По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тюменской областной Думы от 19.12.2013 N 1650 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2009 N 1668 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Состояние и перспективы развития растениеводства в Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. № 1650

ОБ ИНФОРМАЦИЯХ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 24.09.2009 № 1668 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ДНЯ ДЕПУТАТА ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РАСТЕНИЕВОДСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2009 № 1668 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Состояние и перспективы развития растениеводства в Тюменской области", представленные в областную Думу: заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю.Костаревой (письмо от 19.11.2013 № 31/18087д/13-6877), проректором по научной работе Государственного аграрного университета Северного Зауралья О.М.Шевелевой (письмо от 15.10.2013 № 0311204), директором государственного научного учреждения "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья" Е.П.Реневым, председателем президиума Совета муниципальных образований Тюменской области В.А.Рейном, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информации о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2009 № 1668 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Состояние и перспективы развития растениеводства в Тюменской области" принять к сведению (информации Правительства Тюменской области и президиума Совета муниципальных образований Тюменской области прилагаются).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области обратить особое внимание на рациональное использование пашни в целях полного обеспечения потребности в зерновых и технических культурах, картофеле и овощах.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 19.12.2013 № 1650

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 24.09.2009 № 1668 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДНЯ ДЕПУТАТА ПО ТЕМЕ:
"СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу заместителем Губернатора
Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора
Тюменской области Т.Ю.Костаревой 19.11.2013)

