По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 21.03.2013 N 973 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 973

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 13.02.2013 № 31/21172 Д/12-842), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в целях реализации раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации Закона Тюменской области "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", уделив особое внимание следующим вопросам:
- оповещение и информирование населения Тюменской области об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий, направленных на снижение гибели людей в чрезвычайных ситуациях;
- увеличение количества общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 21.03.2013 № 973

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ
И ЛИКВИДАЦИИ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА" И ЗАКОНА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" В 2012 ГОДУ

(представлена в областную Думу Вице-Губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 13.02.2013)

Реализация Законов Тюменской области "О пожарной безопасности" и "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" осуществляется в рамках программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения и территорий Тюменской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Программой предусмотрено выполнение мероприятий по реализации следующих задач:
- совершенствование системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- руководство и управление в сфере установленных функций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий Тюменской области от чрезвычайных ситуаций;
- развитие системы реагирования на чрезвычайные ситуации;
- создание условий для тушения пожаров, спасения людей и имущества и воспитание культуры пожарной безопасности среди населения;
- инженерная защита территорий Тюменской области от опасных геофизических процессов;
- создание условий для наиболее полного, комфортного и безопасного пребывания граждан в местах массового отдыха на водных объектах.
В рамках задачи "Совершенствование системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях" осуществлялось дальнейшее развитие учебно-материальной базы объединенного учебно-методического центра. Занятия в данном центре проходят в форме очно-заочного обучения. Для совершенствования процесса обучения в 2012 году приобретены учебные пособия, оргтехника, изготовлены памятки, обновлена информационная система.
За счет средств областного бюджета проведены соревнования "Школа безопасности", "Юный спасатель", "Золотая осень", "Мемориал Федорова".
В рамках задачи "Руководство и управление в сфере установленных функций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий Тюменской области от чрезвычайных ситуаций" выделены средства областного бюджета на содержание служб Главного управления МЧС России по Тюменской области, оповещение и информирование населения Тюменской области об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, содержание складов для хранения имущества мобилизационного резерва и создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В рамках задачи "Развитие системы реагирования на чрезвычайные ситуации" выделены средства областного бюджета на обеспечение деятельности Тюменской службы экстренного реагирования, муниципальным образованиям перечислены субсидии на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В рамках задачи "Создание условий для тушения пожаров, спасения людей и имущества и воспитание культуры пожарной безопасности среди населения" выделены средства на реконструкцию здания в г. Тобольске, строительство здания пожарного депо на 4 автомобиля в г. Ялуторовске, на содержание зданий, техники и оборудования, дополнительно введенной численности личного состава Главного управления МЧС России по Тюменской области, обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, обучение населения мерам пожарной безопасности.
В рамках задачи "Инженерная защита территорий Тюменской области от опасных геофизических процессов" выделены средства на укрепление и благоустройство откоса правого берега р. Туры (1-я, 2-я, 3-я очереди), укрепление и благоустройство откоса левого берега р. Туры, инженерную защиту г. Тобольска от подтопления, дренажную сеть, укрепление и благоустройство откоса берега р. Иртыш в районе объекта культурного наследия "Ансамбль Абалакского монастыря".
Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 323 "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" регулирует отношения в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
В целях реализации Закона приняты:
- постановление Администрации Тюменской области от 27.12.2004 № 230-пк "О подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Администрации Тюменской области от 19.04.2004 № 30-пк "Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области";
- постановление Администрации Тюменской области от 21.03.2005 № 40-пк "О создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны";
- постановление Правительства Тюменской области от 13.05.2006 № 114-п "О силах и средствах постоянной готовности областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Тюменской области от 24.02.2009 № 50-п "Об организации и проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера";
- постановление Правительства Тюменской области от 20.06.2012 № 238-п "О Порядке сбора и обмена в Тюменской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановление Правительства Тюменской области от 10.03.2009 № 78-п "О мерах по повышению устойчивости функционирования организаций области в чрезвычайных ситуациях".
В 2012 году в Тюменской области режим чрезвычайной ситуации вводился при авиационной катастрофе в с. Горьковка 02.04.2012 и был снят 06.04.2012.
Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации осуществлялась силами Главного управления МЧС России по Тюменской области. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации были задействованы 334 человека личного состава и 110 единиц техники, в том числе 50 единиц специальной техники.
Режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не вводился, региональный (межмуниципальный) уровень реагирования не устанавливался. Решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера не принимались. Чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области в 2012 году не зарегистрировано.
Осуществлялась подготовка руководителей, специалистов и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно планам комплектования объединенного учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в 2012 году прошли обучение 1656 человек.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обучено 669340 чел., что составляет 98% всего работающего населения Тюменской области. При обучении особое внимание обращалось на отработку действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. В 2012 году было проведено 2054 учения и тренировки. Обучение осуществляется по месту работы для работающего населения, по месту учебы для обучающихся лиц и по месту жительства для неработающего населения.
Лица, впервые назначенные на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты населения и территории Тюменской области от чрезвычайных ситуаций, проходят переподготовку или повышение квалификации в течение первого года работы. В 2012 году повысили квалификацию 40 преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности", 138 руководителей и специалистов в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлялся сбор информации (сведений) о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности в Тюменской области, о силах и средствах, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области, органов исполнительной власти Тюменской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Мероприятия по сбору, учету и обмену информацией осуществляются:
1) органами исполнительной власти Тюменской области через Главное управление МЧС России по Тюменской области и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти Тюменской области;
2) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти через дежурно-диспетчерские службы и органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
3) органами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области через единую дежурно-диспетчерскую службу "Единая служба спасения - 01" Тюменской области и органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны Тюменской области при органах местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области;
4) организациями через дежурно-диспетчерские службы и структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организаций.
При угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также планировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций организациями, органами местного самоуправления муниципальных организаций Тюменской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Тюменской области осуществляется представление информации в Главное управление МЧС России по Тюменской области.
Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов, осуществляющих управление силами российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации, является оповещение. С этой целью на каждом уровне управления (объектовом, местном, региональном (межмуниципальном)) созданы системы оповещения.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (команд, распоряжений) и экстренной информации от оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Тюменской области до следующих организаций и лиц:
- органы, осуществляющие управление силами РСЧС на территории области, муниципальных образований, служб;
- руководящий состав;
- оперативные дежурные служб потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- население, проживающее в Тюменской области.
Задействование систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способом. Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех уровней является автоматизированный способ.
Действующая в Тюменской области региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО) позволяет информировать население области по сигналам или сообщениям Главного управления МЧС России по Тюменской области и посредством запуска электросирен. Запуск стоек циркулярного вызова и электросирен в городах и населенных пунктах области, являющихся районными центрами, осуществляется автоматически. Автоматизированные сигналы гражданской обороны проходят в 25 муниципальных образованиях, кроме Исетского муниципального района, где проведена реконструкция на базе аппаратуры П-166 местной системы оповещения.
Оперативные дежурные службы Главного управления МЧС России по Тюменской области, дежурные службы филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Регион-Тюмень" (ФГУП ВГТРК ГТРК "Регион-Тюмень") и обслуживающий персонал объектов вещания к оповещению населения области подготовлены. У дежурных служб ГУ МЧС и ФГУП ВГТРК ГТРК "Регион-Тюмень" имеются согласованные инструкции о порядке взаимодействия, тексты речевых сообщений для оповещения населения, в том числе записанные на магнитные носители. Технические средства региональной системы оповещения, в том числе средств вещания, к оповещению населения также подготовлены. Для оповещения населения установлен единый сигнал "Внимание! Всем!", который предполагает звучание сирен, а затем передачу сообщений о порядке дальнейших действий.
Для оповещения населения, не охваченного РАСЦО, предусмотрено использование автомашин с использованием систем громкой связи, а также автономных электросирен и громкоговорящих установок.
Планом взаимодействия между ГУ МЧС России по Тюменской области и управления МВД России по Тюменской области по вопросам организации связи в районах чрезвычайных ситуаций, а также при проведении командно-штабных учений предусмотрено привлечение 157 мобильных средств связи.
В местах массового пребывания людей информирование об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено с использованием терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН).
В областном центре функционируют:
пункты уличного оповещения населения (ПУОН) - 2 комплекса;
пункты информирования, оповещения населения в зданиях (ПИОН) - 13 комплексов (на 13 объектах г. Тюмени);
региональный информационный центр (РИЦ).
Данные о количестве и расположении указанных центров приведены в таблице ниже.

