По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Думы Бердюжского муниципального района от 18.06.2013 N 163 "Об утверждении экономического обоснования по переселению граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Уктузского сельского поселения Бердюжского муниципального района"



ДУМА БЕРДЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. № 163

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
УКТУЗСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕРДЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА

Заслушав информацию председателя комитета по экономике, прогнозированию и торговле Андриевской С.А., об утверждении экономического обоснования по переселению граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Уктузского сельского поселения Бердюжского муниципального района, в соответствии с решением постоянной комиссии по ЖКХ, строительству, транспорту, связи и газификации, Уставом МО Бердюжский муниципальный район, районная Дума решила:
1. Утвердить экономическое обоснование по переселению граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Уктузского сельского поселения Бердюжского муниципального района, согласно приложению.
2. Данное решение вступает в силу с момента его подписания.

Председатель районной Думы
М.А.КУТЫРЕВА





ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ УКТУЗСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
БЕРДЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2013 г.

I. СОСТОЯНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ

Смещение производства на центральные усадьбы сельских поселений и районный центр привело к обострению социальной ситуации в труднодоступных и отдаленных пунктах.
В связи с этим возникли "неперспективные населенные пункты", к которым отнесены нижеследующие деревни Бердюжского района.

Таблица 1

Перечень населенных пунктов Бердюжского муниципального
района, которые могут быть отнесены к неперспективным
в период 2013 - 2015 г.г.


Наименование сельского Наименование неперспективного населенного
поселения пункта

Уктузское сельское с. Мурашово
поселение
д. Шашмурина


Таблица 2

Информация о производственной и социальной инфраструктуре
населенных пунктов, намечаемых к переселению

с. Мурашово
Уктузского сельского поселения

по состоянию на 01.01.2013


Наименование предприятия Фактически
имеется

1. Сельскохозяйственные, 0
промышленные предприятия

2. Социальные и обслуживающие Школа 0
объекты

Детский сад 0

Фельдшерско-акушерский пункт 1

Сельский клуб 0

Магазины 0

Отделение почтовой связи и 0
телеграф

3. Объекты жизнеобеспечения Водонапорная башня


д. Шашмурина
Уктузского сельского поселения

по состоянию на 01.01.2013


Наименование предприятия Фактически
имеется

1. Сельскохозяйственные, 0
промышленные предприятия

2. Социальные и обслуживающие Школа 0
объекты

Детский сад 0

Фельдшерско-акушерский пункт 1

Сельский клуб 0

Магазины 0

Отделение почтовой связи и 0
телеграф

3. Объекты жизнеобеспечения Водонапорная башня


Данные таблицы 2 показывают, что основным признаком неперспективного населенного пункта является отсутствие предприятий и отсутствие разного уровня объектов обслуживающей и социальной инфраструктуры.
В каждом из населенных пунктов проживает до 50-и человек.
Автомобильная дорога от с. Уктуз до населенных пунктов с. Мурашово (протяженностью - 8,0 км), д. Шашмурина (протяженностью - 11,3 км) и муниципальные дороги в черте данных населенных пунктов представлены дорогами с грунтовым покрытием. В период распутицы данные дороги теряют свою несущую способность, и проезд по ним становится затруднительным.
Источником централизованного водоснабжения с. Мурашово является поверхностный водозабор из оз. Мурашово, состоящий из заборного устройства производительностью 39,5 м3/сут., расположенного в западной части населенного пункта, водонапорной башни емкостью 20 м3 и водопроводной сети протяженностью 1,58 км.
Источником централизованного водоснабжения д. Шашмурина является поверхностный водозабор из оз. Шашмурино, состоящий из заборного устройства производительностью 27 м3/сут., расположенного в северо-восточной части населенного пункта, водопроводной сети протяженностью 1,6 км. Система водоснабжения данных населенных пунктов предельно изношена.
В настоящее время газоснабжение в населенных пунктах осуществляется привозным сжиженным газом в баллонах.
В планах по газификации Бердюжского района предусматривается газификация с. Уктуз. На сегодняшний день ведется строительство межпоселкового газопровода "Бердюжье - Уктуз". Газификация населенных пунктов с. Мурашово, д. Шамшурина не предусмотрена.
Автоматизированная телефонная станция расположена в центральной части с. Уктуз. Связь между автоматизированной телефонной станцией и абонентами осуществляется по воздушным линиям связи, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Система электроснабжения населенных пунктов Уктузского сельского поселения осуществляется по воздушным линиям (ВЛ 10 кВ - 0,4 кВ), которые предельно изношены. Общая протяженность высоковольтных линий ВЛ 10 кВ - 0,4 кВ от с. Уктуз до с. Мурашово составляет 7,4 км и от с. Мурашово до д. Шашмурина составляет 3,1 км.
Значительная часть жилых домов в вышеуказанных населенных пунктах находится в ветхом и аварийном состоянии. В основном дома шлаколитые и в бревенчатом, брусовом исполнении. Годы строительства домов с 1910 по 1965 годы.
Из 32 жилых объектов, расположенных в с. Мурашово:
- 5 являются собственностью муниципального образования Бердюжский муниципальный район;
- 27 находятся в частной собственности (по 11 жилым помещениям документы отсутствуют), в том числе 7 из них практически разрушены.
Из 14 жилых домов, расположенных в д. Шашмурина:
- 9 домов - двухквартирные, в том числе 1 находится в муниципальной собственности (по 7 жилым помещениям документы отсутствуют).
По данным ФБУ "Кадастровая палата" по Тюменской области поставлено на государственный кадастровый учет в д. Шашмурина 20 земельных участков с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства, из них два участка находятся в частной собственности. В с. Мурашово поставлено на государственный кадастровый учет 40 земельных участков с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства, из них три участка находятся в частной собственности.
Другим признаком неперспективности населенного пункта является низкий уровень занятости населения.

