По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 19.12.2013 N 1637 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. № 1637

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 22.11.2013 № 31/18108Д/13-6986), решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" принять к сведению (прилагается).
2. Предложить Правительству Тюменской области продолжить работу по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Тюменской области в части повышения эффективности распоряжения государственным имуществом Тюменской области и оптимизации его структуры.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 19.12.2013 № 1637

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УПРАВЛЕНИИ
И РАСПОРЯЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 22.11.2013)

Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" (далее - Закон) регламентирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяет полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Тюменской области.
В рамках Закона осуществляется решение задач по оптимизации структуры государственного имущества Тюменской области, обеспечению сохранности и эффективного использования государственного имущества, повышению эффективности управления государственным имуществом.
Результаты реализации Закона могут быть оценены исходя из анализа информации по следующим основным направлениям.
1. Эффективность управления и распоряжения областной собственностью с точки зрения решения задач социально-экономического развития Тюменской области.
Повышение эффективности использования государственного имущества является одной из важнейших задач, обозначенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 № 652-рп) и обеспечивающих повышение эффективности государственного управления в целом.
Целью деятельности уполномоченных органов исполнительной власти Тюменской области в сфере имущественных отношений при реализации Закона является содействие социально-экономическому развитию Тюменской области путем повышения эффективности использования государственного имущества, включающее в себя обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности Тюменской области в интересах населения.
Одним из средств повышения эффективности использования областной собственности является реструктуризация государственной собственности. При реализации данного направления осуществляется сокращение избыточной части имущества государственного сектора, не используемого для выполнения закрепленных за Тюменской областью публичных полномочий. При этом управление сохраняемой собственностью Тюменской области основывается на принципах строгого соответствия состава областного имущества полномочиям Тюменской области и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление.
Эффективное использование объектов государственного имущества, а также эффективная деятельность государственных предприятий и учреждений обеспечиваются контролем со стороны уполномоченных органов исполнительной власти Тюменской области посредством проведения в пределах своих полномочий проверок использования и сохранности областного имущества, участия в отраслевых балансовых комиссиях по рассмотрению результатов деятельности государственных унитарных предприятий Тюменской области, в наблюдательных советах автономных учреждений Тюменской области, посредством согласования совершения государственными унитарными предприятиями Тюменской области и областными учреждениями сделок с областным имуществом, согласования уставов областных организаций и программ деятельности по развитию государственных унитарных предприятий Тюменской области.
Так, вопросы функционирования государственных унитарных предприятий являются предметом постоянного контроля балансовой комиссии, созданной при департаменте имущественных отношений Тюменской области. Деятельность балансовой комиссии способствует сокращению числа государственных предприятий и учреждений Тюменской области при увеличении объема выполняемых ими функций.
Рассмотрение результатов деятельности государственных унитарных предприятий Тюменской области по итогам завершившегося финансового года балансовой комиссией позволяет на основании финансово-экономического анализа показателей их деятельности делать выводы о финансовой устойчивости предприятий, их платежеспособности, причинах убыточности и тенденциях повышения либо снижения эффективности их деятельности. На основании выводов балансовой комиссии формируются предложения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятий либо об их реорганизации, приватизации путем преобразования в хозяйственное общество или ликвидации.
В период 2011 - 2013 годов ежегодно проводилось от 3 до 5 заседаний балансовой комиссии, на которых рассматривались отчеты об исполнении программ деятельности государственных унитарных предприятий Тюменской области по итогам соответствующего финансового года, утверждались программы деятельности государственных унитарных предприятий Тюменской области на очередной финансовый год.
В частности, по результатам работы балансовой комиссии были сформированы предложения и приняты решения о ликвидации одного и приватизации двух предприятий (путем преобразования в хозяйственное общество).
По состоянию на 01.01.2011 в собственности Тюменской области находилось 23 государственных унитарных предприятия, в том числе четыре предприятия в процессе ликвидации и одно предприятие в стадии приватизации путем преобразования в хозяйственное общество.
По состоянию на 01.01.2012 в собственности Тюменской области находилось 19 государственных унитарных предприятий Тюменской области, в том числе два предприятия - в процессе ликвидации.
По состоянию на 01.01.2013 в собственности Тюменской области находилось 17 государственных унитарных предприятий Тюменской области.