Таблица


№ Тип ТК Адрес расположения (установки) терминального комплекса
п/п

1 РИЦ ул. М.Горького, 72

2 ПУОН ул. Первомайская, район ж/д вокзала

3 ПУОН ул. Пермякова, 9, автовокзал

4 ПИОН ул. Пермякова, 9, автовокзал

5 ПИОН ул. Максима Горького, 70, ТЦ "Гудвин"

6 ПИОН ул. 50 лет ВЛКСМ, 63, ТЦ "Премьер"

7 ПИОН ул. Розы Люксембург, 12, Дворец спорта

8 ПИОН ул. Севастопольская, 12, Выставочный зал

9 ПИОН ул. Республики, 200а, центр торговли "Привоз"

10 ПИОН ул. Дружбы, 165а, ООО "Рынок Северный"

11 ПИОН ул. Бакинских Комиссаров, 7, ЗАО "ТЦ Мальвинка"

12 ПИОН ул. Энергетиков, 66, ООО "Рынок Пригородный"

13 ПИОН ул. Первомайская, 15, ГП "Тюменский государственный цирк"

14 ПИОН ул. Луначарского, 4, строительный университет

15 ПИОН ул. Орджоникидзе, 63а, ТЦ "ЦУМ"

16 ПИОН ул. Мельникайте, 137, ТЦ "Южный"