Таблица № 3

Анализ занятости населения неперспективных населенных
пунктов по состоянию на 01.01.2013


Наименование Численность Численность Удельный вес
населенного пункта проживающих, чел. работающих, чел. занятых, %

с. Мурашово 49 4 8,2

д. Шашмурина 46 1 2,2


Данные таблицы 3 показывают, что занятость населения колеблется от 2,2% до 8,2%.
Население занято ведением личного подсобного хозяйства. В личных подворьях населения д. Шашмурина и с. Мурашово содержится около 200 голов свиней и 54 головы крупного рогатого скота, в т.ч. 22 головы коров. Для сравнения в д. Луговая (Истошинского сельского поселения), где количество жителей сопоставимо с численностью населения в вышеупомянутых населенных пунктах, поголовье коров в расчете на 1 жителя более чем в 5 раз превышает аналогичный показатель в населенных пунктах Уктузского сельского поселения (д. Шашмурина и с. Мурашово). Расходы по содержанию хозяйства в населенных пунктах Уктузского сельского поселения превышают аналогичные расходы в других сельских поселениях, а именно при заготовке кормов отсутствие сельскохозяйственной техники на территории этих населенных пунктов делает закуп и транспортировку сена значительно дороже, также из-за отдаленности территории бывают сложности по своевременности оказания ветеринарных услуг.
Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием к населенным пунктам Уктузского сельского поселения (д. Шашмурина и с. Мурашово) население испытывает трудности в реализации излишков сельскохозяйственной продукции (молока), в связи с чем слабо развито животноводство у населения. Расчетно определено, что населением д. Шашмурина и с. Мурашово ежегодно недополучено доходов от сдачи молока на сумму 715,0 тыс. рублей.
Потребительская кооперация, занимающаяся закупом излишков сельскохозяйственной продукции с территории Бердюжского района, из-за отдаленности территории и бездорожья не обслуживает территории вышеупомянутых населенных пунктов.
На территории Уктузского сельского поселения расположено подразделение ЗАО "Племзавод-Юбилейный", площадь возделываемой пашни - 4640 га. С д. Шашмурина и с. Мурашово трудоустроены в подразделение только 4 человека.
Переселение в ближайший населенный пункт - с. Уктуз позволит людям полноценно заниматься не только разведением личного подсобного хозяйства, но и трудоустроиться большему количеству экономически активного населения в действующие предприятия. В Зарословском сельском поселении занимается выращиванием сортового картофеля ИП глава КФХ Попов В.А., где существует потребность работников рабочих профессий.
За последние 5 лет, начиная с 2008 года, на данной территории произошло 23 пожара. Причиной пожаров является соседство с Курганской областью, которая создает дополнительную пожароопасность на данной территории, площадь пожаров за этот период составила 234,6 га.
В связи с этим активно проводятся противопожарные работы - создание минерализованных противопожарных полос и их поддержание в течение года, годовые затраты 25,0 тыс. рублей.

Таблица 4

Удельный вес социально-незащищенных групп населения,
проживающих в неперспективных населенных пунктах,
по состоянию на 01.01.2013


Наименование Численность пенсионеры и семьи с детьми
населенного пункта проживающих инвалиды

человек семей человек уд. вес в % количество Уд.
от общего вес в
числа % от
проживающих общего
числа
семей

с. Мурашово 49 25 18 36,7 14 56,0

д. Шашмурина 46 16 11 23,9 10 62,5

Всего 95 41 29 30,5 24 58,5


Данные таблицы 4 отражают удельный вес тех групп населения, которые относятся к наиболее социально незащищенным и которым необходима первоочередная помощь по переселению.
В среднем доля пенсионеров и инвалидов (29 чел.) составляет 30,5% от общего числа проживающих (95 чел.); доля семей с детьми (24 семьи) 58,5% от общего числа семей (41).
Неперспективные населенные пункты порождают еще одну проблему - это неэффективное использование бюджетных средств на содержание данных населенных пунктов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, дорожной сети.
Следующая таблица дает представление об объемах затрат на содержание населенных пунктов.