По состоянию на 01.11.2013 в собственности Тюменской области числятся 16 государственных унитарных предприятий, в том числе два предприятия находятся в процессе приватизации, одно предприятие исключено из Единого государственного реестра юридических лиц как прекратившее деятельность.
В связи с оптимизацией количества государственных унитарных предприятий Тюменской области наблюдаются структурные изменения в составе организаций с государственной долей собственности: государственные унитарные предприятия Тюменской области в процессе приватизации преобразовываются в хозяйственные общества (открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в собственности Тюменской области, а также общества с ограниченной ответственностью со стопроцентной долей Тюменской области в уставном капитале).
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах является одним из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и управления хозяйственной деятельностью. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
В 2011 году в собственности Тюменской области находились пакеты акций, долей хозяйственных обществ в 42 открытых акционерных обществах, в 2012 году - в 39 открытых акционерных обществах, в 2013 году - в 30 открытых акционерных обществах.
Сокращение количества хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Тюменская область, осуществляется в части хозяйственных обществ, не имеющих значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, путем реализации пакетов акций (долей) и позволяет пополнить областной бюджет. Ликвидация убыточных и прекративших деятельность обществ также позволяет снизить расходы, связанные с управлением.
Участие Тюменской области в управлении автономными учреждениями осуществляется путем проведения заседаний наблюдательных советов автономных учреждений. В среднем за месяц проводится 15 заседаний, собираемых по инициативе учредителя либо директора автономного учреждения.
Для эффективного управления областным имуществом также осуществляются мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот областного имущества, находящегося в казне Тюменской области, и имущества, закрепленного на праве оперативного управления и на праве хозяйственного управления за областными учреждениями и областными предприятиями, временно не используемого ими в уставной деятельности.
Сохранность и функционирование собственности Тюменской области, не используемой для исполнения полномочий органов государственной власти Тюменской области, обеспечивается путем сдачи государственного имущества в аренду.
Так, по состоянию на конец 2012 года действовало 85 договоров аренды имущества казны Тюменской области и 318 договоров аренды имущества, закрепленного в оперативном управлении.
По состоянию на 01.11.2013 действует 60 договоров аренды имущества казны Тюменской области и 609 договоров аренды имущества, закрепленного в оперативном управлении за государственными учреждениями Тюменской области.
Рациональное управление государственным имуществом Тюменской области способствует пополнению областного бюджета.
Так, за 2011 год поступления в областной бюджет от использования областного имущества составили 2007560,8 тыс. руб., в том числе 103449 тыс. руб. - от передачи государственного имущества в аренду, 1894700,1 тыс. руб. - от приватизации государственного имущества, 6422 тыс. руб. - дивиденды, 2989,7 тыс. руб. - прибыль от государственных унитарных предприятий Тюменской области.
За 2012 год поступления в областной бюджет от использования областного имущества составили 1426624,9 тыс. руб., в том числе 99463 тыс. руб. - от передачи государственного имущества в аренду, 1271914,9 тыс. руб. - от приватизации государственного имущества, 54529 тыс. руб. - дивиденды, 718 тыс. руб. - прибыль от государственных унитарных предприятий Тюменской области.
За 2013 год по состоянию на 01.11.2013 поступления в областной бюджет от использования областного имущества составили 135712,5 тыс. руб., в том числе 71252 тыс. руб. - от передачи государственного имущества в аренду, 57503,4 тыс. руб. - от приватизации государственного имущества, 5166 тыс. руб. - дивиденды, 1791,1 тыс. руб. - прибыль от государственных унитарных предприятий Тюменской области.
Снижение объемов указанных поступлений в областной бюджет обусловлено объективными причинами, связанными, в частности, с внесением изменений в действующее законодательство, в соответствии с которыми бюджетные учреждения в случае сдачи в аренду с согласия собственника государственного имущества, переданного в оперативное управление, получают доходы от аренды такого имущества в самостоятельное распоряжение.
В целом деятельность органов государственной власти Тюменской области при реализации Закона способствует надлежащему осуществлению полномочий Тюменской области и направлена на повышение эффективности использования государственного имущества, создание в Тюменской области благоприятной экономической среды для развития бизнеса, привлечения инвестиций.
2. Выполнение прогнозного плана приватизации имущества Тюменской области в 2011 - 2013 годах.
Одним из направлений совершенствования структуры государственной собственности Тюменской области является приватизация государственного имущества.
