По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2013 N 884 "О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 09.02.2012 N 54 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации на территории Тюменской области Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. № 884

О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 09.02.2012 № 54 "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 09.02.2012 № 54 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации на территории Тюменской области Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", представленную в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой (письмо от 21.01.2013 № 31/21965 Д/12-307), решение комитета областной Думы по социальной политике, в целях реализации раздела 1 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 09.02.2012 № 54 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации на территории Тюменской области Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" принять к сведению (прилагается).
2. Снять с контроля постановление Тюменской областной Думы от 09.02.2012 № 54 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации на территории Тюменской области Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 14.02.2013 № 884

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 09.02.2012 № 54 "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБРАЩЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ"

(представлена в областную Думу заместителем
Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата
Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой 21.01.2013)

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.
В рамках данного Федерального закона в Тюменской области реализуются мероприятия, направленные на обеспечение населения лекарственными препаратами.
Фармацевтический рынок в Тюменской области характеризуется стабильностью, продолжающимся развитием сети аптек, сохранением необходимого ассортимента лекарственных средств и кадрового потенциала.
Число аптечных учреждений ежегодно возрастает, по состоянию на 01.01.2013 розничную реализацию лекарственных препаратов в Тюменской области осуществляют 209 юридических лиц и 5 индивидуальных предпринимателей, работает 693 аптечных учреждения (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски). В 2012 году открылось 94 новых аптечных организации (54 аптеки и 40 аптечных пунктов), прекратили фармацевтическую деятельность 26 аптечных организаций, из них 23 - в г. Тюмени. Сокращения числа аптечных учреждений в малых городах и сельских поселениях не происходит.
Сохранение доступности и социальной направленности лекарственной помощи является приоритетным направлением реализации государственной политики в части лекарственного обеспечения населения, в том числе проживающего в сельской местности.
В 62 населенных пунктах работают аптеки и аптечные пункты фармацевтических организаций.
В соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" в области созданы условия для организации розничной торговли лекарственными средствами в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Первичная медико-санитарная помощь населению оказывается 758 обособленными подразделениями медицинских организаций (из них 675 фельдшерско-акушерских пунктов, 40 врачебных амбулаторий, 22 участковые больницы, 20 врачей общей врачебной (семейной) практики).
Лицензию на фармацевтическую деятельность получили медицинские организации в отношении 563 обособленных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности, где отсутствуют аптечные организации. Для осуществления фармацевтической деятельности 582 средних медицинских работника амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, центров общей врачебной (семейной) практики получили дополнительное профессиональное образование с правом розничной продажи лекарств.
В 696 сельских населенных пунктах лекарственное обеспечение жителей осуществляется медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий. В поселениях, где численность проживающего населения до 500 человек, лекарственная помощь осуществляется медицинскими работниками ближайших фельдшерско-акушерских пунктов путем доставки лекарственных средств, а также с использованием передвижных форм медицинского и лекарственного обслуживания.
Перечень лекарственных средств для продажи в обособленных подразделениях медицинских организаций преимущественно включает препараты безрецептурного отпуска (150 наименований). Данный перечень утвержден приказом департамента здравоохранения Тюменской области от 08.10.2010 № 174ос "Об организации отпуска лекарственных препаратов медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами, отделениями общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные учреждения".
Медицинскими организациями, получившими лицензию на фармацевтическую деятельность, заключены соглашения с фармацевтической организацией ОАО "Фармация" о взаимодействии по вопросам розничной торговли лекарственными препаратами. На основании данного соглашения медицинские работники, получившие дополнительное профессиональное образование с правом осуществления розничной продажи лекарств, заключают договор о материальной ответственности. По условиям соглашения аптечная организация несет ответственность за формирование розничных цен, доставку лекарств надлежащего качества, наличие постоянного ассортимента препаратов и осуществляет ежемесячную денежную выплату медицинскому работнику за объем и качество выполненной работы. Контроль розничной продажи лекарственных препаратов осуществляется ответственными лицами лечебно-профилактического учреждения.
Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" предусмотрено регулирование цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утвержден Правительством Российской Федерации и пересматривается ежегодно. Данный перечень составляется с учетом структуры наиболее распространенных и социально значимых заболеваний, стандартов оказания медицинской помощи и включает 567 международных непатентованных наименований лекарственных средств (более 10 тыс. торговых наименований с учетом форм выпуска и дозировок).
Федеральным законодательством также введена обязательная регистрация отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие препараты. Государственную регистрацию осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам. К зарегистрированным ценам в каждом субъекте Российской Федерации устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
В области осуществлены мероприятия по реализации регионального механизма ценообразования на лекарственные препараты, включающие регулирование размера оптовых и розничных надбавок, информационное обеспечение, исполнение государственной функции по контролю за ценами. Постановлением Правительства Тюменской области от 27.02.2010 № 43-п "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" установлены предельные размеры надбавок на лекарственные препараты. Установленный уровень торговых надбавок при формировании оптовых и розничных цен на лекарственные препараты сбалансирован между интересами продавцов и потребителей.