Органами исполнительной власти Тюменской области продолжена работа по реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" (далее - Программа).
В рамках Программы осуществляются мероприятия, направленные на расширение посевных площадей за счет ввода в оборот неиспользуемой пашни и залежных земель.
В 2013 году в целях расширения посевных площадей введено в оборот 1,3 тыс. га неиспользуемой пашни и залежных земель. Вся посевная площадь составила 1 105,8 тыс. га.
Продолжается работа по повышению уровня технической оснащенности и механизации производства, формированию эффективно функционирующего парка сельскохозяйственной техники и оборудования.
В 2012 году сельскохозяйственными предприятиями Тюменской области было приобретено 1 197 единиц основных видов сельскохозяйственной техники, в том числе 414 тракторов, 177 зерноуборочных комбайнов и 27 самоходных кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок. Данные годовые объемы приобретения техники являются наибольшими за период 2008 - 2012 годов.
Продолжается работа по техническому переоснащению машинно-тракторного парка области путем увеличения доли зерноуборочных комбайнов 4-го, 5-го класса и выше, самоходных кормоуборочных комбайнов и кормозаготовительных комплексов и тракторов мощностью 100 л.с. и выше. Изменение структуры парка посевных машин позволяет иметь высокую среднюю выработку на 1 широкозахватный посевной комплекс свыше 1 600 га, что в 5 раз выше, чем у традиционно используемых посевных агрегатов.
Применение в агропромышленном комплексе Тюменской области высокопроизводительных многофункциональных машин нового поколения, значительно повышающих производительность труда, способствовало стабильному снижению удельного расхода дизельного топлива. Так, в период с 2008 года удельный расход дизельного топлива снизился на 5,1 кг/га и составил в 2013 году 66,2 кг/га, что на 33,8 кг/га ниже, чем при традиционно используемых технологиях.
Продолжается работа по организации деятельности дилерских центров мировых производителей сельскохозяйственной техники и проведению на их базе научно-методических и обучающих семинаров.
В 2013 году в Тюменской области осуществляют свою деятельность 22 дилерских центра по продаже и обслуживанию сельскохозяйственных машин.
Проводимая в Тюменской области работа по техническому переоснащению отрасли сельского хозяйства способствовала высокой степени подготовки машинно-тракторного парка к полевым сельскохозяйственным работам.
Готовность основных видов сельскохозяйственной техники к началу полевых работ в 2013 году составляла в среднем по области: тракторов - 100%, сеялок - 100%, культиваторов - 100%, зерноуборочных комбайнов - 100%, зерносушилок - 99%, что соответствовало уровню готовности в 2012 году.
Продолжается реализация мероприятий, направленных на повышение продуктивности пашни.
Под урожай 2013 года внесено 109,5 тыс. тонн минеральных удобрений, или 36,4 кг действующего вещества на 1 га пашни, что превышает показатели 2012 года (в 2012 году внесено 91,2 тыс. тонн минеральных удобрений, или 28,1 кг действующего вещества на 1 га пашни). В 2013 году внесено около 1 млн. тонн органических удобрений.
В 2013 году проведены работы по химической мелиорации земель на площади 1 911 га (в 2012 году - 1 642 га), до конца года планируется еще выполнить работы по известкованию кислых почв на площади 100 га.
Кроме того, с 2013 года производится оказание несвязанной поддержки в области растениеводства путем возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Федеральными государственными бюджетными учреждениями - государственными станциями агрохимической службы "Тюменская" и "Ишимская" на договорной основе с сельскохозяйственными предприятиями области проводится агрохимическое обследование пашни, проведено обследование на площади 29,5 тыс. га. До конца 2013 года будет дополнительно проведен агрохимический анализ пашни на площади 33 тыс. га.
Мероприятия по протравливанию семян и гербицидной обработке посевов сельскохозяйственных культур проводятся на основании фитоэкспертизы семян зерновых и зернобобовых культур и фитосанитарного мониторинга посевов сельскохозяйственных культур, проводимого Россельхозцентром по заказу уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области. В 2013 году обеззараживание семян зерновых и зернобобовых культур проведено в объеме 148,3 тыс. тонн (в 2012 году - 143,5 тыс. тонн), химическая прополка проведена на площади 707,7 тыс. гектаров (в 2012 году - 670,4 тыс. га).
Продолжается внедрение новых технологий в растениеводстве. В связи с переходом зерновой отрасли на новые модели техники (тракторы и сельхозмашины) доля посева зерновых культур по ресурсосберегающим технологиям от общей площади их посева в 2013 году составила 91%. Возделывание картофеля и овощей открытого грунта по индустриальным и интенсивным технологиям осуществляется на площади свыше 92% от общих площадей посадки. Почти четверть посадочной площади орошается. Применение полива позволило повысить валовой сбор, стабилизировать объемы производства картофеля и овощей по годам, минимизировать влияние погодных условий на урожай культур.
Внедрение ресурсосберегающих технологий производства продукции растениеводства позволяет снизить темпы роста затрат на ее производство по сравнению с темпами роста цен на материально-технические ресурсы, потребляемые агропромышленным комплексом Тюменской области.
В рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" продолжается субсидирование посева многолетних трав. Ежегодно на данные цели за счет средств областного бюджета выделяются денежные средства.
Дальнейшая интенсификация отрасли растениеводства будет осуществляться на основе внедрения новых сортов сельскохозяйственных культур, прошедших систему государственного сортоиспытания, совершенствования системы семеноводства сельскохозяйственных культур, применяемых технологий производства продукции на основе оснащения материально-технического парка агропромышленного комплекса Тюменской области современной высокоэффективной техникой.
Структура посевных площадей и объемы производства продукции растениеводства ежегодно изменяются под воздействием потребности внутреннего и внешнего рынка, а также складывающейся ценовой ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции. В производство внедряются культуры, востребованные на рынке. По сравнению с аналогичным показателем 2012 года в шесть раз увеличилась площадь возделывания сои и составила 2 402 гектара. Площадь возделывания рапса на семена сохранилась на уровне 2012 года, но благодаря совершенствованию технологии возделывания данной культуры ее производство увеличилось более чем на 30%.





