Товарооборот заготовительных и обслуживающих кооперативов ежегодно увеличивается. К уровню 2010 года рост составил 20%.
Личные подсобные хозяйства граждан увеличивают товарные объемы сельскохозяйственной продукции. Закупка молока в личных подсобных хозяйствах в 2012 году выросла на 2,6% к уровню 2011 года и составила 56,9 тыс. тонн. Значительная часть молочного сырья (почти 62,7%) реализуется через сеть сельскохозяйственных потребительских заготовительных кооперативов.
В 2012 году в области стартовала программа поддержки начинающих фермеров.
Завершено строительство завода по выращиванию тилапии с использованием современной технологии замкнутого водоснабжения в селе Сладково. Завезен рыбопосадочный материал, первая продукция ожидается в третьем квартале 2013 года.
Ведутся подготовительные работы по реализации двух крупных инвестиционных проектов в Тюменском районе - строительство рыбоперерабатывающего завода и завода по выращиванию судака с применением технологии замкнутого водоснабжения. Общий объем инвестиций данных проектов составит более 800 млн. рублей.
Каждый муниципальный район области имеет схему территориального планирования. Государственная поддержка сельхозпроизводства формируется с учетом этих схем и ориентирована на углубление территориальной специализации, учитывающей почвенные и климатические условия районов, наличие производственного и кадрового потенциала.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в городах и муниципальных районах области регулярно проводятся ярмарки по расширенной продаже указанной продукции, в которых принимают участие сельхозтоваропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Наряду с крупными предприятиями активное участие в ярмарках принимают организации малых форм хозяйствования (личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства).
В городе Тюмени 05.11.2012 состоялось открытие универсального рынка "Михайловский".
В рамках приоритетных направлений осуществляется комплекс мер по государственной поддержке в сфере кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
На основании потребности муниципальных образований в кадрах с высшим профессиональным образованием осуществляется целевая подготовка специалистов в ФГБОУ ВПО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья". В 2012 году количество абитуриентов, поступивших на целевой основе, составило 78 человек (12,8% от общего количества поступивших на бюджетные места).
За период 2010 - 2012 годов заключили договоры с работодателями в сфере агропромышленного комплекса и получили бюджетные субсидии 196 выпускников высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и начальных профессиональных учебных заведений.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" государственную поддержку за период с 2006 по 2012 год получили 1748 участников.
Улучшили свои жилищные условия 1445 молодых семей и молодых специалистов, в том числе 472 - работники агропромышленного комплекса, что составляет 32,6% от общего числа участников федеральной целевой программы.
За период действия Закона Тюменской области от 05.10.2011 № 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" в 26 муниципальных образованиях Тюменской области многодетным семьям предоставлено 1062 земельных участка общей площадью 142,5 га.
Государственная услуга по содействию самозанятости оказана 121 безработному гражданину, проживающему в сельской местности (что составило 50% от числа участников мероприятия в 2012 году), из них 116 граждан организовали собственное дело с обязательной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица. Наиболее востребованными были следующие направления: торговля, животноводство, пчеловодство, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, производство мебели.

По вопросу повышения уровня и качества электро-, водо-
и газоснабжения населенных пунктов

В 2012 году в рамках выполнения инвестиционных программ введено 19,17 МВА трансформаторных мощностей, реконструировано 16,48 км сетей электроснабжения, завершено строительство 46,29 км линий электропередачи. В 2013 году планируется ввести 161,77 МВА трансформаторных мощностей, осуществить строительство 71,34 км линий электропередачи.
На развитие и модернизацию объектов водоснабжения в 2012 году из бюджета Тюменской области выделены средства в размере 193913,0 тыс. рублей.
За счет средств местных бюджетов и регионального фонда софинансирования расходов в 2012 году установлены 24 блочные станции очистки воды малой производительности (павильоны подготовки питьевой воды для разлива в тару потребителя) в Армизонском, Викуловском, Исетском, Омутинском, Сладковском и Тобольском муниципальных районах.
В 2013 году в селах Викуловского и Сорокинского районов планируется ввести 11 блочных станций очистки воды малой производительности.
На развитие и модернизацию объектов водоснабжения в 2013 году из бюджета Тюменской области планируется выделить средства в размере 272281,95 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий по повышению качества оказания услуги газоснабжения в 2012 году были выделены средства областного бюджета в размере 151333,4 тыс. рублей. В 2013 году предусмотрено выделение средств областного бюджета в размере 494629,5 тыс. рублей, из регионального фонда софинансирования расходов - 36983,09 тыс. рублей.

