По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 21.11.2013 N 1551 "Об информациях о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 N 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. № 1551

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 20.12.2012 № 779 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области", представленные в областную Думу: Вице-губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 21.10.2013 № 31/16418Д/13-6282), первым заместителем прокурора Тюменской области В.А.Русских (письмо от 04.03.2013 № 7-11-16-203), руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы Д.В.Шалабодовым (письмо от 31.10.2013 № ДШ/7427), председателем президиума Совета муниципальных образований Тюменской области В.А.Рейном (письмо от 30.10.2013 № 257-1/13), главой Абатского муниципального района И.Ю.Васильевым (письмо от 29.10.2013 № 2553), главой Армизонского муниципального района Е.М.Золотухиным, главой Ишимского муниципального района С.Б.Вотяковым (письмо от 24.10.2013 № 3667), главой Вагайского муниципального района Р.Ф.Сунгатулиным (письмо от 22.10.2013 № 2149), первым заместителем главы Омутинского муниципального района А.В.Робкановым, главой Сладковского муниципального района А.В.Ивановым, главой Уватского муниципального района И.М.Туболом (письмо от 23.10.2013 № 6116-И), главой администрации города Тобольска В.В.Мазуром (письмо от 30.10.2013 № 01-02/05/6667), и.о. главы администрации города Тюмени А.В.Голоусом (письмо от 28.10.2013 № 03-06-4002/3), первым заместителем главы администрации Тобольского муниципального района А.Т.Пронтишевым (письмо от 30.10.2013 № 3352/06-05), первым заместителем главы города Ишима А.А.Веренчуком (письмо от 25.10.2013 № 10793), председателем комитета по управлению муниципальным имуществом города Ялуторовска Б.К.Кинжалиновой (письмо от 29.10.2013 № 1768-и), первым заместителем главы Ярковского муниципального района Е.Г.Щукиным (письмо от 24.10.2013 № 2107), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области, в целях реализации пункта 2.5.2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва областная Дума постановляет:
1. Информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области" принять к сведению (информации Правительства Тюменской области, прокуратуры Тюменской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, Совета муниципальных образований Тюменской области прилагаются).
2. Правительству Тюменской области при подготовке информации к следующему плановому рассмотрению вопроса о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 779 отразить следующие аспекты:
- об освоении органами местного самоуправления субсидий из областного бюджета, выделяемых в соответствии с долгосрочной целевой программой "Основные направления развития земельных отношений в Тюменской области" на формирование и постановку на государственный кадастровый учет свободных земельных участков для предоставления семьям, имеющим трех и более детей;
- о деятельности органов исполнительной власти Тюменской области по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в части обеспечения формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 21.11.2013 № 1551

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 20.12.2012 № 779 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА"
ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 21.10.2013)