Таблица 5

Затраты на содержание неперспективных населенных пунктов
за год


Наименование Затраты на содержание населенных пунктов, тыс. рублей
населенного
пункта Всего в том числе

бюджетных Жизнеобеспечение содержание прочие
учреждений дорог
соц. сферы

с. Мурашово 5500,0 958,3 1530,0 1116,1 1895,6
д. Шашмурина


Как показывают данные таблицы 5, из общего объема затрат на содержание дорожной сети приходится 29%. Возможное перераспределение этих средств на решение проблем населения неперспективных населенных пунктов позволит более эффективно использовать средства областного бюджета.

Капитальные вложения, необходимые для приведения
в нормативное состояние систем жизнеобеспечения
населенных пунктов


Наименование Капиталовложения, млн. рублей
населенного
пункта Всего в том числе

Рекон- Замена Строительство Линии
струкция водопровода, дорог в связи, в
ЛЭП реконструкция щебеночном том числе
водозаборов покрытии оптико-
волокнистая

с. Мурашово 202,4 31,4 29,0 127,0 15,0
д. Шашмурина


Исходя из вышеизложенной ситуации следует, что необходима целенаправленная помощь законодательной и исполнительной ветвей власти в решении проблем неперспективных населенных пунктов.
При наличии проблем неперспективных населенных пунктов необходимо учитывать долговременные интересы экономики и населения района. Ресурсы территории и ее потенциал, перспективы развития экономики района требуют контроля за рынком труда.
Решение проблемы неперспективных населенных пунктов имеет параллельные пути: с одной стороны переселение нетрудоспособного населения на центральные усадьбы сельских поселений, с другой - переселение трудоспособного населения в перспективные благоустроенные населенные пункты Бердюжского района, что сможет удовлетворить потребности территории в рабочей силе.
Главными целями переселения являются:
- обеспечение максимально эффективной помощи гражданам, проживающим в неперспективных населенных пунктах, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
- формирование эффективного рынка трудовых ресурсов в пределах района;
- экономия бюджетных средств.
Основные задачи:
- содействие в переселении граждан в центральные усадьбы района;
- упразднение бесперспективных населенных пунктов.

II. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Реализация мероприятий рассчитана на период с 2013 по 2015 годы.
Данное экономическое обоснование можно считать первым этапом реализации политики администрации Бердюжского муниципального района в формировании рынка трудовых ресурсов и рациональной структуры населения.

III. ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Исходя из целей и задач были определены затраты на переселение граждан по строительству жилья для переезда в новые места жительства (с. Уктуз, с. Бердюжье).
В соответствии с таблицей 6 общая потребность в ассигнованиях на переселение по строительству жилья составляет сумму 48064,8 тыс. рублей.

Таблица № 6

Анализ соотношения затрат


Наименование Общая годовая сумма Общая сумма затрат на
населенного пункта затрат на содержание переселение, тыс. руб.
населенных пунктов,
тыс. руб. Всего В т.ч. по годам

2013 2014 2015

с. Мурашово 5500,0 48064,8 18129,7 22924,3 8010,8
д. Шашмурина


IV. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Главным результатом реализации мероприятий должно стать сокращение неэффективных бюджетных затрат в неперспективных населенных пунктах. По окончании переселения данные населенные пункты будут упразднены.
За последние 5 лет в Бердюжском районе проведена работа по упразднению одного населенного пункта - д. Второпесьяное Мелехинского сельского поселения. В настоящее время количество населенных пунктов в районе равно 32. В 2009 - 2010 годах была проведена работа по переселению последних четырех семей д. Крутоборегое Окуневского сельского поселения, что позволило сократить затраты на содержание 8 км дороги, 11 км электролиний, подстанции, подвоз 3-х детей в школу, медицинское обслуживание и т.д.
В текущем году планируется провести упразднение еще двух населенных пунктов района - д. Крутоберегое, д. Савина Окуневского сельского поселения. На этой территории проведено первое заседание Думы поселения, на котором утвержден состав комиссии по упразднению и определена дата предоставления Акта - 21.05.2013. До конца мая текущего года планируется представить весь необходимый пакет документов на рассмотрение Губернатору области.


------------------------------------------------------------------