По вопросу обеспечения почтовой и телефонной связью

В структуру Управления Федеральной почтовой связи Тюменской области (филиала ФГУП "Почта России") входят 9 почтамтов и 466 отделений почтовой связи, в том числе 381 отделение почтовой связи, находящееся в сельской местности.
Услуги почтовой связи предоставляются в 1253 населенных пунктах Тюменской области. Для обслуживания населения организовано 4 передвижных отделения почтовой связи, которые оказывают услуги почтовой связи в 43 населенных пунктах Исетского, Нижнетавдинского, Ялуторовского и Ярковского районов; 814 населенных пунктов обслуживаются сельскими почтальонами.
В труднодоступные населенные пункты Вагайского, Нижнетавдинского, Тобольского, Уватского, Ярковского районов доставка почты осуществляется 1 - 2 раза в неделю по согласованию с администрациями данных районов.
Несмотря на то что в большинстве районов Тюменской области подпиской на местные газеты охвачены более половины проживающих в них семей, доступ многих граждан к региональной и местной информации обеспечивается не в полном объеме.
На мероприятия по телефонизации сельских населенных пунктов Тюменской области ежегодно выделяются средства областного бюджета в рамках программы "Основные направления информационной политики Тюменской области". Осуществляется строительство объектов связи и оформление документации на объекты.
В 2012 году осуществлена разработка проектной документации по 44 объектам связи, строительство которых будет осуществляться в 2013 году в рамках названной программы за счет средств областного бюджета.
В 2011 году в Тюменской области построено 20 объектов связи, в 2012 году - 15.
В 2013 году проводится конкурсная процедура на выполнение работ по 4 объектам.

По вопросу повышения уровня бытового и торгового
обслуживания населения

В 2012 году в Тюменской области было оказано бытовых услуг на сумму 5140,5 млн. рублей, что составило 107,7% к соответствующему показателю предыдущего года. На душу населения оказано бытовых услуг на сумму 3743 рубля. По рейтингу объема оказания бытовых услуг на душу населения Тюменская область (без автономных округов) занимает 2-е место в УрФО.
По данным органов местного самоуправления, на 01.01.2013 в Тюменской области насчитывается 3757 объектов бытового обслуживания, в том числе 685 объектов в сельской местности.
В сфере бытового обслуживания населения занято более 12,1 тыс. человек трудоспособного возраста, в том числе в сельской местности более 1,3 тыс. человек.
По информации органов местного самоуправления, в 2012 году в Тюменской области (без автономных округов) наблюдалось увеличение на 651 единицу количества субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих бытовые услуги.
В сельской местности, по последним отчетным данным, насчитывается 15 стационарных комплексных приемных пунктов (КПП), 22 субъекта предпринимательской деятельности осуществляют выездное обслуживание населения.
В сфере бытового обслуживания остро стоят проблемы отсутствия квалифицированных кадров, особенно в сельской местности, качества подготовки кадров и повышения квалификации специалистов отрасли.
В 2012 году оборот розничной торговли составил 241,5 млрд. рублей, темп роста к уровню 2011 года составил 112,8%. На душу населения продано товаров на сумму 178,5 тыс. рублей. По данному показателю Тюменская область (без автономных округов) занимает 4-е место в Уральском федеральном округе. Ежедневно жителям и гостям области продавалось товаров на сумму более 660 млн. рублей.
В 2012 году оборот розничной торговли на 95,2% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), на 4,8% - розничными рынками и ярмарками.
В течение 2012 года объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил около 11,6 млрд. рублей, или 100,4% к соответствующему показателю 2011 года. В 2012 году в муниципальных образованиях области проведено 356 сельскохозяйственных и продовольственных ярмарок.
По состоянию на 1 января 2013 года в Тюменской области (без автономных округов) функционирует 19 розничных рынков с торговой площадью 51,6 тыс. кв. м с общим количеством торговых мест 3325.
Количество торговых объектов в 2012 году по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года увеличилось на 390 единиц и составило 9323 единицы с торговой площадью 1166,8 тыс. кв. м. Основная часть объектов, введенных в эксплуатацию, - магазины торговой площадью до 100 кв. м.
В целях выравнивая условий жизни городского и сельского населения, развития конкуренции, создания условий для обеспечения жителей сельских муниципальных образований услугами торговли ежегодно органы местного самоуправления наделяются полномочием по поддержке труднодоступных территорий в части обеспечения населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и бытовыми услугами.
Для выполнения данного государственного полномочия в областном бюджете органам местного самоуправления предусмотрены субвенции, которые направлялись на возмещение расходов по доставке товаров первой необходимости и оказание социально значимых видов бытовых услуг (транспортные расходы, содержание объектов розничной торговли и бытового обслуживания - аренда, коммунальные услуги, ремонт, приобретение холодильного оборудования, оборудования и инструментов для оказания бытовых услуг, автотранспорта). В 2012 году юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями доставлено свыше 5,3 тыс. тонн товаров первой необходимости в 350 труднодоступных населенных пунктов.