В Тюменской области продолжается работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Так, в целях решения жилищной проблемы многодетных семей в Тюменской области с 2011 года осуществляются мероприятия по бесплатному предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке, установленном Законом Тюменской области от 05.10.2011 № 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон Тюменской области). Во исполнение указанного Закона Тюменской области принято постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 № 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
По состоянию на 01.10.2013 в 26 муниципальных образованиях Тюменской области по результатам проверки документов приняты решения о постановке на учет 7149 многодетных семей, в том числе:
2752 (38%) - в городе Тюмени, из них 2616 - для индивидуального жилищного строительства, 136 - для дачного строительства;
4797 (62%) - в иных муниципальных образованиях Тюменской области, из них для индивидуального жилищного строительства - 4355, для дачного строительства - 42.
За период действия Закона Тюменской области в 26 муниципальных образованиях Тюменской области многодетным семьям предоставлено 1389 земельных участков общей площадью 188,5 га, в том числе:
в 2011 году - 1 земельный участок площадью 0,21 га;
в 2012 году - 801 земельный участок общей площадью 101,6 га;
в 2013 году - 587 земельных участков общей площадью 86,8 га (по состоянию на 01.10.2013).
Применение схемы удовлетворения спроса на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство посредством приобретения у землевладельцев части их земельных участков не представляется возможным, так как в соответствии со статьей 18 Земельного кодекса объектом права государственной собственности субъекта Российской Федерации могут быть земельные участки, но не их части.
Принимая во внимание положения ст. 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков, в целях удовлетворения спроса на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем для решения вопроса формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство Правительство Тюменской области сотрудничает с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства.
На заседаниях правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия), созданной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в 2012 году приняты решения о передаче органам государственной власти Тюменской области полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению 10 земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе:
- 7 земельными участками общей площадью 51,7 га, расположенными в селе Гусево Тюменского района;
- 2 земельными участками общей площадью 49,6 га, расположенными в п. Московский Тюменского района;
- 1 земельным участком площадью 191 га, расположенным в Заводоуковском городском округе (в том числе для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, - 82 га).
В настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области осуществляются мероприятия по заключению государственных контрактов на формирование и постановку на кадастровый учет 570 земельных участков, расположенных в с. Гусево и п. Московском. Предоставление данных земельных участков многодетным семьям, поставленным на учет в г. Тюмени, планируется осуществлять в 2014 году.
В 2013 году в целях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, Правительственной комиссией принято решение о передаче органам государственной власти Тюменской области полномочий по управлению и распоряжению 3 земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе:
- земельным участком общей площадью 30 га, расположенным в границах Горьковского, Кулаковского и Московского муниципальных образований Тюменского района;
- земельным участком общей площадью 228,3 га, расположенным восточнее д. Падерина Тюменского района;
- земельным участком общей площадью 145,4 га, расположенным северо-западнее д. Падерина Тюменского района.
В настоящее время осуществляются мероприятия по образованию земельных участков в целях дальнейшего предоставления многодетным семьям.
В ходе осуществления переданных полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ПЗ "Тополя" Россельхозакадемии на земельный участок площадью 1454406 кв. м, относящийся к категории "земли сельскохозяйственного назначения". Указанный земельный участок включен в границу населенного пункта деревня Падерина Тюменского района Тюменской области, установлен вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" (постановление Правительства Тюменской области от 22.07.2013 № 297-п).
Вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, позволит увеличить объемы индивидуального жилищного строительства.
На реализацию мероприятий, связанных с подготовкой документации по планировке территории, предусмотрены средства в сумме 113329,84 тыс. рублей, в том числе 96810,413 тыс. рублей для реализации мероприятий в целях создания условий для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Кроме того, в областном бюджете на 2013 год на формирование земельных участков, предназначенных для строительства, в том числе в целях предоставления многодетным семьям, предусмотрено 5544,4 тыс. рублей.
Предельные максимальные цены кадастровых работ, установленные постановлением Правительства Тюменской области от 25.12.2006 № 320-п "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства", обязательны к применению юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими кадастровые работы в Тюменской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся проверки правильности применения цен на кадастровые работы. За период с 2007 по 2012 год проверено 35 организаций и индивидуальных предпринимателей, в десяти организациях выявлены факты превышения предельных максимальных цен кадастровых работ, к нарушителям применены санкции в соответствии с действующим законодательством.
В областном бюджете на 2013 год на реализацию мероприятий по инженерной подготовке площадок для индивидуального жилищного строительства предусмотрено 160 572,053 тыс. рублей, в том числе по инженерной подготовке земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, - 90194,72 тыс. рублей.
С целью обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры сформирован поэтапный план выполнения мероприятий по инженерной подготовке площадок для жилищного строительства до 2016 года включительно.
Проектом областного бюджета на 2014 - 2016 годы на реализацию мероприятий по инженерной подготовке площадок для индивидуального жилищного строительства на 2014 год предусмотрено 124909,5 тыс. рублей, на 2015 - 2016 годы ежегодно 124179,0 тыс. рублей, на мероприятия, связанные с подготовкой документации по планировке территории на 2014 - 2016 годы, объем средств составляет 105288,0 тыс. рублей ежегодно.





Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 21.11.2013 № 1551

ИНФОРМАЦИЯ
О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (К ВОПРОСУ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 20.12.2012 № 779
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ")

(представлена в областную Думу первым заместителем
прокурора Тюменской области В.А.Русских 04.03.2013)

В течение 2012 года прокуратурой выявлено 350 нарушений земельного законодательства, в целях устранения которых внесено 80 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 41 должностное лицо, принесен 31 протест на противоречащие закону правовые акты, к административной ответственности привлечено 14 лиц, в защиту прав граждан в суды направлено 6 исковых заявлений, объявлено 36 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 2 материала в порядке ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
Более 40% выявляемых прокуратурой нарушений законодательства в сфере землепользования допускаются при предоставлении земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства.
Наибольшее количество нарушений при предоставлении земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства по заявлениям граждан в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации связано с несоблюдением установленного законом порядка предоставления земельных участков, а также сроков принятия решений о предоставлении земельных участков гражданам.
Так, прокуратурой Ярковского района установлено, что администрацией Ярковского муниципального района сведения о земельных участках, испрашиваемых заявителями для индивидуального жилищного строительства, опубликованы за пределами установленного 14-дневного срока. Аналогичные нарушения выявлены также прокурорами Ялуторовского, Тюменского, Тобольского районов Тюменской области.
Прокуратурой Голышмановского района установлены факты принятия решений о предоставлении гражданам, обратившимся в администрацию Голышмановского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, более чем через год после опубликования информации в средствах массовой информации. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой Ялуторовского района.
Прокуратурой Тюменского района выявлены факты, когда граждане не информировались органами местного самоуправления о принятии решений об отказе в предоставлении земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства. Мотивированный отказ гражданам не направлялся.
Прокуратурой Нижнетавдинского района установлены факты незаконного предоставления гражданам земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
Так, в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков.
Между тем в нарушение названных положений закона администрацией Нижнетавдинского муниципального района издано распоряжение от 03.02.2011 № 143-р "О предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство", согласно которому земельный участок лесного фонда передан гражданке А. под индивидуальное жилищное строительство, тогда как в соответствии с планом лесонасаждений Нижнетавдинского района данный земельный участок расположен в границах земель гослесфонда Велижанского участкового лесничества.
С аналогичными нарушениями закона администрацией Нижнетавдинского муниципального района изданы распоряжения от 10.10.2010 № 1959-р, от 22.09.2010 № 1846-р, от 06.07.2010 № 1222-р.
На незаконные правовые акты прокурором Нижнетавдинского района принесено 4 протеста, которые рассмотрены и удовлетворены, незаконные распоряжения отменены.
Выявлялись факты нецелевого использования земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Так, в июле 2012 года прокуратурой Тюменского района установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тюмень (адрес изъят. - Прим. ред.) и предназначенном для индивидуального жилищного строительства, организовано размещение предприятия ООО "Феррум-Эксклюзив" по производству металлоизделий. На огороженной по периметру территории были построены 3 сварочных цеха, цех по рубке металла, помещение для демонстрации художественной ковки металла.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок подлежит использованию в соответствии с теми целями, для которых он предоставлен, и его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Учитывая изложенное, в отношении собственника названного земельного участка (гражданки В.) прокурором Тюменского района возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.8 КоАП РФ (нецелевое использование земельных участков), по результатам рассмотрения которого Управлением Росреестра по Тюменской области гражданке В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Помимо этого прокурором района в Тюменский районный суд направлено исковое заявление о запрещении деятельности ООО "Феррум-Эксклюзив" по производству и обработке металлических отходов на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Иск рассмотрен и удовлетворен.