Совершенствование государственного регулирования цен на лекарства позволило сохранить уровень цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения осуществляется ежемесячный мониторинг ассортиментной и ценовой доступности на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
В Тюменской области в мониторинге принимают участие 44 организации, из них 19 аптечных организаций - юридических лиц, в состав которых входит более 48% аптечных учреждений области (324 объекта розничной торговли лекарственными препаратами), и 25 медицинских организаций.
По данным мониторинга Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в ноябре 2012 года уровень розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в Тюменской области снизился по сравнению с уровнем цен в октябре 2012 года на 0,74%, в сравнении с уровнем цен в январе 2012 года - на 2,48%. В наибольшей степени снизилась цена на препараты стоимостью свыше 500 рублей (на 5,29% к уровню января 2012 года) и на препараты стоимостью от 50 до 500 рублей (на 3,0%). Цены на отечественные и импортные препараты снизились по сравнению с уровнем на начало 2012 года на 2,36% и 2,55% соответственно.
В Уральском федеральном округе отмечается аналогичная, но менее выраженная динамика: по сравнению с уровнем цен в октябре 2012 года цены снизились в среднем на 0,47%, в сравнении с уровнем цен в начале 2012 года - на 0,85%.
В целом по России розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты практически не изменились: относительно октября 2012 года произошло снижение на 0,02%, относительно января 2012 года цены повысились на 0,26%.
Средний размер розничной торговой надбавки, применяемой аптечными учреждениями Тюменской области на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, составил в ноябре 2012 года 21,77%, что ниже аналогичного показателя в целом по России (25,25%) и по Уральскому федеральному округу (33,14%).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, цены на медикаменты в Тюменской области в целом (с учетом препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) в 2012 году выросли на 3,5%, что в 2,1 раза ниже уровня инфляции за данный период, составившего 7,4%.
Для населения информация о ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты размещается ежемесячно на официальном портале Правительства Тюменской области и на сайте ГАУ ТО "Медицинский информационно-аналитический центр Тюменской области".
В аптечных организациях и лечебно-профилактических учреждениях имеются необходимый ассортимент и запасы лекарственных препаратов.
Департаментом здравоохранения Тюменской области в 2012 году проведено 65 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по 147 адресам мест осуществления деятельности на предмет наличия обязательного ассортимента лекарственных препаратов, соблюдения правил реализации лекарственных средств и уровня розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
По результатам контрольных мероприятий выдано 11 предписаний, составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, из них 4 предписания и 2 протокола о нарушениях порядка формирования розничных цен, 2 протокола о нарушениях правил отпуска лекарственных препаратов. В 2012 году совместно с прокуратурой Тюменской области в отношении 14 юридических лиц были проведены контрольные мероприятия, по результатам которых прокуратурой Тюменской области выдано 1 предписание и составлено 5 протоколов о нарушениях правил отпуска кодеинсодержащих лекарственных препаратов.
Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области в 2012 году проведены контрольные мероприятия в отношении 12 аптечных учреждений. В результате проверок выявлено завышение предельного уровня торговых надбавок в 6 аптечных учреждениях, в том числе в 5 из них - к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. По результатам контрольных мероприятий составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.
Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области ежегодно осуществляется оценка эффективности применения предельных размеров оптовых и розничных торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, установленных постановлением Правительства Тюменской области от 27.02.2010 № 43-п.
Во втором квартале 2012 года по поручению Федеральной службы по тарифам проведен мониторинг надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в Единой информационно-аналитической системе Федеральной службы по тарифам по 5 оптовым организациям и 10 розничным аптечным учреждениям Тюменской области. В ходе мониторинга проанализированы данные о фактическом уровне отпускных и розничных цен на все лекарственные препараты, включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, фактически применяемых размерах оптовых и розничных надбавок, фактических затратах на транспортировку, хранение и реализацию лекарственных препаратов оптовых организаций и аптечных учреждений области за 2011 год.
В результате мониторинга сделан вывод о том, что предельные размеры оптовых и розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты установлены постановлением Правительства Тюменской области от 27.02.2010 № 43-п в полном соответствии с требованиями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 № 442-а "Об утверждении Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства", и не требуют пересмотра.
Для населения в департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области функционирует телефон "горячей линии" по вопросам цен на лекарственные препараты. Количество обращений граждан ежегодно сокращается: в 2010 году поступило 103 звонка, в 2011 году - 32 звонка, в 2012 году - 18 звонков, что свидетельствует о стабилизации ситуации на рынке лекарственных препаратов.
Таким образом, в Тюменской области ситуация с ценовой и ассортиментной доступностью жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов продолжает оставаться стабильной.
Наряду с позитивными изменениями, произошедшими в системе лекарственного обеспечения в последние годы, сохраняется необходимость расширения доступности лекарственной помощи населению.
Министерством здравоохранения Российской Федерации разработана "Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года". Наряду с совершенствованием государственной системы обеспечения качества, безопасности, рационального использования лекарств предусматривается дальнейшее развитие государственного регулирования цен на лекарственные препараты, используемые при выполнении государственных гарантий.
Одним из индикаторов реализации стратегии предложен индекс роста цен на лекарства (не более 3% ежегодно). В 2013 - 2015 годы на федеральном уровне планируется проведение комплекса нормативных и организационных преобразований для дальнейшего регулирования системы лекарственного обеспечения, что будет способствовать улучшению доступности лекарственной помощи населению.


------------------------------------------------------------------