По вопросу предоставления услуг налоговой службы

В Тюменской области действует 5 межрайонных ИФНС России по Тюменской области, а также Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области, выполняющая функции единого регистрационного центра.
Непосредственно в налоговой инспекции оказываются услуги по устному информированию, приему налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прием заявлений, обращений и прочей входящей корреспонденции, регистрация контрольно-кассовой техники, сверка расчетов с бюджетом.
В связи с сокращением штата государственных гражданских служащих, а также с целью противодействия коррупции Управлением Федеральной налоговой службы России по Тюменской области реализован ряд возможностей для дистанционного взаимодействия с налоговыми органами. Налоговую и бухгалтерскую отчетность, заявления и прочую входящую корреспонденцию можно отправить почтовой связью или посредством телекоммуникационных каналов связи без посещения инспекции.
Муниципальные образования региона в равной степени имеют возможность получать услуги налогового органа, либо обратившись в налоговый орган по месту учета, либо через Интернет (в бесплатных пунктах коллективного доступа в Интернет), либо через почтовые отделения, которые есть в большинстве сельских муниципальных образований юга Тюменской области.

По вопросам образования

В настоящее время в Тюменской области насчитывается 419 сельских общеобразовательных учреждений (76% от общего количества школ) с количеством обучающихся - 57476 человек (39% от общей численности обучающихся).
Сформированная сеть из 78 сельских базовых школ полностью удовлетворяет образовательным запросам населения.
В настоящее время все обучающиеся 1 - 2 классов сельских школ обучаются по новым стандартам, школьники 19 сельских учреждений участвуют в апробации новых стандартов основного образования.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации показывает, что уровень обученности выпускников 9 и 11 классов школ сельской местности составляет 95 и 98% соответственно. Каждый третий выпускник сельской школы зачислен в вузы на бюджетные места по результатам единого государственного экзамена.
Во всех сельских школах продолжается работа по внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов. По итогам 2012 года на один компьютер приходится 9 учащихся (областной показатель - 11 учащихся). Во всех школах совершенствуется работа по ведению собственных сайтов, развивается система электронного взаимодействия, включая организацию доступа родителей к электронным журналам и дневникам.
Созданы безопасные и комфортные условия пребывания, соответствующие современным нормативным требованиям. В 2012 году был осуществлен капитальный ремонт 64 сельских школ. С целью обеспечения безопасного подвоза обучающихся до места обучения за последние два года за счет средств областного бюджета в сельские школы было закуплено 174 единицы автотранспорта, в 2013 году запланирована поставка 76 единиц техники.
Для решения задачи обеспечения беспрепятственного доступа к образовательным услугам детей-инвалидов в образовательных учреждениях создается безбарьерная среда, общий охват детей данной категории образовательными услугами в 2012 году составил 98,4% (в 2011 году - 97%, в 2010 году - 96%). Особое внимание уделяется реализации интегрированного обучения и развития, в том числе с использованием дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время интегрированными формами обучения охвачено 5376 детей указанной категории, что составляет 72% (в 2011 году - 70%, в 2010 году - 69%).
В рамках реализации мер по развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей определены 24 сельские школы, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по агротехнологическому профилю. В 21 сельской школе созданы стажировочные площадки по работе с одаренными детьми, из них 2 школы по итогам областного конкурса в 2012 году получили статус областных площадок.
Педагогический состав школ сельской местности насчитывает 4670 учителей, что составляет 54,6% от общего количества педагогов, из которых 74% имеют высшее профессиональное образование, 78% квалификационные категории. В 2012 году в сельские школы трудоустроено 183 выпускника педагогических вузов (49% от общего числа молодых специалистов отрасли).
Всем педагогическим работникам, прибывшим на работу в сельскую местность, оказываются установленные областным законодательством меры социальной поддержки.
В целом благодаря комплексной модернизации школьной инфраструктуры система образования на селе перешла на качественно более высокую ступень развития, предусматривающую получение результатов, ориентированных на высокий уровень творческого, личностного развития, гражданской активности обучающихся.