Приложение 2
к постановлению областной Думы
от 19.12.2013 № 1650

ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 24.09.2009 № 1668 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДНЯ ДЕПУТАТА
ПО ТЕМЕ: "СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу председателем
президиума Совета муниципальных образований
Тюменской области В.А.Рейном 03.12.2013)

Советом муниципальных образований Тюменской области была проведена работа по рассмотрению вопроса об интенсификации процессов внедрения новых технологий в сельское хозяйство Тюменской области, создания Тюменского агротехнопарка.
В рамках подготовки данного вопроса был проведен анализ существующих проблем, рассмотрен положительный опыт в данной сфере.
В результате проведенного анализа, применительно к Тюменской области, нужно отметить следующее.
Согласно статистическим сведениям, характеризующим инновационную деятельность в Тюменской области и на юге области (без автономных округов) за 2008 - 2012 годы, регион имеет результаты, приведенные в таблицах ниже.

Основные показатели инновационной деятельности организаций
(без субъектов малого предпринимательства)


Субъект и показатель деятельности 2008 2009 2010 2011 2012

Тюменская область

Число инновационно активных 82 101 134 139 111
организаций на конец года,
единиц,

занимающихся инновациями:

технологическими 64 70 107 120 91

маркетинговыми 9 8 32 28 19

организационными 29 48 62 65 46

Удельный вес организаций, 6,5 7,5 9,8 9,8 8,2
осуществляющих инновации, в общем
числе обследованных организаций,
в %,

занимающихся инновациями:

технологическими 5,0 5,2 7,8 8,5 6,7

маркетинговыми 0,7 0,6 2,3 2,0 1,4

организационными 2,3 3,6 4,5 4,6 3,4

Затраты организаций на инновации 23354,9 23900,1 29450,7 34113,2 33990,1
- всего, млн. рублей

в том числе:

на технологические 22741,6 23379,8 2908,5 33700,8 33666,0

маркетинговые 89,6 15,4 8,1 94,7 131,7

организационные 523,7 505,0 234,1 317,8 192,5

Удельный вес затрат на инновации
в общем объеме отгруженных 0,9 0,8 1,0 0,8 0,7
товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, в %,

в том числе:

технологические 0,9 0,8 0,9 0,8 0,7

маркетинговые 0.0 0,0 0,0 0,0 0,0

организационные 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Удельный вес инновационных
товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, оказанных
услуг, в % 0,7 0,4 0,9 1,8 0,6

Объем отгруженных инновационных 14,9 23,6
товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, связанных с
нанотехнологиями, млн. рублей



Субъект и показатель деятельности 2008 2009 2010 2011 2012

Тюменская область (без автономных
округов)
Число инновационно-активных
организаций
на конец года, единиц, 30 40 58 60 53
занимавшихся
инновациями:
технологическими 21 28 47 53 37
маркетинговыми 4 4 21 17 14
организационными 12 17 31 30 29
Удельный вес организаций,
осуществлявших инновации,
в общем числе обследованных
организаций, в % 7,4 8,9 12,4 11,7 11,3
занимавшихся
инновациями:
технологическими 5,2 6,2 10,1 10,3 7,9
маркетинговыми 1,0 0,9 4,5 3,3 3,0
организационными 3,0 3,8 6,6 5,8 6,2
Затраты организаций на инновации -
всего, млн. рублей, 403,8 791,3 399,2 3238,2 4255,1
в том числе:
технологические 381,7 460,7 379,3 3089,1 4061,0
маркетинговые 4,2 1,2 4,4 93,0 130,1
организационные 17,9 329,4 15,5 56,1 64,0
Удельный вес затрат на инновации в
общем объеме отгруженных
товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, в %, 0,4 0,2 0,1 0,4 0,5
в том числе:
на технологические 0,3 0,1 0,1 0,4 0,4
маркетинговые 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
организационные 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0
Удельный вес инновационных
товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, оказанных
услуг, в % 2,0 0,4 0,5 0,5 0,6
Объем отгруженных инновационных
товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, связанных с
нанотехнологиями, млн. рублей - - - 14,9 23,6


Основные показатели инновационной деятельности малых
предприятий (без микропредприятий)