При осуществлении приватизации особое внимание уделяется:
- оптимизации структуры государственной собственности Тюменской области, в том числе сокращению количества унитарных предприятий путем их реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого участия в управлении в акционерных обществах, и пакетов акций обществ, в которых отсутствует необходимость участия Тюменской области;
- повышению эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствованию мониторинга государственной собственности области и планирования доходов от ее использования.
В соответствии со статьей 16 Закона приватизация объектов, находящихся в областной собственности, осуществляется в соответствии с прогнозным планом приватизации государственного имущества Тюменской области, утверждаемым нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.
В 2011 - 2013 годах приватизация государственного имущества Тюменской области осуществлялась в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области: от 20.06.2011 № 197-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2011 год", от 23.01.2012 № 25-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2012 год", от 17.12.2012 № 542-п "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Тюменской области на 2013 год".
В целом за период 2011 - 2013 годов в прогнозные планы приватизации было включено 1538 объектов недвижимого имущества (включая земельные участки под объектами), из них приватизировано (реализовано) в указанный период 738 объектов. В настоящее время в процессе приватизации находится 727 объектов недвижимого имущества, по данным объектам проводится оценка, подготовка документов для продажи. После несостоявшейся продажи с использованием всех предусмотренных законодательством способов передан (предложен к передаче) в муниципальную собственность 31 объект.
По движимому имуществу за период 2011 - 2013 годов в прогнозные планы приватизации было включено 17900 объектов, из них приватизировано (реализовано) в указанный период 654 объекта. В настоящее время в процессе приватизации находится 16728 объектов движимого имущества, по данным объектам проводится оценка, подготовка документов для продажи.
Также за период 2011 - 2013 годов в прогнозные планы приватизации было включено 7 пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, из них приватизировано (реализовано) в указанный период два пакета акций (долей) хозяйственных обществ. В настоящее время в процессе приватизации находится два пакета акций (долей) хозяйственных обществ, по данным объектам проводится оценка, подготовка документов для продажи.
Помимо этого за период 2011 - 2013 годов в прогнозные планы приватизации было включено два государственных унитарных предприятия Тюменской области. В настоящее время указанные предприятия находятся в процессе приватизации.
Ввиду длительной процедуры приватизации, включающей оценку имущества и его продажу всеми способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", объекты, включенные в прогнозный план приватизации и не проданные в текущем году, включаются в прогнозный план на следующий год.
За указанный период не реализовано:
- 3 пакета акций (долей) хозяйственных обществ;
- 42 объекта недвижимости;
- 504 единицы движимого имущества.
Помимо этого за указанный период:
- 14 единиц движимого имущества перераспределено в связи с потребностью в имуществе областных предприятий и учреждений;
- имущество, способ приватизации которого предусматривает вклад в уставный капитал акционерных обществ, не приватизировано в 2013 году по причине того, что в хозяйственных обществах в настоящее время осуществляется эмиссия акций дополнительного выпуска, ввиду длительности указанной процедуры имущество будет приватизировано в 2014 году.
В 2011 году доходы от реализации государственного имущества Тюменской области составили 1867554,8 тыс. руб. при плановом значении 1874792 тыс. руб. Доходы от продажи земельных участков, собственность на которые разграничена (при приватизации имущества), в 2011 году составили 209,1 тыс. руб. при плановом значении 965 тыс. руб. Доходы от продажи акций в 2011 году составили 26936,2 тыс. руб. при плановом значении 26936 тыс. руб.
В 2012 году доходы от реализации государственного имущества Тюменской области составили 1251390,6 тыс. руб. при плановом значении 1205000 тыс. руб. Доходы от продажи земельных участков, собственность на которые разграничена (при приватизации имущества) в 2012 году составили 2922,3 тыс. руб. при плановом значении 3000 тыс. руб. Доходы от продажи акций в 2012 году составили 17602 тыс. руб. при плановом значении 17600 тыс. руб.
В 2013 году доходы от реализации государственного имущества Тюменской области по состоянию на 01.11.2013 составили 11537,9 тыс. руб., ожидаемая сумма поступлений за 2013 год составляет 57924 тыс. руб. при плановом значении 1285020 тыс. руб. Доходы от продажи земельных участков, собственность на которые разграничена (при приватизации имущества), в 2013 году по состоянию на 01.11.2013 составили 136,5 тыс. руб., ожидаемая сумма поступлений за 2013 год составляет 6975 тыс. руб. при плановом значении 5501 тыс. руб. Доходы от продажи акций в 2013 году по состоянию на 01.11.2013 составили 45829 тыс. руб., ожидаемая сумма поступлений за 2013 год составляет 123260 тыс. руб. при плановом значении 109124 тыс. руб.