По вопросам молодежной политики

С целью обеспечения постоянной досуговой занятости детей и молодежи, в том числе проживающей на территории сельских поселений, в области действуют 128 учреждений дополнительного образования (в том числе 46 учреждений сферы молодежной политики, 37 учреждений культуры, 45 учреждений спорта), доля детей и молодежи, занимающихся в них, по итогам 2012 года составила 54,9% (108,4 тыс. человек).
Данные учреждения используют в своей деятельности филиальные формы работы, оказывая услуги дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений, домов культуры, клубов по месту жительства, центров физкультурно-оздоровительной работы.
Ежегодно более 500 талантливых детей и молодежи области, в том числе и проживающих на территории сельских поселений, за счет областного бюджета принимают участие в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
Существенную роль в воспитании патриотических ценностей у детей и молодежи играет их участие в историко-краеведческой, поисковой и военно-мемориальной работе по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Развивается добровольческое социально-благотворительное движение: в Тюменской области создано 600 тимуровских и военно-мемориальных отрядов, в деятельность которых вовлечено 26,2 тыс. человек, проводится работа по оказанию помощи нуждающимся ветеранам войны, престарелым людям, инвалидам.
Доля молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений, в 2012 году составила 38,6% (85,1 тыс. человек).
С целью пропаганды традиционных семейных ценностей и укрепления института молодой семьи создан областной клуб "Молодая семья", который координирует деятельность 189 клубов, действующих в муниципальных образованиях области.
В 2012 году во всех муниципальных образованиях области проведена работа по организации временного трудоустройства молодежи: в 2012 году были трудоустроены более 32 тыс. несовершеннолетних.
В рамках студенческого отрядного движения и индивидуального сопровождения были трудоустроены 12,2 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет.

По вопросам физической культуры и спорта

Действенным средством пропаганды здорового образа жизни и повышения интереса населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом является трехуровневая система спортивно-массовых мероприятий: соревнования по месту жительства, внутри учреждений и организаций, районные (городские) соревнования, областные соревнования.
В целях развития массового спорта во всех муниципальных районах области действуют центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства.
Организацию физкультурно-спортивной работы в сельской местности осуществляют 1104 специалиста. Большинство спортивно-оздоровительных услуг предоставляется на безвозмездной основе.
Осуществляется комплексный подход к информационному и методическому сопровождению деятельности в сфере физической культуры и спорта.

По вопросам здравоохранения

Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Тюменской области, которая определяет перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по полису обязательного медицинского страхования бесплатно, а также виды и условия оказания медицинской помощи.
Медицинская помощь сельскому населению оказывается в 22 областных больницах, расположенных в муниципальных образованиях, 23 участковых больницах, 40 врачебных амбулаториях, 26 офисах общей врачебной практики, 690 фельдшерско-акушерских пунктах. В Тюменской области функционирует 15 отделений сестринского ухода на 208 коек, оказывающих помощь пожилым, престарелым, пациентам, нуждающимся в паллиативной помощи.
В целях повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи в Тюменской области планомерно ведется работа по реновации материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
В рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения Тюменской области в 2012 году медицинским оборудованием было оснащено 56 учреждений здравоохранения, осуществлена поставка 4073 единиц оборудования.
Для учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению сельских территорий области, в 2011 - 2012 годах приобретено 71 модульное здание, в том числе 58 зданий для размещения фельдшерско-акушерских пунктов. На 2013 год запланирована поставка 76 модульных зданий для размещения структурных подразделений учреждений, в том числе 61 здания для размещения фельдшерско-акушерских пунктов.
В 2006 - 2008 годах проведено обновление автомобильного парка службы скорой медицинской помощи, поставлено более 80 оснащенных специальным медицинским оборудованием машин. В 2009 году приобретено 49 единиц автотранспорта, в 2011 году - 38 автомобилей скорой медицинской помощи, в 2012 году - 79 единиц автотранспорта. Данная работа продолжается.
Для обеспечения специалистами учреждений здравоохранения, расположенных в сельских территориях, ежегодно осуществляется целевой набор в Тюменскую государственную медицинскую академию. В 2012 году по целевому набору были приняты 64 человека (2011 год - 61 человек).
С лицами, обучающимися по целевому набору, заключаются договоры, предусматривающие обязанность специалиста после окончания обучения проработать в учреждениях здравоохранения в сельской местности не менее 3 лет и право специалиста на обеспечение жильем.
В течение первого квартала 2013 года в областную больницу № 13 (с. Исетское) принято на работу 4 врача, в областную больницу № 10 (с. Викулово) - 5 врачей и 1 фельдшер (в Скрипкинский ФАП), в областную больницу № 19 (Тюменский район) в 2013 году на работу в филиалы приняты 13 врачей наиболее востребованных специальностей. По информации администрации Тюменского муниципального района, в 2012 году укомплектованность врачебными кадрами составила 100%, значительно увеличилось количество сотрудников среднего медицинского звена, что обеспечило 100% укомплектованность ФАПов средними медицинскими работниками.
Однако такая ситуация складывается не во всех муниципальных образованиях Тюменской области, проблема укомплектованности медицинских учреждений кадрами остается на сегодняшний день актуальной.
С целью решения данной проблемы (кроме целевого набора в Тюменскую государственную медицинскую академию) в 2012 году было организовано обучение специалистов по программам последипломного обучения (интернатура и ординатура). Всего за 2012 год за счет средств федерального и областного бюджетов был направлен на обучение 191 специалист. В 2012 году по окончании последипломного обучения в учреждения здравоохранения прибыли 186 специалистов, в том числе 59 - в учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности. Кроме того, специалистам, прибывшим на работу в сельскую местность, предоставляется ряд мер социальной поддержки.