Ежедневно на терминальных комплексах ОКСИОН транслируются 384 видеоролика о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, об угрозе террористических актов, приемах и способах защиты от них, а также иная информация в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, охраны общественного порядка, профилактике нарушений правил дорожного движения. Продолжительность каждого ролика составляет от 10 до 40 секунд, в течение суток ролик выходит на каждый экран 28 раз. Охват населения, которое получает информацию таким образом, составляет до 300 тыс. человек в день.
Все терминальные комплексы ОКСИОН (ТК ОКСИОН) управляются из регионального информационного центра.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 10.03.2009 № 78-п "О мерах по повышению устойчивости функционирования организаций области в чрезвычайных ситуациях". Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций включают разработку планов, подготовку руководящего состава, разработку и внедрение регламентов действий и взаимного информирования, создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов, создание аварийно-спасательных формирований и обучение их сотрудников, проведение учений и тренировок с выполнением практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и ряд других мероприятий, способствующих снижению риска возникновения нештатных аварийных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения.
В целом для предупреждения чрезвычайных ситуаций проводится плановая предупредительно-подготовительная работа. Так, например, в целях подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства к обеспечению жизнедеятельности населения в период зимних максимумов потребления ресурсов организациями жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы заключены договоры с поставщиками топлива на поставку ресурсов в объемах, необходимых для выработки тепловой энергии в течение отопительного сезона 2012 - 2013 гг. К началу отопительного сезона был создан 54-суточный запас угля и 49-суточный запас нефти при нормативном 45- и 30-суточном запасе соответственно. По состоянию на 1 декабря 2012 года в муниципальных образованиях сформирован 70-суточный запас угля и 75-суточный запас нефти. В течение всего отопительного сезона запасы топлива должны поддерживаться на неснижаемом 14-суточном уровне по твердому и 10-суточном уровне по жидкому топливу.
В целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным опасными природными явлениями, действует штаб по обеспечению безопасности электроснабжения под председательством Губернатора Тюменской области.
В состав штаба входят представители Правительства Тюменской области, надзорных органов, МЧС, сетевых, генерирующих компаний, организаций коммунального комплекса и газораспределительных организаций.
Во всех муниципальных образованиях Тюменской области действуют единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, разработаны регламенты взаимодействия организаций коммунального комплекса со структурными подразделениями МЧС, отрядами пожарной охраны и иными организациями. Энергоснабжающими предприятиями заключены договоры аварийного прикрытия.
В целях недопущения прекращения теплоснабжения и электроснабжения разработаны графики перевода потребителей Тюменской области на резервные виды топлива при снижении температуры атмосферного воздуха или авариях на магистральных газопроводах. Данные графики согласованы со всеми заинтересованными организациями.
Для резервного электроснабжения в муниципальных образованиях имеется 129 стационарных и 55 передвижных дизельных электростанций.
В период 2011 - 2012 годов органами местного самоуправления дополнительно приобретено 50 автономных резервных источников электроснабжения.
Таким образом, в Тюменской области объекты теплоснабжения, водоснабжения и канализации обеспечены резервным электроснабжением на 100%.
В целях оперативного устранения аварийных ситуаций действует 201 аварийно-восстановительная бригада (около тысячи человек и 455 единиц техники). Сформированы аварийно-технические запасы материалов и оборудования, которые хранятся в организациях коммунального комплекса, муниципальных образованиях и в областном резерве.
Контроль за работой систем жизнеобеспечения осуществляется посредством дежурства руководителей и специалистов департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Администрациями городских округов и муниципальных районов также проведен комплекс организационных мероприятий по обеспечению безаварийной работы систем жизнеобеспечения и дежурству специалистов.
Наиболее вероятным источником чрезвычайных ситуаций для объектов и организаций, расположенных в Тюменской области, являются пожары.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности систематически рассматриваются на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области, на совещаниях, проводимых Губернатором Тюменской области с главами муниципальных районов и городских округов, на заседаниях антитеррористической комиссии Тюменской области.
В Тюменской области сформирован и осуществляется ряд организационных и практических мероприятий, направленных на стабилизацию обстановки с пожарами. Так, начиная с 2003 года в Тюменской области ежегодно проводится операция "Жилище", в рамках которой осуществляется проверка противопожарного состояния непосредственно жилого фонда, обеспечение мер пожарной безопасности управляющими компаниями, ТСЖ, предприятиями, обслуживающими жилой фонд. Для участия в мероприятиях по профилактике пожаров привлекаются инспекторы федерального государственного пожарного надзора, внештатные инспекторы, сотрудники полиции, работники сферы жилищно-коммунального хозяйства, сотрудники надзорных органов. В муниципальных образованиях созданы группы внештатных инспекторов общей численностью 182 человека.