Субъект и показатель деятельности 2007 2009 2011

Тюменская область
Число малых предприятий, осуществлявших
технологические инновации, на конец года, единиц 14 25 31
Удельный вес предприятий, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, в % 4,6 4,8 5,5
Затраты на технологические инновации, млн. рублей 208,3 86,3 246,3
Удельный вес затрат на технологические инновации в
общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, в % 1,6 0,5 0,8
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в
общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,
оказанных услуг в % 0,2 0,6 0,9

Тюменская область
(без автономных
округов)
Число малых предприятий, осуществлявших
технологические инновации, на конец года, единиц 6 15 26
Удельный вес предприятий, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, в % 5,7 5,7 8,8
Затраты на технологические инновации, млн. рублей 51,8 34,9 120,4
Удельный вес затрат на технологические инновации в
общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, в % 1,7 0,5 0,9
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в
общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, в % 0,6 1,1 1,8


Такое положение дел обусловлено целым рядом общих проблем, из которых наиболее острыми являются:
1. Отсутствие в регионе достаточного количества специализированных консалтинговых и инжиниринговых компаний, способных профессионально и результативно осуществлять весь цикл услуг/работ по внедрению комплекса новых технологий, обеспечивающих постоянный рост конкурентоспособности, в том числе обеспечить на современном уровне:
- проектирование среднесрочных и долгосрочных бизнес-стратегий,
- исследование потенциала хозяйствующих в отрасли субъектов,
- формирование необходимого и достаточного дополнительного потенциала,
- разработку проекта поэтапного улучшения качества деятельности в увязке с выявленным у субъекта собственным и сформированным дополнительным потенциалом в соответствии с требованиями стандартов,
- практическое осуществление этапов разработанного проекта, достижение проектных значений,
- осуществление постоянного сопровождения проекта с целью формирования системы непрерывного улучшения качества деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями стандартов.
2. Наличие сдерживающих внешних факторов и системных ограничений, не позволяющих на региональном уровне сформировать ряд ключевых дополнительных потенциалов, необходимых для реализации проектов.
3. Зависимость выбора технологий от недостаточности собственного потенциала и необходимости привлечения дополнительного потенциала.
4. Недостаточное количество и невысокое качество собственного кадрового потенциала в данной сфере.
5. Невозможность эффективного замещения мерами государственной поддержки всех недостающих элементов рыночной системы в данной сфере.
В условиях зависимости выбора технологий, технологических партнеров от возможности одновременного получения необходимого дополнительного потенциала и крайне низкий коэффициент соотношения собственного и привлекаемого дополнительного потенциала ведут к интеграции в "чужую" технологическую культуру и определенной зависимости последующей деятельности от партнера.
В сложившихся условиях определяющим фактором повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и отрасли в целом, в т.ч. за счет внедрения новых технологий, является выверенный, стратегически оправданный выбор технологического партнера, интегрированного в глобальную конкурентную среду и имеющего на своей стороне стратегическое партнерство с финансовым или стратегическим инвестором.
Совет муниципальных образований Тюменской области (далее - Совет) рассматривает внедрение новых технологий как главное и неотъемлемое условие для создания высокопроизводительных и энергоэффективных агропромышленных кластеров на территории Тюменской области. В этой связи интенсификация процессов привлечения инноваций на сегодняшний день является ключевой задачей в деле развития сельскохозяйственной отрасли региона.
Аграрное производство составляет основу местных экономик подавляющего большинства муниципальных образований, на территории которых проживает примерно одна треть населения Тюменской области. Учитывая данное обстоятельство, Совет на протяжении последних трех лет разрабатывает и осуществляет ряд проектов, направленных на содействие инновационному развитию АПК в регионе. В настоящее время можно констатировать тот факт, что областные органы власти оказались перед необходимостью разработки эффективных подходов к интенсификации процессов внедрения новых технологий в сельское хозяйство. Органам власти необходимо создать все условия для того, чтобы процессы внедрения новых технологий не встречали на своем пути каких-либо преград, что, безусловно, касается вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы.