По вопросам социального обслуживания населения

Для организации социального обслуживания населения в Тюменской области создана оптимальная сеть учреждений, отвечающая потребностям граждан и современным стандартам обслуживания. Всего в Тюменской области функционирует 27 центров социального обслуживания, в том числе 24 из них являются муниципальными комплексными центрами социального обслуживания, 3 - областными.
Стационарные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в Тюменской области предоставляют 15 домов-интернатов, в которых проживает более 3,5 тыс. человек.
Действующее количество стационарных учреждений в области удовлетворяет потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, данные учреждения способны оказывать своевременную и качественную социальную, реабилитационную и геронтологическую помощь. Очередность на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания граждан отсутствует.
Граждане пожилого возраста достаточно высоко оценивают качество работы учреждений социального обслуживания населения. По итогам ежегодного анкетирования, проходящего в рамках комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в области, в 2012 году 96% граждан пожилого возраста были удовлетворены качеством организованного социального обслуживания.

По вопросам труда и занятости населения

Работа по повышению занятости сельского населения, поддержанию стабильной ситуации на рынке труда сельскохозяйственных районов области проводилась посредством реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения в Тюменской области".
Для обеспечения занятости сельского населения, в том числе молодежи, органами службы занятости населения организуется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан, признанных в установленном порядке безработными. Ежегодно доля жителей сельской местности, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, приступивших к обучению, составляет около 50%.
В целях создания альтернативных возможностей для трудоустройства граждан на селе проводится работа, направленная на расширение занятости в секторе малого предпринимательства. Профессиональное обучение таких граждан осуществляется по различным профессиям, в частности, пчеловод, обувщик, парикмахер, швея, маникюрша, техник по искусственному осеменению животных.
В 2012 году в мероприятиях по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приняла участие 31 жительница сельской местности (29% от общего числа граждан данной категории, приступивших к обучению).
В целях сохранения кадрового потенциала предприятий в 2012 году организовано опережающее профессиональное обучение 18 работников, проживающих в сельской местности.
За период январь - март 2013 года 313 безработных граждан, проживающих в сельской местности, приступили к профессиональному обучению (50,7% от общей численности граждан, приступивших к обучению), государственная услуга по профессиональной ориентации оказана 2,8 тыс. жителей сельских территорий.
Для выпускников общеобразовательных учреждений органы службы занятости населения совместно с органами образования Тюменской области организуют ярмарки учебных мест. К примеру, в Упоровском муниципальном районе в текущем году в данном мероприятии приняли участие 12 школ, 230 учащихся, 35 родителей. На ярмарке было представлено 21 учебное заведение, в Тюменском муниципальном районе в ярмарке приняли участие 18 учреждений начального, среднего профессионального образования. Посетили ярмарку 28 школ Тюменского района (569 школьников).
Кроме того, проведено 17 ярмарок учебных рабочих мест, в которых приняли участие 2,9 тыс. человек, в том числе 2,6 тыс. выпускников общеобразовательных учреждений.
Для обеспечения занятости выпускников учреждений профессионального образования, получения практического опыта работы по полученной профессии (специальности) организуется их стажировка на специально созданных работодателями временных рабочих местах.
В 2012 году в стажировке приняли участие 374 человека из числа выпускников учреждений профессионального образования, из них 120 человек, проживающих в сельской местности.
В настоящее время в Тюменской области проведена аттестация 83533 рабочих мест, в том числе в сельских территориях 9774 рабочих мест.
Доля аттестованных рабочих мест социальной сферы сельских территорий составляет 33,4% от подлежащих аттестации.
В 2012 году 140 безработных граждан, проживающих в сельской местности, изъявили желание открыть собственное дело, из них 135 успешно прошли тестирование, на заседаниях районных межведомственных комиссий по выходу граждан на самообеспечение и содействию их занятости был рассмотрен 121 бизнес-план. Государственная услуга по содействию самозанятости оказана 121 безработному гражданину, проживающему в сельской местности (что составило 50% от числа участников мероприятия в 2012 году), из них 116 граждан организовали собственное дело с обязательной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, 116 гражданам оказана финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и при оформлении документов (на общую сумму около 7 млн. рублей). В 2013 году реализация данного мероприятия будет продолжена всеми центрами занятости населения Тюменской области, на эти цели предусмотрено выделение 12,6 млн. рублей.
В 2012 году выплачены субсидии 19 работодателям (в том числе 18 работодателям в сельской местности) из числа бывших безработных и получивших государственную услугу по содействию самозанятости для создания 35 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (в том числе 29 рабочих мест в сельской местности).
С 2006 года в Тюменской области малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется адресная социальная помощь в целях выхода на самообеспечение. С 2010 года такая помощь предоставляется на условиях социального контракта.
Адресная социальная помощь оказывается в виде единовременной денежной выплаты. С 2006 по 2012 год социальная помощь оказана более 6 тыс. малоимущих семей, расходы областного бюджета составили более 215 млн. рублей.
В 2013 году предоставление адресной социальной помощи в целях выхода на самообеспечение продолжено. По состоянию на 23.04.2013 принято решение об оказании помощи 127 малоимущим семьям. Всего в областном бюджете на предоставление данной меры социальной поддержки в 2013 году предусмотрено более 22 млн. рублей.