В Тюменской области имеется 215 жилых домов повышенной этажности. Здания данных жилых домов в соответствии с требованиями действующего законодательства на стадии строительства были оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, дымоудаления, внутренним противопожарным водопроводом.
Большое внимание уделяется обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях. В период 2007 - 2012 годов в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в образовательных организациях юга Тюменской области в образовательных учреждениях:
- установлены системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре (100%), которые находятся в исправном состоянии (на 82% обеспечен вывод сигнала системы автоматической пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения);
- проведены замеры сопротивления изоляции электросетей и оборудования (100%);
- проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций (100%);
- эвакуационные пути и выходы приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства (100%);
- установлены двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров (100%).
В период 2007 - 2012 годов в учреждениях образования было проведено более 25 тыс. противопожарных мероприятий.
Кроме того, начиная с 2007 года в Тюменской области функционирует новый механизм приемки в части противопожарной безопасности общеобразовательных учреждений к началу нового учебного года, согласно которому прием (оценка готовности) осуществляется в 3 этапа: 1-й этап - с 15 мая по 10 июня, 2-й этап - с 5 по 20 июля и 3-й этап - с 1 по 15 августа. Данный механизм позволяет к новому учебному году обеспечить противопожарную безопасность во всех общеобразовательных учреждениях.
Педагогический состав и обслуживающий персонал образовательных учреждений проходит обучение по пожарной безопасности в рамках Примерной программы обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности.
Обучение учащихся образовательных учреждений осуществляется в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
Ежеквартально в образовательных учреждениях проводятся инструктаж о соблюдении противопожарного режима и тренировки по эвакуации людей в случае возникновения пожара. На базе Тюменского института развития регионального образования осуществляется обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму.
В соответствии с Совместным планом мероприятий по воспитанию культуры самосохранительного поведения обучающихся Тюменской области на 2012 - 2014 годы проводится работа по пропаганде знаний в области пожарной безопасности.
Ежегодно в летних пришкольных лагерях проводятся соревнования по отработке нормативов и практических навыков поведения при пожаре.
В Тюменской области действуют 220 дружин юных пожарных, в которых состоит 2296 учащихся общеобразовательных учреждений.
В плановом порядке в образовательных учреждениях проводятся месячники и декады пожарной безопасности.
Традиционным и массовым является проведение месячника пожарной безопасности в начале учебного года, с 1 по 10 сентября, включающего мероприятия по пропаганде знаний в области пожарной безопасности (уроки, лекции, обучающие игры, викторины, инструктажи, классные часы и т.д.), смотры дружин юных пожарных, тренировки по отработке навыков эвакуации из здания в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Также большое внимание уделяется вопросам повышения пожарной безопасности в учреждениях социальной защиты. Деятельность по обеспечению противопожарной безопасности осуществляется на основании Плана первоочередных мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в учреждениях и организациях социального обслуживания населения.
Анализ выполнения данного плана показывает положительную тенденцию повышения уровня противопожарной защищенности социальных учреждений. Так, в 2007 году степень исполнения предписаний государственного пожарного надзора составляла 54%, по состоянию на 1-е полугодие 2012 года - 96%.
Создание безопасных условий проживания граждан в социальных учреждениях области осуществляется на системной основе.
Все учреждения социальной защиты с постоянным круглосуточным пребыванием людей оснащены современными системами автоматической пожарной сигнализации с речевым оповещением о пожаре, позволяющими обнаружить признаки пожара на ранних стадиях, системами вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт ближайшего пожарного подразделения.
Все учреждения социальной защиты приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
На отдельных постах пожарной охраны, расположенных на территориях Таловского психоневрологического интерната, Щучинского психоневрологического интерната, Зареченского психоневрологического интерната, Михайловского специального дома-интерната, центра "Красная гвоздика", увеличена численность пожарных.
В целях организации круглосуточных постов пожарной охраны в селах Истошино, Успенка, Рассвет, Лесное и п. Винзили увеличена численность сотрудников пожарной охраны.