Совет привлек экспертов к изучению вопроса интенсификации внедрения новых технологий как управленческого процесса, отличающегося от инжинирингового проектирования. Так, по мнению научного сообщества, процесс интенсификации состоит из нескольких стадий, одной из которых является предварительная оценка факторов, влияющих на эффективность и своевременность внедрения новых технологий, таких как:
- вероятность неуспешного применения технологии на заданном отрезке времени с заданными характеристиками проекта, персонала, менеджмента, организации в целом. Возможный разброс характеристик эффективности в заданных условиях;
- возможный разброс требуемого времени на обучение, а также наличие ресурсов, затрачиваемых на внедрение технологии. Вероятность неуспеха при обучении технологии;
- соотношение между затратами на сочетание технологии с изменяющимися внешними условиями, возможными выгодами от полученного результата и вероятностью неуспешного исхода;
- ограничения на изменения внешних факторов, вероятность успеха и получаемые выгоды в определенных границах;
- соотношение между затратами на изменение технологии, возможными выгодами от полученного результата и вероятностью неуспешного исхода. Ограничения на возможные модификации технологии, ресурсозатраты и вероятность успешного использования результата в определенных границах.
В вопросе интенсификации процессов внедрения новых технологий в отрасли производства органам власти необходимо максимально гибко подходить к проблемам, с которыми сталкивается инвестор, и совершенствовать нормативно-правовую базу.
Совет инициировал и реализует ряд проектов в сфере АПК, предусматривающих внедрение новых, в том числе управленческих, технологий. Считаем, что реализация нижеуказанных проектов благотворно повлияет на интенсификацию внедрения новых технологий в Тюменской области:
1. Проект "Зеленая долина". Целью проекта является постепенный, поэтапный переход сельского хозяйства и АПК Тюменской области на производство экологически чистой "зеленой" продукции по технологиям на основе принципов концепции менеджмента "Бережливое производство" в сферах биоэнергетики, биоудобрений, биологической защиты растений и животных. На сегодняшний день в рамках проекта ведутся переговоры с коммерческими и некоммерческими партнерами из Германии по созданию в регионе энергонезависимых и высокоэффективных хозяйств, а также по внедрению технологий лицензирования "зеленой" продукции.
2. Проект "Качественное и количественное исследование потенциалов развития муниципальных образований Тюменской области". Данный проект направлен на изучение "точек роста" муниципальных образований региона. Представленная информация об имеющихся потенциалах развития сельских поселений Тюменской области может послужить базой для определения территорий, наиболее перспективных для внедрения новых технологий в аграрное производство. Исследованием, проведенным в 2013 году, охвачено 86,7% сельских поселений и сельских администраций региона.
3. Совместный проект Совета и Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина (филиал в Тюменской области). Цель данного проекта - дистанционная подготовка и консультирование специалистов аграрной отрасли и фермеров, в том числе по использованию инноваций в сфере сельского хозяйства. Планируется также взаимодействие с сельскими школами по проведению мероприятий для старшеклассников по обучению основам агробизнеса.
4. Форум технопарков. Мероприятие, запланированное к проведению в 2014 году, как площадка для обсуждения текущих вопросов менеджмента научной и инновационной деятельности в Тюменской области во всех секторах региональной экономики, включая сельское хозяйство.
В целях повышения конкурентоспособности продукции тюменских аграриев Совет видит необходимость в усиленной поддержке кооперативного движения на территории Тюменской области. Внедрение инноваций в АПК должно быть направлено в том числе на создание в регионе разветвленной высокотехнологичной инфраструктурной сети по хранению, переработке и сбыту заготавливаемой кооперативами сельскохозяйственной продукции.
В Тюменской области сегодня уже назревает необходимость создания агропромышленного технопарка, который стал бы научно-исследовательской и учебной площадкой для внедрения новых технологий в сельское хозяйство. В перспективе Совет считает целесообразным, во-первых, установление партнерских отношений между ним и агропромышленным технопарком по вопросам использования дистанционных средств для обучения применению передовых технологий аграрного производства, во-вторых, участие данного учреждения в планируемом к проведению в 2014 году форуме технопарков.


------------------------------------------------------------------