По вопросам культуры

В Тюменской области в сфере культуры услуги населению оказывают 1257 учреждений, в том числе 1242 учреждения муниципального уровня. В структуре организаций 41% составляют библиотеки, 54% - учреждения клубного типа, 1,1% - музеи.
Для повышения качества и эффективности оказания услуг культуры населению в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы "Основные направления развития культуры Тюменской области" ежегодно реализуется план модернизации инфраструктуры отрасли, а также материально-технических ресурсов учреждений культуры и искусства.
Основной целью региональной политики в сфере культуры является создание условий для эффективной работы учреждений отрасли по развитию и реализации культурного и духовного потенциала жителей Тюменской области.
Одним из приоритетных направлений остается информатизация отрасли, создание информационно-коммуникационных ресурсов и формирование единого информационного культурного пространства региона.
В рамках реализации проекта "Расширяя горизонты" в 2012 году на базе 35 муниципальных библиотек созданы пункты коллективного доступа к сети Интернет, в которых предоставляется свободный и бесплатный доступ к базам данных областных библиотек, к оцифрованным изданиям. Всего в рамках проекта на базе муниципальных учреждений культуры размещено 44 пункта коллективного доступа (в домах культуры и библиотеках).
С целью приведения в нормативное состояние библиотечного фонда Тюменской области из областного и федерального бюджетов ежегодно выделяются средства на централизованное комплектование муниципальных и государственных библиотек. Охват населения библиотечным обслуживанием по итогам 2012 года составил 37%, что на 2% больше, чем в 2011 году. Охват сельского населения услугами библиотек в 2012 году составил почти 47%.
В 2012 году на базе музеев Тюменской области экспонировалось 289 новых выставок, из них 180 выставок - на базе муниципальных музеев. Обновление ресурсной базы положительно повлияло на посещаемость населением музеев. Охват населения музейными услугами по итогам 2012 года составил 50% (на 4% выше, чем в 2011 году).
Среднемесячный охват сельского населения услугами учреждений культуры клубного типа по итогам 2012 года составил 42% (на 10% больше, чем в 2011 году). Расходы одного жителя на услуги культуры в год по итогам 2012 года составили 205 рублей (на 17% больше, чем в 2011 году), расходы одного сельского жителя - 95 рублей (на 13% больше, чем в 2011 году).
В укреплении межэтнического согласия и межкультурной толерантности в Тюменской области существенное значение имеет деятельность ГАУК ТО "Дворец национальных культур "Строитель".
В октябре 2012 года в Вагайском районе состоялся выездной семинар "Солидарность", в котором приняли участие представители разных национальностей: русские, татары, украинцы, немцы, чуваши.
За 2012 год было организовано и проведено более 1000 мероприятий национальной направленности, которые посетили 218 тыс. человек (на 7% больше, чем в 2011 году).
В 2012 году в Нижнетавдинском историко-краеведческом центре в рамках дней национальной культуры был реализован выставочный проект "Культура и быт татар", экспозицию посетили более 1 тыс. человек.
По состоянию на 22.04.2013 на территории муниципальных районов области находится 1309 памятников истории и культуры и выявленных объектов культурного наследия, в том числе 1042 объекта археологического наследия (80% от общего количества объектов, расположенных в районах области), 134 памятника истории регионального значения, 25 памятных мест сибирских мусульман, 108 объектов и ансамблей, представленных зданиями и сооружениями.
В муниципальных районах систематически проводятся работы по сохранению объектов археологического наследия. За последние 10 лет проведено 110 спасательных археологических раскопок на территориях археологических памятников, подвергающихся негативному воздействию природных и антропогенных факторов.
За счет средств областного бюджета в рамках долгосрочной целевой программы "Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области" в 2012 году проводились ремонтно-реставрационные работы на следующих объектах культурного наследия:
- "Ансамбль Абалакского монастыря" (село Абалак Тобольского района), объект находится в собственности Российской Федерации;
- "Ивановский монастырь" (поселок Прииртышский Тобольского района), объект находится в собственности Российской Федерации;
- "Мечеть" (деревня Юрты Иртышатские Тобольского района), объект находится в муниципальной собственности.
В собственности физических и юридических лиц находится 61 объект культурного наследия, их содержание и сохранение осуществляется за счет средств собственников.
В результате предпринимаемых мер в последние годы в социально-экономическом развитии Тюменской области произошли положительные сдвиги, отмечается устойчивая динамика роста производства основных видов продовольственной продукции, повышение уровня материального технического обеспечения учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, выполняются в полном объеме все гарантированные государством меры социальной поддержки.
Вместе с тем в социально-экономическом развитии сельских территорий остается ряд проблемных направлений, в их числе: кадровое обеспечение сфер образования, здравоохранения, молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры и агропромышленного комплекса, обеспечение населения современными услугами связи, некоторыми видами бытового обслуживания, техническое обновление производства, внедрение инновационных проектов в сельскохозяйственном производстве, развитие переработки в растениеводстве, обеспечение трудовой занятости сельского населения, низкий уровень заработной платы в сельскохозяйственном производстве, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, обеспечение жильем работников бюджетной сферы, нехватка помещений для осуществления внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ.
В целях решения задач по наращиванию экономического потенциала сельских территорий, повышению качества жизни населения в Тюменской области участники дня депутата рекомендуют:

Тюменской областной Думе:

1. Продолжить работу по совершенствованию действующего законодательства и осуществлению контроля за реализацией законов, региональных программ по вопросам социально-экономического развития сельских территорий.
2. Рассмотреть:
- информацию Правительства Тюменской области о реализации комплексной программы демографического развития и повышения качества жизни детей и семей с детьми в Тюменской области на 2011 - 2015 годы (III квартал 2013 года);
- информацию Правительства Тюменской области о выполнении областной программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008 - 2013 годы" (III квартал 2013 года);
- информацию о выполнении региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2014 годы (III квартал 2013 года);
- информацию Правительства Тюменской области о реализации региональной целевой программы "Модернизация здравоохранения Тюменской области" (IV квартал 2013 года);
- информацию Правительства Тюменской области о ходе реализации в Тюменской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (IV квартал 2013 года);
- информацию Правительства Тюменской области о ходе реализации в Тюменской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мероприятиях по реализации государственной политики в области образования и науки" (IV квартал 2013 года);
- информацию Правительства Тюменской области о социально-экономическом развитии сельских территорий Тюменской области (II квартал 2014 года).
3. Провести:
- конкурс творческих работ молодых специалистов отрасли здравоохранения "Если я буду министром здравоохранения" (IV квартал 2013 года);
- конкурс среди муниципальных образований области на лучшую организацию работы с молодежью (IV квартал 2013 года);
- выставку работ декоративно-прикладного творчества Сорокинского района в Тюменской областной Думе (IV квартал 2013 года);
- "круглый стол" по вопросам развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса Тюменской области (IV квартал 2014 года).

Правительству Тюменской области и органам местного
самоуправления области в рамках представленной компетенции:

1. Продолжить эффективную реализацию законов и областных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие сельских территорий.
2. Продолжить работу по реализации государственной аграрной политики для социально-экономического развития села, увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности сельского хозяйства.
3. В целях развития кадрового потенциала сельских территорий усилить работу по повышению престижности проживания в сельской местности, в том числе в средствах массовой информации.
4. Для закрепления профессиональных кадров в сельской местности, в том числе молодых специалистов, считать приоритетными направлениями деятельности:
- обеспечение жильем;
- повышение заработной платы;
- обеспечение государственных гарантий по предоставлению мер социальной поддержки.
5. Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и эффективности производства уделять особое внимание:
- развитию кадрового потенциала, адаптированного к работе в современных условиях;
- созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
- развитию приоритетных отраслей растениеводства и животноводства;
- технической и технологической модернизации производств;
- дальнейшему развитию и повышению эффективности системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, развитию малых форм хозяйствования;
- научному обеспечению агропромышленного комплекса;
- формированию и регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитию его инфраструктуры;
- созданию и модернизации производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья;
- созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития малого и среднего предпринимательства;
- созданию условий по обеспечению равного доступа к услугам связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания для населения.
6. Продолжить работу по решению вопросов повышения уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения, обеспечения современными услугами связи (мобильная, факсимильная связь, Интернет) в сельской местности.
7. Продолжить работу по комплексной модернизации системы образования на селе, уделив особое внимание вопросам:
- совершенствования материально-технической базы сельских школ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, включая развитие сетевых и дистанционных форм обучения, организацию внеурочной деятельности учащихся;
- обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в сельской местности;
- реализации мер социальной поддержки молодых специалистов, приезжающих на работу в сельскую местность.
Рассмотреть возможность:
- включения в содержание курсовой подготовки педагогов, работающих в сельских школах, тематического модуля по использованию дистанционных форм обучения для всех категорий обучающихся;
- реализации в образовательных программах сельских базовых школ курсов агротехнологической направленности с учетом потребностей рынка труда и профессиональных интересов обучающихся;
- организации профильной практики обучающихся общеобразовательных школ, реализующих курсы агротехнологической направленности, на базе предприятий (организаций) агропромышленного комплекса области.
8. Продолжить проведение мероприятий, направленных на развитие молодежной политики, уделив особое внимание вопросам:
- постоянной досуговой занятости детей и молодежи, в том числе на базе сельских общеобразовательных учреждений, домов культуры, учреждений спорта;
- совершенствования военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся муниципальных образовательных учреждений, привлечения детей и молодежи в добровольческие объединения социально-благотворительной направленности;
- поддержки талантливых детей и молодежи, в том числе обеспечения их участия в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях;
- организации временного трудоустройства сельской молодежи, в том числе на предприятиях агропромышленного комплекса;
- укрепления и развития материально-технической базы муниципальных учреждений патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан;
- информационно-просветительской, информационно-консультационной, пропагандистской деятельности в сельских поселениях, в том числе пропаганде деятельности районных клубов молодых семей.
9. Продолжить проведение мероприятий, направленных на дальнейшее развитие на территории сельских поселений массового спорта и общественного физкультурно-оздоровительного движения, уделив особое внимание вопросам:
- мониторинга состояния и эффективности использования спортивных сооружений, повышения уровня обеспеченности сельских поселений плоскостными спортивными сооружениями - спортивными площадками;
- развития и материально-технического обеспечения спортивных центров по месту жительства с целью привлечения сельского населения, в том числе детей и молодежи, к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- совершенствования системы физического, патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи на селе;
- повышения доступности и качества предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта;
- регионально-целевого обучения на базе Института физической культуры Тюменского государственного университета студентов, направленных муниципальными образованиями Тюменской области; организации профориентированных конкурсов, семинаров, курсов повышения квалификации специалистов отрасли.
10. В целях повышения качества оказываемой медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, продолжить реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- выполнение региональных программ в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам закрепления кадров в сельских учреждениях здравоохранения и реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, проживающего на сельских территориях;
- повышение уровня материально-технического обеспечения организаций здравоохранения в сельской местности;
- строительство новых и реконструкция имеющихся медицинских учреждений;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
- проведение мероприятий с целью ликвидации очередей на прием к специалистам;
- осуществление контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- осуществление деятельности по подготовке (в том числе целевой набор), переподготовке и повышению квалификации медицинских работников;
- повышение заработной платы работников здравоохранения, выплата надбавок стимулирующего характера.
11. В целях обеспечения социальной поддержки граждан, проживающих в сельской местности, продолжить реализацию мероприятий по следующим направлениям:
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для выхода на самообеспечение и самозанятость граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам различных сфер жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд). Рассмотреть возможность подготовки муниципальных программ по созданию доступной среды для инвалидов в соответствии с федеральной и областной программами "Доступная среда".
12. Продолжить проведение целенаправленной политики на территории сельских поселений в сфере труда и занятости населения, уделив особое внимание следующим вопросам:
- создание условий для повышения занятости сельского населения и уровня жизни на селе;
- предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, оказание содействия в трудоустройстве гражданам, проживающим в сельской местности;
- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса, создание условий для закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве;
- поддержка малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации;
- соблюдение требований законодательства о труде и охране труда работников и руководителей организаций.
13. Продолжить проведение целенаправленной политики на территории сельских поселений в сфере культуры, уделив особое внимание следующим вопросам:
- укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
- расширение культурного пространства за счет увеличения количества культурно-массовых мероприятий;
- создание оптимальных условий для популяризации культуры, патриотического воспитания молодого поколения;
- модернизация библиотек, внедрение новых технологий на базе компьютеризации и использования технических средств;
- дополнительное комплектование фондов библиотек литературой и периодикой, электронными изданиями;
- развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
- выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для их творческого становления, адресной поддержки молодых дарований;
- обслуживание социально незащищенных категорий населения;
- сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры;
- обеспечение увеличения оплаты труда работников учреждений культуры в зависимости от качества и результатов труда.

Совету муниципальных образований Тюменской области:

1. Содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.
2. Продолжить работу по созданию условий для привлечения и закрепления специалистов сельскохозяйственного профиля, повышения уровня занятости сельского населения, сохранения и создания новых рабочих мест.

Средствам массовой информации Тюменской области:

На основе активного взаимодействия с органами местного самоуправления, Советом муниципальных образований Тюменской области продолжить информирование граждан:
- о социально-экономическом развитии сельских территорий;
- о мерах, предпринимаемых органами государственной власти, по поддержке предпринимательства на селе;
- о мерах социальной поддержки работников бюджетной сферы;
- о других вопросах, способствующих повышению престижности проживания на сельских территориях.


------------------------------------------------------------------