На период проведения праздничных мероприятий в учреждениях социальной защиты устанавливается соответствующий противопожарный режим, организуется круглосуточное дежурство усиленной смены сотрудников, ограничивается использование пиротехнической продукции в помещениях и местах массового скопления людей.
Сотрудники учреждений социальной сферы, ответственные за противопожарное состояние, в плановом порядке проходят обучение в учебном центре МЧС России по Тюменской области либо в иных организациях на право проведения обучения пожарному минимуму с получением удостоверения установленного образца. В период 2008 - 2012 годов обучено более 250 сотрудников учреждений социальной сферы.
В целях обеспечения эвакуации граждан из учреждений социальной защиты при возникновении чрезвычайной ситуации в данных учреждениях сформированы оптимальные штатные расписания. Достаточность персонала подтверждается тренировками, проводимыми с привлечением служб пожарной охраны.
Для организации спасательных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций персонал учреждений социальной защиты в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего действия. Кроме того, для граждан, находящихся на постельном режиме в учреждениях социальной защиты, в 2012 году приобретен 831 самоспасатель изолирующего действия.
Деятельность учреждений социальной защиты по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций регламентирована специальными инструкциями.
Во исполнение решения протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области от 25.03.2011 № 3, в целях обеспечения противопожарной безопасности, соблюдения противопожарного режима и предупреждения гибели людей от пожаров в учреждениях здравоохранения области организована и в плановом режиме осуществляется профилактическая работа.
Все учреждения здравоохранения Тюменской области оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, которая находится в хорошем техническом состоянии, отвечает требованиям действующего законодательства. В 2007 году степень исполнения предписаний государственного пожарного надзора в учреждениях здравоохранения составляла 42%, по состоянию на 1-е полугодие 2012 года - 92%.
В 2012 году были выделены средства областного бюджета для проведения противопожарных мероприятий, связанных с капитальным ремонтом в учреждениях здравоохранения, приобретением первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты органов дыхания.
В учреждениях здравоохранения систематически проводятся занятия и тренировки на тему "Действия работников при пожаре в здании и правила применения средств пожаротушения".
В 2012 году 291 сотрудник учреждений здравоохранения прошел подготовку по пожарно-техническому минимуму.
С целью предупреждения массовых инфекционных, паразитарных и зоонозных заболеваний, отравлений людей проводится комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий: профилактические прививки населению, противоклещевые и противокомариные обработки территорий детских учреждений, объектов социальной защиты, объектов здравоохранения, лесопарковых зон, скверов, дворовых территорий, дератизация населенных пунктов, санитарно-просветительская работа и гигиеническое обучение декретированных групп населения (медицинские работники, работники торговли, общественного питания, детских общеобразовательных организаций).
Одной из мер по защите населения области от массовых инфекционных заболеваний является иммунопрофилактика.
В целях профилактики инфекционных заболеваний проводится иммунизация населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. В 2012 году от гриппа было привито 42% населения области.
Вся Тюменская область является эндемичной по заболеваемости клещевыми инфекциями (вирусным энцефалитом, боррелиозом). В 2012 году против клещевого вирусного энцефалита было привито 4,9% населения области (в 2011 году - 4,5%). На площади 3842 га проведены акарицидные обработки.
При возникновении очагов инфекционных заболеваний специалистами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" проводятся экстренные мероприятия по дезинфекции.
Специалистами-энтомологами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" проводится контроль качества противоклещевых обработок. Запланированные к обработке и фактически обработанные территории проверяются на наличие клещей выездными бригадами энтомологов.
В целях предупреждения инфекционной заболеваемости людей Роспотребнадзором организован и проводится ежемесячный мониторинг качества водопроводной воды. На предприятиях водоподготовки и водообеспечения имеются программы производственного контроля, в соответствии с которыми проводится контроль качества водопроводной воды по микробиологическим, вирусологическим, паразитологическим, органолептическим и химическим показателям.
Проводятся мероприятия по профилактике эпизоотий.
Армизонский, Бердюжский, Казанский, Ишимский, Омутинский и Сладковский районы относятся к "зоне риска" по гриппу птиц. В целях профилактики гриппа птиц в этих районах в 2012 году иммунизировано 410 тыс. голов домашней птицы, проведено более 48 тыс. исследований на наличие гриппа птиц (результат отрицательный). С 2006 года грипп птиц в Тюменской области не был зарегистрирован.
Тюменская область является благополучной по африканской и классической чуме свиней. Несмотря на это, проводится весь комплекс противоэпизоотических, лечебно-профилактических и хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения данных заболеваний.