Устанавливались факты незаконного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в санитарно-защитных зонах.
Например, по обращению гражданки С., поступившему в прокуратуру Тюменского района, установлено, что предоставленный ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства находится в санитарно-защитной зоне кладбища с. Онохино.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
По изложенным фактам в адрес главы администрации Тюменского муниципального района и главы Онохинского муниципального образования были направлены информации, по результатам рассмотрения которых решен вопрос о предоставлении заявительнице иного земельного участка, отвечающего требованиям действующего законодательства.
По-прежнему распространены нарушения законодательства при выдаче гражданам градостроительных планов на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Выявляются факты необоснованных отказов в выдаче градостроительных планов земельных участков.
Так, администрацией г. Тюмени и Тюменского района в нарушение ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ допускались отказы в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду непредставления технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, несоответствия площадей, адресных описаний земельных участков, указанных в договорах аренды, и сведений, указанных в кадастровых паспортах земельных участков. По выявленным фактам в адрес администраций г. Тюмени и Тюменского района были внесены представления (представления рассмотрены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Из анализа прокурорской практики видно, что основная часть выявленных нарушений стала возможной из-за ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на должностных лиц органов местного самоуправления, и не связана с необходимостью внесения изменений или дополнений в земельное законодательство.
В качестве предложения по совершенствованию земельного законодательства считаем возможным рассмотреть необходимость дополнительного урегулирования на законодательном уровне вопроса предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Однако Земельным кодексом Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами Тюменской области порядок предоставления земельных участков инвалидам в первоочередном порядке не урегулирован, в связи с чем возникают затруднения при реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на практике.
Например, вопрос о первоочередном предоставлении земельного участка инвалиду 3-й группы, проживающему в г. Тобольске, удалось урегулировать только после прокурорского вмешательства в судебном порядке. По иску прокурора в интересах данного инвалида суд обязал администрацию г. Тобольска предоставить гражданину, имеющему инвалидность 3-й группы, земельный участок в первоочередном порядке.
Кроме того, при осуществлении надзорной деятельности возникают вопросы о применении действующего законодательства, регулирующего порядок распоряжения водоемами, расположенными в границах земельных участков, предоставляемых в аренду, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочиях органов власти при распоряжении указанными объектами.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ).
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (ч. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ).
Из системного толкования частей 1 - 3 ст. 8 Водного кодекса РФ следует, что данные положения применяются в случаях, когда право собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты, уже разграничено, и соответствующие земли находятся в собственности на праве собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Аналогичное значение имеют и положения ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", определяющие принадлежность таких водных объектов, как пруд и обводненный карьер, в зависимости от отнесения земельных участков, в границах которых они расположены, к той или иной форме собственности.
Между тем порядок определения собственности водоемов, расположенных в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действующим законодательством не урегулирован, что влечет за собой различные толкования при рассмотрении вопросов о порядке предоставления водоемов, а также земельных участков, в границах которых они расположены, в пользование.
Надзорная деятельность прокуратуры области в названной сфере будет продолжена.