Невыполнение плана поступлений от реализации имущества в 2013 году обусловлено тем, что 687 объектов газоснабжения, от приватизации которых планировалась основная сумма дохода, в настоящее время не проданы.
3. Соблюдение принципа целевого использования областной собственности, закрепленной за органами государственной власти области, государственными унитарными предприятиями Тюменской области и государственными учреждениями Тюменской области.
Эффективность управления государственным имуществом подразумевает принятие решений о перераспределении областного имущества, реализации излишнего и неиспользуемого для нужд Тюменской области имущества. Своевременное проведение данных мероприятий позволяет более эффективно использовать областное имущество, а также уменьшает налоговую базу по налогу на имущество и снижает расходы областного бюджета на содержание имущества и обеспечение его сохранности.
В соответствии с утвержденным планом-графиком проводятся плановые проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных предприятий Тюменской области и в оперативном управлении государственных учреждений Тюменской области.
В период 2011 - 2013 годов проведены проверки 10 государственных предприятий: ГУП ТО "Тюменьгеомониторинг", ГУП ТО "Архитектурно-градостроительный центр", ГУП ТО "Тюменский региональный телекоммуникационный центр", ГУП ТО "Тюменское региональное информационное агентство", ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод", ГП ТО "Исетский лесхоз", ГП ТО "Заводоуковский лесхоз", ГП ТО "Голышмановский лесхоз", ГП ТО "Тюменский лесхоз", ГП ТО "Ярковский лесхоз".
По результатам проверок проведена работа по оформлению прав на объекты недвижимого имущества и земельный участок ("Ишимский ветсанутильзавод"), оформлено право аренды имущества ("Архитектурно-градостроительный центр"), безвозмездного пользования ("Тюменский региональный телекоммуникационный центр"), приведены в соответствие с фактическими данными сведения, предоставляемые в реестр областного имущества.
На праве хозяйственного ведения у государственных предприятий находится следующее имущество:
- 87 объектов недвижимости, в том числе 45 зданий (строений, помещений), 42 сооружения (объекты связи - антенно-мачтовые сооружения);
- 509 единиц движимого имущества стоимостью свыше 200000 рублей, подлежащего учету в реестре государственного имущества (автотранспорт, оборудование).
Все имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения, используется государственными предприятиями в соответствии с уставной деятельностью.
По состоянию на 01.11.2013 в Тюменской области действует 245 государственных учреждений Тюменской области, из них 13 казенных учреждений, 65 бюджетных учреждений, 167 автономных учреждений.
В настоящее время государственные учреждения независимо от их типа (казенные, бюджетные, автономные) вправе в пределах, установленных законодательством, распоряжаться имуществом, находящимся в оперативном управлении.
В целях обеспечения использования по назначению и сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений Тюменской области, проводятся выборочные выездные проверки. За период 2011 - 2013 годов проведены проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении: ГАУ ТО "Управление государственной экспертизы проектной документации", ГАУ ТО "Областной центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири", ГБУЗ ТО (ранее ГЛПУ ТО) "Областная больница № 15" (с. Нижняя Тавда), ГУ ТО "Нижнетавдинская районная станция по борьбе с болезнями животных", Управление социальной защиты населения Нижнетавдинского района, АОУНПО ТО "Профессиональное училище № 50", ГАУ ТО "Центр занятости населения Нижнетавдинского района", ФКУ по Нижнетавдинскому району департамента финансов Тюменской области, ГКУ ТО "Фонд имущества Тюменской области", ГАУК ТО "ДК "Нефтяник", ГБУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр".
Выявленные в ходе выездных проверок нарушения в трех государственных учреждениях (отсутствие регистрации права оперативного управления на некоторые объекты) устранены в установленные актами проверок сроки.
Также проводятся документарные проверки на основании документов, представляемых государственными учреждениями и органами государственной власти для внесения изменений в реестр государственного имущества в связи с отчуждением или списанием движимого имущества. Оформление указанных документов государственных учреждений соответствует требованиям действующего законодательства.