На всех свиноводческих комплексах и свинофермах регулярно проводится клинический осмотр свиней. Отделом государственного ветеринарного надзора в 2012 году было проведено 254 проверки свиноводческих предприятий, выявлено 22 нарушения, наложено 17 штрафов на общую сумму 63 тыс. рублей. Кроме того, ветеринарный контроль осуществляется на рынках, перерабатывающих предприятиях, в торгующих организациях. В целях недопущения ввоза в Тюменскую область подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов и животноводческой продукции с территорий, неблагополучных в отношении заболевания свиней африканской чумой, проводятся проверки автомобильного транспорта. В 2012 году было осмотрено 442 единицы автотранспорта и 448,5 тонны продукции животного происхождения, приостановлено к реализации 3,7 тонны продукции животного происхождения, 38 животных. Нарушители привлечены к административной ответственности. Поголовье свиней в хозяйствах всех форм собственности в плановом порядке прививается против классической чумы. ГАУ ТО "Тюменская областная ветеринарная лаборатория" оснащено необходимым оборудованием для проведения лабораторных исследований на африканскую чуму свиней, в 2012 году проведено 908 таких исследований среди домашних и диких свиней, результат отрицательный. Проводится просветительская работа среди населения, в 2012 году проведено 1184 беседы, 33 семинара, распространено 8900 памяток, выпущено 35 статей, проведено 2 теле- и 10 радиовыступлений, организовано 126 сходов граждан.
В целях профилактики гриппа А (H1N1) проводится комплекс противоэпизоотических, лечебно-профилактических и хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространение инфекционных болезней свиней, создан запас диагностикумов для дифференциальной диагностики гриппа H1N1, заболеваний животных в 2012 году не регистрировалось, сохранность животных стабильная.
Согласно Плану профилактических мероприятий по бешенству проводится обязательная вакцинация против бешенства домашних животных. Для снижения заболеваемости бешенством в 2012 году в области проведена плановая иммунизация диких плотоядных животных вакциной "Рабивак-О/333". В течение 2012 года были зарегистрированы единичные, локализованные, не имеющие тенденции к распространению случаи заболевания бешенством диких плотоядных животных. В 2012 году было зарегистрировано 3 случая бешенства крупного рогатого скота. В случае выявления заболевания бешенством на территории населенного пункта вводится карантин, проводится комплекс противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации болезни:
- вакцинация сельскохозяйственных животных;
- антирабическое лечение и медицинское наблюдение контактных лиц;
- дезинфекция дворовых территорий;
- отлов бездомных животных;
- отстрел диких плотоядных животных вблизи неблагополучного населенного пункта;
- санитарно-просветительская работа среди населения и другие мероприятия.
В целях недопущения возникновения заболеваний сибирской язвой все поголовье крупного, мелкого рогатого скота и лошадей ежегодно прививается против сибирской язвы (за 2012 год против сибирской язвы иммунизировано более 490 тыс. голов). Все муниципальные образования полностью обеспечены сибиреязвенной вакциной. На складе ГУ "Областной противоэпизоотический отряд" имеется резерв вакцины против сибирской язвы в количестве 35 тыс. доз. Определены предприятия - поставщики противосибиреязвенной сыворотки. Все вынужденно убитые животные и кожсырье от животных, убитых вне мясокомбинатов, подвергается исследованию на сибирскую язву в ветеринарных лабораториях. С 1984 года область стабильно благополучна по сибирской язве.
Территории Бердюжского, Казанского и Сладковского районов граничат с Республикой Казахстан, которая неблагополучна по ящуру. В целях профилактики ящура сельскохозяйственных животных на территории данных районов ежегодно в плановом порядке прививается против ящура вакциной "А, О, Азия-1" крупный и мелкий рогатый скот, случаев заболевания в 2012 году не зарегистрировано.
С целью профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных такими заболеваниями, как туберкулез, бруцеллез и сап, проводятся диагностические исследования. Тюменская область является стабильно благополучной по бруцеллезу с 1997 года.
В области разработан комплексный план мероприятий по профилактике лейкоза крупного рогатого скота и борьбе с ним. Ежегодно оздоравливается крупный рогатый скот в 10 - 15 населенных пунктах. На каждой животноводческой ферме разработан индивидуальный план мероприятий по профилактике лейкоза и борьбе с ним. В 2012 году в рамках мероприятий по профилактике лейкоза и борьбе с данным заболеванием крупного рогатого скота удалось снизить инфицированность животных с 33 до 5%.
В рамках осуществления государственного надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2012 году было проведено 57 проверок на 102 расположенных в Тюменской области потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения деятельности населения (95 потенциально опасных объектов, 7 объектов жизнеобеспечения населения). По результатам проверок назначено 22 административных наказания, наложено штрафов на сумму 0,627 млн. рублей.
На все объекты имеются декларации промышленной безопасности. Все проверенные в 2012 году субъекты надзора, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, имеют соответствующие лицензии на опасные виды деятельности.