Приложение 3
к постановлению областной Думы
от 21.11.2013 № 1551

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 20.12.2012 № 779 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА"
ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу руководителем Управления
Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Д.В.Шалабодовым 31.10.2013)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по вопросу исполнения постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области" сообщает следующее.

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" от 07.12.2012 № 600 дано поручение о разработке плана мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.
Во исполнение данного поручения первым заместителем председателя Правительства за номером № 6553п-П9 от 29.11.2012 утвержден план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов (далее - План мероприятий).
План мероприятий направлен в ФАС России для его исполнения в части пункта 6, которым предусмотрено проведение территориальными органами ФАС России проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынка строительных материалов, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
ФАС России во исполнение поручения первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 29.11.2013 № ИШ-П9-7245 об обеспечении исполнения Плана мероприятий направило в территориальные органы поручение от 29.01.2013 о проведении проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках строительных материалов, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. Для территориальных органов установлен срок представления информации о результатах проверок 01.12.2013.
Во исполнение указанного поручения Тюменским УФАС России с целью выявления хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на региональном рынке строительных материалов и занимающих на нем доминирующее положение, в адрес крупных строительных организаций были направлены запросы. Согласно запросам застройщики предоставили информацию, в том числе на следующие поставленные вопросы:
1. Информацию о строительных материалах, приобретение которых сопряжено с какими-либо ограничениями (нет выбора или выбор затруднен, поскольку товар производит ограниченное количество (1 - 2) хозяйствующих субъектов и/или реализацию данного товара осуществляет только один поставщик).
2. Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство и/или реализацию определенных строительных материалов, положение которых на соответствующем товарном рынке в границах Тюменской области (без автономных округов) имеет признаки доминирующего (не менее 35% рынка или более 50% рынка).
3. Ограничен или нет рынок строительных материалов границами территории Тюменской области (без автономных округов), или поставка строительных материалов производится с территорий двух и более субъектов РФ?
В результате обобщения полученных ответов Тюменским УФАС России установлено следующее:
1. Ограничений при выборе и приобретении строительных материалов (в том числе связанных с монополистической деятельностью поставщика) опрошенные хозяйствующие субъекты не испытывают.
2. Выбор на исследуемом рынке разнообразен, причем реализация строительных материалов осуществляется большим количеством поставщиков.
3. При опросе 100% респондентов ответили, что рынок строительных материалов границами территории Тюменской области (без автономных округов) не ограничен. Поставка производится в том числе с территорий Свердловской, Курганской, Омской, Челябинской областей.
В результате опроса организаций (застройщиков), использующих строительные материалы в производственной деятельности, поставщиков рынка строительных материалов, имеющих признаки доминирования в границах Тюменской области (без автономных округов), не выявлено.
В Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляет Тюменское УФАС России, сведения о хозяйствующих субъектах, занимающих на региональном рынке строительных материалов долю более 35%, отсутствуют.
Таким образом, поскольку на рынке строительных материалов региона субъекты антимонопольного контроля не выявлены, исполнение поручения ФАС России в части проведения проверок хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке строительных материалов, является фактически неосуществимым.
Фактов нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в несоблюдении запретов на недобросовестную конкуренцию со стороны хозяйствующих субъектов, действующих на рынке строительных материалов, управлением не зафиксировано.
В части исполнения поручения ФАС России по проведению проверок в отношении органов государственной власти субъекта Российской Федерации Тюменское УФАС России сообщает, что при осуществлении надзорной деятельности (в ходе мониторинга выделения земельных участков под ЖС и ИЖС) нарушений со стороны органов власти Тюменской области не выявлено.





Приложение 4
к постановлению областной Думы
от 21.11.2013 № 1551

ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 20.12.2012 № 779 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА"
ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу председателем
президиума Совета муниципальных образований
Тюменской области В.А.Рейном 30.10.2013)

В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области" 30 апреля 2013 года в целях реализации положений Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2136-р от 30 ноября 2010 года, Советом муниципальных образований Тюменской области был рассмотрен вопрос о создании некоммерческого партнерства "Региональное агентство малоэтажного и коттеджного строительства Тюменской области" (НП "РАМИКС"). Принято решение о создании агентства.
Регистрация НП "РАМИКС" состоялась 31 мая 2013 года.
В июле 2013 года состоялось совещание НП "РАМИКС", на котором присутствовали заинтересованные лица и представители организаций из числа ведущих региональных производителей и поставщиков материалов, риэлторов, строительных организаций, также представители банков и другие.
Работа по формированию первоначального состава участников партнерства будет завершена до конца первого полугодия 2014 года, после получения от собственников (акционеров) компаний одобрения решений об участии в партнерстве.
Активное участие в работе по созданию партнерства принимает Союз строителей Тюменской области, главное управление строительства, областной штаб студенческих отрядов, областное объединение проектировщиков, объединение риэлторов, руководители ведущих строительных компаний, работающих в Тюменской области, руководители предприятий - производителей строительных материалов.
В настоящее время ведется работа над новой версией сайта РАМИКС, разрабатывается система аккредитации партнеров, формируются проекты развития территорий муниципальных образований на 2014 год и последующие годы с учетом зон под малоэтажное жилищное строительство.


------------------------------------------------------------------