Государственные учреждения активно используют установленную федеральным законодательством и статьями 18, 19 Закона возможность передачи в аренду и в безвозмездное пользование закрепленного за ними имущества.
Основной целью передачи в аренду указанного имущества является, как правило, проведение конференций, семинаров, установка банкоматов, платежных терминалов.
Департаментом имущественных отношений Тюменской области осуществляется контроль и принимаются решения о выдаче согласия на распоряжение имуществом либо об отказе в выдаче такого согласия. Так, в 2012 году было принято 146 решений о выдаче согласия на распоряжение имуществом и 44 решения об отказе в выдаче согласия. За 10 месяцев 2013 года принято 253 решения о выдаче согласия и 18 решений об отказе в выдаче согласия на распоряжение имуществом. Основной причиной отказа является непредставление необходимых документов.
Также имущество передается в безвозмездное пользование органам государственной власти, государственным учреждениям, органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, религиозным организациям.
Основное количество государственных учреждений, получающих согласие на распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении, составляют автономные и бюджетные учреждения.
Кроме того, принимаются решения о выдаче согласия на распоряжение имуществом с целью отчуждения имущества, закрепленного на праве оперативного управления. К отчуждению предлагается имущество, утратившее свои потребительские свойства и не позволяющее учреждениям достигать целей их деятельности. Отчуждение имущества осуществляется после определения рыночной стоимости такого имущества и изучения потребности в данном имуществе государственных учреждений Тюменской области.
Заявления о выдаче согласия на распоряжение имуществом с целью его отчуждения поступали только в отношении движимого имущества. Всего за период 2011 - 2013 годов было дано согласие на отчуждение в отношении 10 единиц движимого имущества.
На данный момент за государственными учреждениями Тюменской области закреплено более 3900 объектов недвижимого имущества, являющегося собственностью Тюменской области. Указанное имущество используется государственными учреждениями для осуществления деятельности, предусмотренной уставами учреждений, и служит достижению целей, ради которых эти учреждения созданы. В отношении движимого имущества также соблюдается принцип целевого использования имущества.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимаются решения об изъятии у государственных учреждений закрепленного за ними государственного имущества.
За период 2011 - 2013 годов принято 49 приказов об изъятии в казну Тюменской области имущества для дальнейшего перераспределения государственным учреждениям Тюменской области, а также неиспользуемого областного имущества для передачи в муниципальную собственность. До подготовки проекта распоряжения Правительства Тюменской области о передаче имущества в муниципальную собственность либо до включения такого имущества в прогнозный план приватизации изучается потребность в данном имуществе государственных учреждений Тюменской области. При наличии потребности государственных учреждений Тюменской области уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области принимаются решения о закреплении имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением Тюменской области.
4. Участие Тюменской области в деятельности хозяйствующих субъектов (управление пакетами акций, долей).
Реализация полномочий по управлению находящимися в собственности Тюменской области акциями (долями) хозяйственных обществ осуществляется в целях формирования эффективного механизма управления ими, повышения ответственности представителей Тюменской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ. Выполнение данной задачи способствует повышению экономической эффективности деятельности хозяйственных обществ, повышению эффективности финансовых вложений Тюменской области и получению в доход областного бюджета дивидендов (части прибыли) по акциям (долям) хозяйственных обществ, принадлежащим области.
В соответствии со статьей 13 Закона управление акциями (долями, паями), находящимися в областной собственности в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ), осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области, а также специализированное государственное учреждение Тюменской области в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 № 222-п "О департаменте имущественных отношений Тюменской области" осуществление от имени Тюменской области прав акционера (участника) хозяйственных обществ, в том числе решение вопросов участия Тюменской области в работе органов управления хозяйственных обществ, включая согласование голосования представителей Тюменской области в органах управления, внесение предложений в повестки дня общих собраний акционеров (участников) хозяйственных обществ и выдвижение кандидатур в органы управления, наделение представителей области для голосования на общих собраниях акционеров (участников) обществ соответствующими полномочиями, а также контроль за их деятельностью отнесены к полномочиям департамента имущественных отношений Тюменской области.
Управление акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется через представителей Тюменской области, избираемых в составы советов директоров и ревизионных комиссий хозяйственных обществ по решению общего собрания акционеров или по решению единственного акционера - Тюменской области в лице департамента имущественных отношений Тюменской области, а также путем участия представителей Тюменской области в общих собраниях акционеров.