Закон Тюменской области "О пожарной безопасности" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О пожарной безопасности", иными федеральными законами, Уставом Тюменской области регулирует правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в Тюменской области.
По состоянию на 01.01.2013 в Тюменской области имеется 38 созданных за счет средств областного бюджета отдельных постов пожарной охраны численностью 306 человек личного состава.
Тушение пожаров в области осуществляют 11 отрядов федеральной противопожарной службы, в состав которых входит 47 пожарных частей по охране городских округов и сельских поселений (в том числе 2 отряда федеральной противопожарной службы, созданных на договорной основе в целях охраны имущества организаций, в структуру которых входят 8 пожарных частей), 1 самостоятельная пожарная часть федеральной противопожарной службы (Ярковский муниципальный район), 1 специализированная пожарная часть федеральной противопожарной службы по тушению крупных пожаров (г. Тюмень), а также 164 отдельных поста федеральной противопожарной службы.
В 2012 году подразделениями пожарной охраны Тюменской области было совершено 68585 выездов, в том числе:
- 3662 - на пожары;
- 121 - на пожары в лесах;
- 2696 - на дорожно-транспортные происшествия;
- 1243 - для оказания помощи населению (не связанной с пожарами);
- 7700 - на проведение учебных занятий;
- 7355 - на отработку документов предварительного планирования;
- 9766 - на отработку нормативов;
- 34794 - прочие выезды.
Нарушений технического регламента по времени прибытия первого пожарного подразделения на пожар в 2012 году допущено не было.
В 2012 году продолжена работа по противопожарной защите населенных пунктов силами добровольных пожарных.
В результате проведенной работы по развитию добровольной пожарной охраны в Тюменской области создано 1335 подразделений добровольной пожарной охраны общей численностью 10103 человека. Все добровольцы зарегистрированы в Реестре добровольных пожарных Тюменской области.
Для укомплектования подразделений добровольной пожарной охраны материально-техническими средствами в 2012 году за счет средств областного бюджета было приобретено и передано муниципальным образованиям 86 пожарных мотопомп SKAT МПБ-1300 в комплекте (с рукавами и стволом), 1287 костюмов брезентовых в комплекте с рукавицами, 2336 сапог кирзовых, 2336 касок защитных, 583 пояса пожарного, 696 топоров пожарных.
Для оснащения добровольных пожарных команд в с. Пеганово и п. Ламенский из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность переданы транспортное средство - специальная грузовая цистерна АЦ-40 (131Н) 5А и пожарная спецавтоцистерна ЗИЛ-431412 АЦ-40.
Для оснащения добровольной пожарной команды, созданной при образовательном учреждении высшего профессионального образования "Тюменская государственная сельскохозяйственная академия", данному учреждению передана пожарная автоцистерна АЦ 3,0-40(33086).
В целях обеспечения предоставления добровольным пожарным социальной и правовой защиты Правительством Тюменской области принято постановление от 23.11.2011 № 423-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер правовой и социальной защиты добровольным пожарным, а также членам семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных".
В связи с повышением пожарной опасности в марте - апреле 2012 года и необходимостью стабилизации обстановки с пожарами постановлением Правительства Тюменской области от 20 апреля 2012 года № 150-п с 20 марта в Тюменской области был введен особый противопожарный режим (отменен постановлением Правительства Тюменской области от 01.10.2012 № 394-п).
В результате реализации мероприятий по защите населения и территорий Тюменской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году фактические значения следующих показателей составили:
- "снижение гибели людей в чрезвычайных ситуациях и на пожарах" - 118% при плане 98,4% (ухудшение показателя произошло в связи с авиационной катастрофой);
- "снижение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций" - 70407,1% при плановом значении 94% (фактический размер показателя является ориентировочным, так как следственные мероприятия по факту авиационной катастрофы 02.04.2012 не завершены, окончательный размер ущерба будет уточнен после завершения следствия);
- "рост спасенных материальных ценностей на пожарах" - 113,7% при плане 102%;
- "доля руководящего состава и должностных лиц, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и террористических актов в объединенном учебно-методическом центре по ГО и ЧС" - 100% при плане 100%;
- "охват населения области оповещением о наступлении чрезвычайных ситуаций посредством специальной системы информирования" - 80% (достигнут плановый показатель);
- "время выхода на поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные и другие неотложные работы" - 4 минуты (достигнут плановый показатель);
- "время ликвидации дорожно-транспортного происшествия и его последствий" - 36 минут (достигнут плановый показатель);
- "время прибытия на пожар" - 7,54 минуты при плане 8,6 минуты;
- "среднее время тушения пожара" - 12,03 минуты при плане 20 минут;
- "количество оборудованных пляжей муниципальных образований" - 4 штуки (достигнут плановый показатель);
- "количество общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах" - 4 штуки (достигнут плановый показатель).


------------------------------------------------------------------