Порядок выдвижения и деятельности представителей Тюменской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля областной собственности, установлен постановлением Губернатора Тюменской области от 28.12.2009 № 95 "Об утверждении Положения о порядке выдвижения и деятельности представителей интересов Тюменской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Тюменской области".
По состоянию на 01.11.2013 в собственности Тюменской области находятся пакеты акций (доли) 30 хозяйственных обществ (26 действующих, 3 - в процессе добровольной ликвидации, одно - не ведущее хозяйственной деятельности), в том числе:
до 25% (включительно) - 6 обществ;
от 25 до 50% (включительно) - 3 общества;
от 50 до 100% - 6 обществ;
100% - 15 обществ.
Тюменская область как акционер имеет право на участие (через своих представителей) в общих собраниях акционеров и право на получение дивидендов.
Так, в 2013 году представители Тюменской области приняли участие в 7 внеочередных и 12 годовых общих собраниях акционеров, а также в 92 заседаниях советов директоров в 30 хозяйственных обществах.
Также в 2013 году в отношении хозяйственных обществ, 100% акций которых принадлежит Тюменской области, в соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" и пунктом 1.7 Положения о порядке выдвижения и деятельности представителей интересов Тюменской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Тюменской области, оформлено 49 приказов департамента имущественных отношений о решениях общего собрания акционеров, из них 28 решений внеочередного общего собрания акционеров и 21 решение по вопросам годового общего собрания акционеров.
По итогам деятельности за 2012 год 20 хозяйственными обществами получена чистая прибыль, в 2013 году в бюджет области перечислены дивиденды в размере 5166000 рублей при плановом показателе 2865000 рублей.
5. Объем поступления в областную собственность объектов, переданных в порядке разграничения и перераспределения государственной и (или) муниципальной собственности, и эффективность их использования.
Разграничение собственности, в том числе передача унитарных предприятий и учреждений Тюменской области, иных объектов, необходимых для решения вопросов местного значения, из областной собственности в муниципальную собственность и передача предприятий, учреждений и иных объектов, необходимых для решения вопросов областного значения, из муниципальной собственности в областную собственность служит основой для формирования бюджетов бюджетной системы.
Формирование объектов областной собственности осуществляется не только путем их создания или приобретения за счет средств бюджета Тюменской области, но и посредством поступления имущества, переданного в порядке разграничения и перераспределения государственной и (или) муниципальной собственности.
В областную собственность в порядке разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности в 2011, 2012 годах и за 9 месяцев 2013 года поступило следующее имущество, определенное статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":
- в рамках реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) из муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области принято 7 учреждений здравоохранения;
- в рамках реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), по организации предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области принято 5 образовательных учреждений среднего профессионального образования;
- из муниципальной и федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области переданы объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (движимое имущество Центра дзюдо и спортивно-технологическое оборудование искусственного льда с. Уват - крытый хоккейный корт);
- для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений, из муниципальной собственности принято 2 объекта недвижимого имущества (для размещения многофункциональных центров), из федеральной собственности - 5 объектов недвижимого имущества, 14 транспортных средств и 2906 единиц движимого имущества Фонда обязательного медицинского страхования;
- из федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области принято 53 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры);
- в целях исполнения требований Федеральных законов от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении" и от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и создания условий для безопасной эксплуатации газораспределительной системы Тюменской области из муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области принято 858 газопроводов.
Принятое в государственную собственность Тюменской области имущество используется для реализации полномочий органов государственной власти Тюменской области в соответствии с действующим законодательством.
6. Основные проблемы, возникающие в процессе реализации Закона Тюменской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области".
В процессе деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом Тюменской области наряду с позитивными тенденциями выявлены и некоторые негативные, в частности, несоответствие количественного и качественного состава имеющегося в собственности имущества, необходимого для осуществления полномочий Тюменской области. Решение данной проблемы осуществляется путем реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития имущественных отношений в Тюменской области", одной их задач которой является эффективное распоряжение государственным имуществом Тюменской области и оптимизация его структуры.
В целом сфера действия Закона регламентирована нормативными правовыми актами в достаточной степени, проблемы, возникающие в ходе реализации Закона, носят преимущественно оперативный, технический характер.


------------------------------------------------------------------